Общая характеристика предвидения
Условно предвидение можно определить как возможность предсказать будущие последствия тех или иных событий, процессов и явлений. Оно связано с причинно-следственными отношениями, на базе которых можно приблизительно предсказать то, что должно произойти после реализаций принятых решений. Событие А является причиной следствия Б, потому что если бы не было А, то не было бы и Б.Разумеется, предвидение предполагает знание этих причинно-следственных отношений и связей. Физик-профессионал может предсказать то, что не в состоянии сделать неспециалист в области физической науки. Необходимо иметь в виду и то, что одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами. Иначе говоря, следует учитывать плюралистичность причин и плюралистичность следствий.
Предвидение основывается на религиозной вере, знании астрологии, жизненном опыте и научных данных. Главное в религии, как известно, — вера в сверхъестественные силы (следует отличать религиозную веру от обычной веры, которая присуща любому нормальному человеку). В прежние времена утверждалось, что вместе с изменением общественных отношений, с улучшением материального положения людей они перестанут верить в Бога, в то, что какие-то таинственные силы помогут им обрести покой и счастье. Конечно, от материального положения людей во многом зависит влияние религии и религиозного мировоззрения. Человек, постоянно озабоченный поисками пищи и крыши над головой, легко поддается влиянию религии, легко верит хиромантам, гадалкам и т.д., так как надеется, что Бог ему в конечном счете поможет. Кроме того, влияние религии усиливается в смутные времена, когда общество переживает глубочайший кризис и когда неизвестно, как выйти из этого кризисного состояния. Но если даже всех людей сделать зажиточными и богатыми, все равно религиозное сознание не исчезнет. Более того, оно не исчезнет и в том случае, если бы все граждане получили высшее образование. Хорошо известно, что многие выдающиеся ученые были верующими.
Существенно подчеркнуть и то, что человек — единственное животное, осознающее конечность своего существования, свою смерть. Б.Рассел писал, что инстинкт страха перед смертью является наиболее важной человеческой эмоцией. Рано или поздно человек должен уйти в мир иной, и ему хочется верить в загробную жизнь, предвидеть, так сказать, свое инобытие. А такую веру и представление об этом инобытии обеспечивает ему религия. «Я слышал еще мальчиком, — пишет Аврелий Августин, — о вечной жизни, обещанной нам через уничижение Господа нашего, нисшедшего к гордости нашей»[187]. В критические минуты человек верующий обращается к знахарям и гадалкам, которые ему предсказывают будущее.
Религиозная вера для предсказания будущего используется не только в личной, но и общественной жизни. В античном мире, например, когда господствовало язычество, часто прибегали к помощи жрецов и прорицателей, которые должны были предсказать последствия военных походов. Так, готовясь к войне с персами и «желая воспросить Бога
0 предстоящем походе, Александр прибыл в Дельфы. Случилось так, что приезд его совпал с одним из несчастных дней, когда закон не позволяет давать предсказания. Сначала Александр послал за прорицательницей, но так как она, ссылаясь на закон, отказалась придти, Александр пошел за ней сам, чтобы силой притащить ее в храм. Тогда жрица, уступая настойчивости царя, воскликнула: «Ты непобедим, сын мой!».
Услышав это, Александр сказал, что не нуждается больше в прорицании, так как уже получил оракул, который хотел получить» .
Конечно, современные политики и государственные деятели не прибегают к помощи жрецов или пророков, хотя многие из них будучи верующими нередко обращаются к религиозным культам и пытаются заручиться их поддержкой при решении вопросов, имеющих для них и для руководимых или государств судьбоносное значение.
Что касается астрологии, возникшей еще в древности, то трудно определить, к какому жанру предвидения ее отнести. Но ясно одно: в современном мире место жрецов и прорицателей занимают астрологи, которые в зависимости от расположения небесных светил предсказывают судьбу человека, народов, государств и т.д. Многие специалисты в области астрологии доказывают ее важность и даже необходимость для предсказания будущего. В связи с этим, на мой взгляд, заслуживает внимание работа С.А.Вронского «Астрология: суеверие или наука?». Автор правильно пишет, что в мире все взаимосвязано, «что основа человеческой личности и судьбы определяется геокосмическими факторами, то есть всеобщими законами природы и Космоса, биологическими условиями, местом рождения и постоянного пребывания, окружающей среды и т.д. Сюда также относится и происхождение человека, его наследственные признаки, воспитание и образование, социальная принадлежность, профессия и деятельность, нрав и дух времени и отношения к нему, убеждения и мировоззрения, то есть все, что в той или иной степени может подействовать на физическое и психическое развитие данного человека, его мораль и этику, его образ жизни»[188]. Все это верно, но имеет ли отношение к гороскопу? Очень сомневаюсь. Очень трудно представить себе, чтобы с помощью астрологических данных можно было предсказать то или иное событие, скажем, войну или революцию, экономические кризисы или межнациональные конфликты.
Предвидение, связанное с жизненным опытом, предполагает учет жизненных перипетий, с которыми имеет дело каждый человек. Если, допустим, те или иные действия привели к нежелательным для меня последствиям, то я должен избегать повторного совершения этих действий. Но надо иметь в виду, что человек часто преследует одну цель, а полученный результат оказывается совсем нежелательным. Иначе говоря, трудно предвидеть те последствия, которые вызываются данными поступками. И все же не следует пренебрегать жизненным опытом.
Что касается научного предвидения, то оно представляет собой такую форму прогноза, которая строго базируется на научных данных, на всестороннем учете всех обстоятельств. Задача науки — открывать закономерности объективного мира, выяснять его имманентную логику развития и механизмы взаимодействия процессов и феноменов. Задача науки вместе с тем состоит в том, чтобы делать какие-то прогнозы, предсказывать возможные последствия тех или иных событий и действий.
Принято считать, что научное предвидение связано с динамическими и статическими закономерностями объективной действительности. Под первыми обычно подразумевают такие причинные связи и отношения, когда данное состояние обязательно имеет четко определенные последствия. Поэтому, если известны начальные условия, то можно предсказать результат. Если, например, известно, что поезд из Москвы отправляется в Псков и что в нем находится пассажир Сидоров, то можно предсказать, что Сидоров прибудет в Псков. Под вторым подразумеваются такие состояния, которые гетерогенны, и уже в силу этого нельзя однозначно предсказать их последствия. Статистические закономерности — это закономерности массовых явлений.
В сущности, все закономерности носят статистический характер, так как окружающий нас мир сложен и многообразен и никакие динамические законы не могут его охватить. Если взять, например, социум, то он очень гетерогенен, он представляет собой продукт взаимодействия людей, поступающих сознательно и преследующих сознательно поставленные цели. Люди индивидуальны и уникальны, невозможно проникнуть в их внутренний мир и предсказать, какие поступки они намерены совершить. Так, пассажир Сидоров может и не попасть в Псков, ибо он может выйти на какой-либо станции, заболеть в поезде и т.д.
Предвидение общественных процессов и явлений базируется на данных истории, социологии, статистики, демографии, политики, философии и других наук. Отсюда и сложность социального предвидения, отсюда и нередко появление утопических теорий и концепций. «Город Солнца» итальянского мыслителя Кампанеллы читается с большим интересом, но изложенная в нем теория носит утопический характер. Утопическими были и воззрения Сен-Симона, Фурье, Оуэна и многих других социальных мыслителей, потому что они не базировались на строго научном анализе социальных феноменов и процессов. Но можно привести пример научного предсказания, оказавшегося безошибочным. Речь вдет о научном предсказании, сделанном Энгельсом. Во введении к брошюре Борнхейма «На память ура-патриотам 1806-1807 годов» Энгельс, анализируя положение Пруссии, ее будущее развитие писал: «... для Пруссии-Германии невозможна уже теперь никакая иная война, кроме всемирной войны (выделено мною. — И.Г.). И это была бы всемирная война невиданного раньше размера, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, — сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемия, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются на мостовой... Такова перспектива, если доведенная до крайности система взаимной конкуренции в военных вооружениях принесет, наконец, свои неизбежные плоды»[189].
Эти строки Энгельсом были написаны 15 декабря 1887 года. Действительно, ровно через 27 лет была развязана первая мировая война, в которой Германия потерпела поражение. Нельзя не обратить внимание и на то, что многие высказывания Энгельса почти текстуально совпали с событиями этой войны (она длилась четыре года, в ней были вовлечены миллионы людей и т.д.). Это исключительный случай предвидения, который сделал Энгельс на базе изучения законов развития и функционирования общества.
Можно привести и другой пример предвидения. Находясь в ссылке на о. Святой Елены, Наполеон I предсказывал, что в будущем мир будет либо американской республикой, либо всеобщей русской монархией. В целом не ошибся бывший французский император, ибо в биполярном мире действительно доминировали США и СССР. Гениальный Наполеон такого рода прогнозы делал на основе того, что он отлично знал политическую жизнь современного ему мира.
Однако следует подчеркнуть, что всякое предвидение носит вероятностный характер. Чтобы точно предсказать то или иное будущее событие, необходимо выполнение многих условий, что практически невозможно в постоянно изменяющемся мире. Тем не менее человек потому и человек, что он постоянно стремится к предвидению возможных последствий своих поступков.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДВИДЕНИЕ
Политика представляет собой одну из форм регулирования отношений людей в процессе их совместной деятельности по производству материальных и духовных ценностей. Ее отличительной чертой является то, что она пронизывает все сферы общественной жизни — экономическую, социальную и духовную. Она затрагивает интересы миллионов и миллионов людей, от нее во многом зависит будущее общества, его стабильное развитие и процветание народа. Поэтому в ней чрезвычайно важную роль играет предвидение будущих последствий политических решений.
В современной западной литературе очень большое значение придают прогнозированию будущих взаимоотношений народов и государств. И это не случайно. Дело в том, что человечество находится на пороге XXI века. Каждое столетие оставляет в истории свой неповторимый след. XVII век — это век рационализма, придающего решающую роль в познании природных и социальных явлений разуму. Веком Просвещения называют XVIII век, провозгласивший необходимость просвещения всех граждан, чтобы они избавились от суеверий и невежества. Как же будет названо уходящее столетие? Прежде всего следует подчеркнуть, что оно коренным образом отличается от всех предыдущих столетий. Во-первых, это век атома. Именно в двадцатом веке начали осваивать ядерную энергию, открытие которой представляет собой величайшее достижение науки и техники. Во-вторых, это век научно-технической революции, совершившей качественный переворот не только в производительных силах, но и во всех сферах общественной и личной жизни. В-третьих, это век не только научно-технической революции, но и социальных революций. Самая крупная из них Октябрьская революция. Как бы теперь к ней ни относились, у Б.Рассела были основания, когда он писал, что «российская революция — одно из величайших героических событий в мировой истории. Ее сравнивали с французской революцией, но в действительности ее значение еще более велико. Она сильнее изменяет повседневную жизнь и структуру общества: она вносит также большие перемены в представления и убеждения людей» . В-четвертых, это век сформировавшегося единого исторического и политического пространства. В прошлые века многие народы, государства и даже континенты были исключены из мировой истории, поскольку они фактически играли в ней незначительную роль. Совсем другую картину мы наблюдаем в настоящее время. Все страны и народы так или иначе сотрудничают в области экономики, политики и культуры. Существуют различные организации, призванные разрабатывать соответствующие мероприятия по проведению международных форумов, совещаний, спортивных соревнований и т.д.
Благодаря современному транспорту, в считанные часы можно пересечь океаны и континенты, познакомиться с культурой, традициями и обычаями народов, что позволяет очень быстро освоить мировые духовные ценности. Нынешние средства массовой информации дают небывалую возможность увидеть и услышать то, что происходит в любой точке земного шара. Они формируют планетарное мышление, остро и живо реагирующее на все происходящее. В-пятых, это век глобальных проблем, к числу которых относятся проблемы войн, экологии и т.д., сущность которых состоит в том, что они касаются всех стран мира независимо от их социально-экономического строя и уровня развития. Они могут быть решены только усилиями, по крайней мере большинства стран мира. В-шестых, это век локальных и двух мировых войн. Десятки миллионов людей были убиты в войнах, а сотни миллионов были искалечены и ранены. Мировая экономика понесла огромные убытки, нанесен огромный ущерб культурным ценностям.
Таким образом двадцатый век, как уже отмечалось, резко отличается от всех предыдущих столетий по своему содержанию и насыщенности историческими событиями. Он передает двадцать первому веку великие достижения и вместе с тем множество неразрешенных проблем. Рефлексируя над этими проблемами, многие политики приходят к неутешительным выводам. Так, американский профессор Хантингтон опубликовал статью «Шок цивилизаций?», которая вызвала широкие отклики как в США, так и в Европе. «Мировая политика, — пишет Хантингтон, — входит в новую фазу, интеллигенции долго не пришлось ждать для изложения своих позиций относительно будущего. Одни писали о конце истории, другие о традиционном соперничестве наций под влиянием противоположных трудностей, т.е. трайбализма и мондиализма...»[190]. Все это, продолжает американский ученый, имеет место. Но в новом мире конфликты не будут носить экономический или идеологический характер. «Государства-нации будут играть по-прежнему главную роль в международных делах, но решающие мировые политические конфликты будут происходить между нациями и группа ми, принадлежащим к разным цивилизациям. Шок цивилизации будет доминировать в мировой политике» .
В течение последних двух веков, отмечает Хантингтон, западные государства воевали между собой для того, чтобы расширить свою территорию и оказывать политико-экономическое давление друг на друга. Холодная война разделила мир на три части, но сегодня это деление потеряло всякий смысл. Теперь страны следует классифицировать не на основании их политических или экономических систем или их уровня развития, а на базе их принадлежности к той или иной цивилизации. Люди разных цивилизаций имеют разные воззрения на отношения между Богом и человеком, между индивидом и группой, между гражданином и государством и т.д. У них также различаются воззрения на права и ответственность, на свободу и власть, на равенство и иерархию. Конечно, цивилизации взаимодействуют, но факт то, что они друг с другом не уживаются. Отсюда Хантингтон делает вывод о том, что в будущем конфликты будут происходить между цивилизациями, а не государствами. С критикой Хантингтона выступили Д.Белл, А.Безансон, А.Фонтен и другие. Белл заявил, что западной цивилизации угрожают не другие цивилизации, а распад семьи и семейных отношений. У.Пфафф объявил позицию Хантингтона опасной и ошибочной, так как она, по его мнению, неверно интерпретирует современные политические события и обобщает случайные и преходящие явления. Другие же критики Хантингтона обвиняют его в том, что он якобы проповедует пессимизм и будущий мир рисует в мрачных красках.
Вопрос не в том, прав или нет Хантингтон, а в том, что он ставит реальные проблемы, от решения которых действительно будет зависеть будущее человечества. Но эти проблемы, на мой взгляд, имеют не «цивилизационный», а политический характер. Цивилизации дифференцированы, но вместе с тем они имеют много общего и, как показывает исторический опыт, прекрасно сосуществуют и даже переплетаются, оказывая друг на друга взаимное влияние. Поэтому прогноз будущих событий связан с политикой, имеющей свои закономерности развития и внутреннюю логику. В политике главную роль играют интересы. Каждое государство, представляющее специфический политический организм, имеет свои внутренние и внешние интересы. Внутренние интересы связаны со стабилизацией общества, с необходимостью создания соответствующих условий гражданам для проявления своих физических и духовных потенций. Внешние же интересы связаны с защитой национального суверенитета, с расширением своего политического влияния и т.д. Внешние и внутренние интересы взаимосвязаны. Мы затронем только вопросы внешней политики, сделаем некоторые прогнозы относительно будущего мирового политического пространства.
Своеобразие нынешней международной ситуации состоит в том, что процесс образования нового политического пространства происходит не после окончания горячей войны, когда победители диктуют побежденным свои условия и те вынуждены идти на все уступки, а после окончания «холодной войны». Биполярный мир был заменен однополярным во главе с США, которые сегодня играют главную роль в международных делах. Однако в обозримом будущем им придется, на мой взгляд, столкнуться с другими великими державами, у которых тоже есть геополитические интересы. Здесь в первую очередь следует вспомнить Китай. Его население, как известно, составляет более одного миллиарда человек. Очень бурно развивается китайская экономика, в которой рыночный механизм удачно используется без разрушения сформировавшихся общественных структур. Сегодня Китай как бы представляет страну в себе, т.е. он как бы не стремится к распространению своего влияния на весь мир. Но всегда ли так будет? Полагаю, что нет, и Китай из страны в себе со временем превратится в страну для себя, т.е. в страну, которая будет стремиться к расширению своего политического пространства.
Нет сомнения в том, что Япония, чья экономика тоже стабильно развивается, не ограничится одним экономическим влиянием на мировые дела. Она, как и Китай, выйдет за пределы своих регионов и будет претендовать на то, чтобы оказывать большее влияние на ход международных дел.
Что касается Европы, то здесь объединенная Германия представляет собой самую мощную державу и ее влияние все время будет возрастать. Было бы наивно думать, что она забудет о своих исторических традициях и будет сидеть тихо и мирно и никакого внимания не будет обращать на то, что происходит в мире. Она уже сегодня активно вмешивается в европейские дела, а в будущем ее влияние выйдет за пределы Европы. Безусловно, Франция и Англия, обладающие ядерным оружием, будут защищать не только свои региональные, но и мировые интересы. Не исключено и то, что европейские державы, входящие в Совет Европы, будут проводить единую международную политику, хотя ведущие в нем государства будут прежде всего защищать свои геополитические интересы. Англия и Франция поддерживают тесные контакты со своими бывшими колониями и эти контакты по всей вероятности, будут расширяться и углубляться.
Что касается России, то очередной раз она переживает сложный период своей истории. И, как всегда, философы, политологи, публицисты, политики и др. дают разные прогнозы относительно ее будущего. Прежде всего следует иметь в виду, что в России любая власть, в том числе и политическая, носила вотчинный характер, на что в свое время обращал внимание В.О.Ключевский, когда изучал причины Смуты: «Государь, — писал Ключевский, — как союз народный, не может принадлежать никому, кроме самого народа; а на Московское государство и московский государь и народ Московской Руси смотрели, как на вотчину княжеской династии, из владений которой оно выросло. В этом вотчинно-династическом взгляде на государство я вижу одну из основных причин Смуты. Указанное сейчас недоразумение связано с общей скудостью или неготовностью политических понятий, далеко отстававших от стихийной работы народной жизни. В общем сознании, повторю уже сказанное, Московское государство все еще понималось в первоначальном удельном смысле, как хозяйство московских государей, как фамильная собственность Калитина племени, которое его завело, расширяло и укрепляло в продолжении трех веков. На деле оно было уже союзом великорусского народа и даже завязывало в умах представление о всей Русской земле как о чем-то целом; но мысль еще не поднялась до идеи народа как государственного союза. Реальными связями этого союза продолжали служить воля и интерес хозяина земли. И надобно прибавить, что такой вотчинный взгляд на государство был не династическим притязанием московских государей, а просто категорией тогдашнего политического мышления, унаследованного от удельного времени. Тогда у нас не понимали государство иначе, как в смысле вотчины, хозяйства государя известной династии, и если бы тогдашнему заурядному московскому человеку сказали, что власть государя есть вместе с тем и его обязанность, должность, что, правя народом, государь служит государству, общему благу, это показалось бы путаницей понятий, анархией мышления. Отсюда понятно, как московские люди того времени могли представлять себе отношения государя и народа к государству. Им представлялось, что Московское государство, в котором они живут, есть государство московского государя, а не московского или русского народа. Для них были нераздельными понятиями не государство и народ, а государство и государь известной династии; они скорее могли представить себе государя без народа, чем государство без этого государя» . Я специально привел эту длинную цитату, чтобы раскрыть смысл вотчинного характера власти. Это вотчинное отношение к власти сохранилось и в советскую эпоху, когда высшие руководители разных рангов фактически являлись хозяевами либо государства, либо тех регионов, которыми они руководили. Оно сохранилось и в нынешней России. Поэтому давать какие-то прогнозы относительно перспектив России чрезвычайно сложно. Здесь трудно рассчитывать на историческую преемственность, поскольку ее фактически нет, так как каждый государь, генсек или президент начинает все ломать и заново создавать государственные и иные структуры, полностью меняя ориентиры внутренней и внешней политики. И тем не менее какие-то прогнозы необходимо делать.
На мой взгляд, прежде всего новой России следует определить свое место в мире и путь своего внутреннего развития. Она должна иметь свою государственную (не партийную, а именно государственную) идеологию, которая должна четко и ясно определить интересы России, ее приоритетные направления и ориентиры, связанные с проведением внешней политики. Эта идеология должна ясно представлять себе экономические потенции страны, ее людские, географические и иные ресурсы, чтобы вести соответствующую внешнюю политику, направленную на расширение влияния роли Российского государства в международных делах. Она должна определить, может ли Россия быть великой или средней державой.
Если говорить о внутренней политике России, то в первую очередь следует иметь в виду, что Россия огромная страна, в ней проживают десятки народов со своими традициями, обычаями и укладом жизни. Россия не только многонациональна, но и многоконфессиональна. Поэтому ею трудно управлять. Традиционные западные демократические формы политического правления, годные для многонациональных государств со сравнительно небольшой территорией, вряд ли подойдут России. Но традиционные для самой России формы правления тоже изжили себя. Следовательно, требуется некий симбиоз, соединение различных форм, которые подошли бы России.
Перейду теперь к так называемому третьему миру, охватывающему слаборазвитые страны. Они оказались в очень трудном положении. Они лишены научного капитала, без которого немыслимо развитие экономики; у них нет информационного пространства, без которого невозможно формирование сознания и самосознания народа, нормальное развитие культуры. Падает их жизненный уровень, миллионы людей умирают от голода и болезней. Постоянно растет их долг развитым государствам. Возьмем африканский континент. Нельзя не согласиться с Д.Беллом, когда он пишет, что «среди бедных стран Африка является единственным континентом, население которого в конце 80-х годов оказалось в худшем положении, чем в конце 70-х и окажется в конце 90-х годов в еще более худшем положении, чем в течение 80-х годов» . Население Африки очень дифференцировано.
Местная элита живет на уровне европейских стандартов, говорит на европейских языках. Многие ее представители проповедовали панафриканизм, но эта идея потерпела поражение.
Не менее сложная ситуация сложилась и в странах Латинской Америки. Как пишет один из видных бразильских политиков Ж. Сарней, страны Латинской Америки отстали в области торговли, развития техники, конкурентоспособности выпускаемой продукции. Но главное состоит в том, что большинство населения, как и в Африке, живет в нищете. Пока в Латинской Америке доминируют США, но это вовсе не значит, что ситуация в будущем не изменится.
Не спокоен и арабский мир. Постоянные столкновения палестинцев с израильтянами свидетельствует о том, что очаг напряженности нелегко будет ликвидировать.
Таким образом, можно констатировать, что современная политическая ситуация в мире дает возможность спрогнозировать некоторые процессы и явления, которые в двадцать первом веке приведут к коренному изменению всего мирового политического пространства и международных отношений. Разумеется, эти прогнозы носят вероятностный характер, так как мир сложен и многообразен и могут произойти такие события, которые опровергнут любые наши предсказания.