Отклонение от традиционного опыта, связанное с его творческим развитием фиксируется понятием «новаторство».
ВОПРОС
КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
НАУКИ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Культура как универсальная категория. Многообразие подходов к определению феномена культуры: исторический, аксиологический, социологический, антропологический, психологический.
Субъект и функции культуры.
Культура — это все, что существует в человеческом бытии, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества.
Слово «культура» происходит от латин. cultura - возделывание, обрабатывание, образование, развитие. Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), в которой автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Постепенно происходит расширение смысла этого термина. В качестве самостоятельного существительного категория «культура» употребляется в работе «О праве естественном»(1684) немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694), противопоставлявшего деятельность воспитанного, «искусственного» человека и «темную, необузданную» силу природы. Понятие «культура» распространяется на все, созданное людьми. Начиная со второй половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке и к концу XX века под ним понимался весь искусственный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности.
Другими словами, культура это:
- совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии;
- своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории;
- различные формы человеческой духовности: мифология, религия, искусство, мораль, наука, философия, право и пр.
Способность человека создавать культуру отличает его от животного. Поэтому культура является не только результатом, но и процессом превращения человека из родового существа (индивида) в видовое - в личность.
В ходе исторического развития произошло значительное расширение и углубление понимания категории “культура”, вводились новые ее определения, число которых дошло до трехсот. В каждом из этих определений выражалось нечто структурно и функционально существенное и важное для понимания феномена культуры.
Существуют различные подходы к определению и пониманию культуры:
- исторический, рассматривающий культуру как феномен истории общества, развивающийся через передачу человеку опыта предшествующих поколений;
- аксиологический (ценностный), подчеркивающий, что культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми;
- социологический, понимающий культуру как фактор общественной жизни, как механизм, обеспечивающий совместную деятельность людей;
- антропологический, исходящий из того, что культура – это все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях;
- психологический, указывающий на связь культуры с психологией людей и подчеркивающий в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.
Понимание феномена культуры невозможно без выявления ее деятельного, созидающего творца – субъекта. В роли субъекта культуры выступают как отдельный человек, так и все человечество. Именно они являются творцами культуры, изменяя ее и внося в культуру нечто новое.
Культура как явление, сложившееся на основе общественно – исторической практики, имеет свои функции в социальной жизни. Само понятие “функция” (латин. functio – исполнение, выполнение, совершение, осуществление) вошло в научный оборот в XVII столетии, однако употреблялось главным образом в математике. Обретение данной категорией статуса культурологического понятия произошло в начале XX века, когда в социологической науке был поставлен вопрос об общественных функциях культуры, понимаемых в плане их жизненного предназначения.
К основным функциям культуры относятся следующие:
1. Познание и преобразование мира. Познание – это деятельность человека и общества, основным содержанием которой является адекватное отражение реальности. Однако, познание – это не только процесс достижения человеком и обществом неизвестных прежде факторов, явлений и закономерностей действительности и передача их с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа к иным народам. Познавательная человеческая деятельность проявляет себя и как особый фактор преобразования мира, изменяющий как материальную, так и духовно – социальную стороны жизни человека и общества. Другими словами, познавательная функция не только раскрывает культуру как способ человеческой деятельности, но и стимулирует творческий потенциал этой деятельности, вводя в окружающую человека действительность то, что не могло произойти без его участия.
Результатами действия этой функции культуры становятся:
- научно – технические открытия;
- социальные преобразования;
- развитие социокультурных институтов и учреждений.
2. Обеспечениеобщения и объединения людей. Культура является результатом общения и объединения людей. Именно благодаря этим двум факторам:
- создаются и развиваются основные феномены и элементы культуры, воплощенные в материальных предметах и духовных ценностях;
- достигаются солидарность и согласованность в действиях отдельных людей, социальных групп и человеческих сообществ;
- формируются единство и общность человеческих настроений и убеждений, чувств и идеалов.
Все это вместе взятое:
- создает культурно-историческую человеческую память;
- сохраняет связи между поколениями людей и формирует определенные национальные традиции;
- способствует нормализации условий для совместной жизни людей.
3. Формирование и поддержание системы ценностей. Ценность - это все то, что окружает человека в мире, что наполняет его жизнь смыслом и значением. Ценности вырабатываются и формируются:
- стимулируя оценочную деятельность людей;
- определяя отношения человека к миру и другим людям;
- ориентируя интересы отдельных людей и целых социальных групп.
В процессе социализации как отдельная личность, так и общество в целом обретают систему культурных ценностей, выраженную в убеждениях, идеалах, устремлениях и целях в нравственной, политической, правовой и иных сферах. Следует заметить, что число функций культуры велико (мы отметили лишь некоторые из них), но при этом все они социальны, т. е. предназначены для обеспечения жизнедеятельности как индивида, так и всего человеческого сообщества.
3 ВОПРОС
СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
Структура культуры. Понятие материальной и духовной культуры.
Традиции и новаторство в развитии культуры. Динамика культуры.
Культурогенез. Диалог культур.
Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовно-социальную.
В свою очередь материальная культура подразделяется на:
- производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;
- воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.
Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.
Понятие духовной культуры:
- содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.);
- показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).
Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину – добро – красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:
- теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;
- этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;
- эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.
Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества.
Процесс социализации личности включает в себя наследование и освоение индивидом определенного социокультурного опыта, т. е. традиции.
Традиция - это социокулътурное наследие, включающее в себя материальные и духовные ценности и процессы, передающиеся от поколения к поколению, представляющие исключительную важность и сохраняющиеся в различных сферах общественной жизни в течение длительного времени.
В свою очередь, культурное наследие представляет собой относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию. Речь идет о явлениях «чистого искусства», науки, философии, нравственно-религиозных ценностях и пр. Сюда же относятся и образцы «высокой», «элитарной» культуры, имеющие распространение в сравнительно узком кругу знатоков, ценителей, профессионалов. Именно эти стабильные, постоянные компоненты культуры и образуют основной фонд наследования культуры - т. е. ее воспроизводства, самосохранения и выживания в процессе культурно-исторического развития. Система традиций отражает целостность, устойчивость общества.
Отклонение от традиционного опыта, связанное с его творческим развитием фиксируется понятием «новаторство».
Традиции и новаторство в сущности своей понятия соотносительные. Их связь обеспечивает содержательную преемственность культурно-исторического опыта, сохранение и развитие культуры в целом. Традиции и новаторство связаны друг с другом рамками бесконечного диалога. Именно новаторство может оправдать жизненность и плодотворность традиции. Обращение современников к традициям прошлого само по себе является новаторским, ибо оно избирательно и открывает в традиции неиспользованные возможности. Современное соотношение традиции и новаторства характеризуется нарушением равновесия между ними, связанного с немыслимой прежде мерой свободы. «Новаторство ради новаторства» характерно для многих форм культуры и, прежде всего, для искусства, философии, науки, политики.
Динамика культуры представляет собой процессы и механизмы изменений в культуре, направленность этих изменений, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям своего существования.
Динамика культуры (от греч. dinamikos - сильный) - это не только само изменение культуры в движении, но и те процессы и механизмы, которые описывают данную трансформацию культуры. Выделяются различные, взаимодополняющие друг друга, подходы к изучению динамики культуры.
В динамических изменениях культуры задействованы:
- поступательно-линейное направление развития, представляющее последнее как линию, идущую из бесконечного прошлого в бесконечное будущее. Данное понимание развития характерно для западной цивилизации и механизированных обществ;
- фазовые, циклические (инверсионные) этапные формы движения, подтверждающие, что процессы, происходящие в культуре, аналогичны цикличности природных процессов, т. е. также имеют повторяемость, синхронность;
- волновые изменения и развитие по кругу, утверждающие, что каждый элемент культуры появляется лишь один раз в истории, в определенном месте, принадлежит одному «культурному кругу», вместе с которым распространяется по другим странам.
Формой резкого обновления культуры является взрыв. Если же нормы, знания, ценности в культуре долгое время неизменны, то они находятся в состоянии застоя.
Изменения проявляют себя в различных сферах культуры:
- в политике и праве;
- в искусстве и религии;
- в национальных и социальных отношениях и пр;
По своей направленности культурная динамика бывает:
- восходящей и нисходящей;
- интеграционной и дезинтеграционной;
- эволюционной и революционной.
В целом динамика культуры характеризуется устойчивым порядком взаимодействия ее различных элементов, их периодичностью, направленностью и чередованием определенных фаз развития.
Одним из видов социальной и исторической динамики культуры является культурогенез. Культурогенез - это процесс постоянного преобразования культуры как с помощью уже существующих форм и систем, так и путем возникновения новых феноменов, ранее не проявлявших себя в культуре.
Причиной преобразований в культуре является необходимость для человечества:
- приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям своего существования;
- формировать новые механизмы социализации и коммуникации.
Важное место в процессе культурогенеза занимает индивидуальный творческий поиск в научно-технической, художественной и иных сферах. Одним из способов взаимодействия различных субъектов культурно-исторического процесса является их диалог. Диалог культур - это взаимодействие, взаимопритяжение культур различных типов. Диалогичность, как способность к пониманию другого- является особым качеством культуры, которая стремится к цельности. Само своеобразие и уникальность культур подталкивает их к общению и диалогу.
В диалоге культур выделяются следующие основополагающие принципы:
- равный статус участников культурного взаимодействия, означающий то, что ни одна из сторон культурного процесса не должна пытаться достичь в любой форме превосходства над другой;
- тесное, а не поверхностное взаимодействие культур, обеспечивающее сохранение индивидуальности каждой из сторон диалога;
- общая цель у участников диалога культур, в процессе движения к которой трудности и недопонимания становятся менее значимыми и отходят на второй план.
Диалог - это не только взаимодействие крупных социокультурных образований, но и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру данных феноменов. Диалог содействует не только заимствованию личности лучшего из мирового культурного наследия, но и заставляет человека заглянуть вглубь себя, изменить и дополнить свое бытие.
Для того, чтобы более полно раскрыть облик других культур, необходимо подключить к данному процессу метаязык. Метаязык - это определенная логическая технология, позволяющая проанализировать, описать иную культуру, постигнуть ее смысл. Метаязык не только не устраняет национальные особенности, а наоборот их усиливает, используя при этом весь культурный опыт человечества. Данная культурологическая технология выполняет двоякую роль:
- сохраняет культурное своеобразие;
- стимулирует полноценный культурный диалог.
4 ВОПРОС
СОЦИАЛЬНЫЕ ФОРМЫ
СУЩЕСТВОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
Феномен массовой культуры. Специфические функции массовой культуры. Элитарная концепция культуры.
Массовая культура» (от латин. massa - ком, кусок и cultura - возделывание, воспитание) - в наиболее концентрированном виде представляет собой совокупность явлений культуры XX века, характерных для экономики, управления, досуга, общения и особенно, для сферы художественной культуры.
Эти явления включают в себя:
- особенности производства культурных ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе;
- рассчитанное на массовое потребление этой культуры.
Акцент делается и на «усредненный» уровень развития самих массовых потребителей данной продукции
Термин «массовая культура» был впервые обозначен немецким философом М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. В содержательном плане он достаточно противоречив, ибо предполагает не только «культуру для всех», но может обозначать и «не вполне культуру».
В дефиниции «массовая культура» подчеркивается:
- распространенность и общедоступность духовных ценностей;
- легкость их усвоения, не требующая особо развитого, утонченного вкуса и восприятия.
В основе современной расшифровки данной категории, как правило, подразумевается деятельность средств массовой информации и новых, так называемых «технических видов искусства», в первую очередь экранных (кино, телевидения, видео).
Как социальный феномен массовая культура является достоянием не только демократической общественной системы с ее ориентацией на рыночную экономику и культурный плюрализм. Следует заметить, что и при господстве тоталитарной общественной системы с ее тенденцией к уравниванию«всех ився», также имеются в наличии проявления массовой культуры, но они имеют иные формы реализации. В обоих случаях результаты такой культуры должны быть доступны и понятны всем возрастам, слоям населения, независимо от их социального положения, вероисповедания, уровня образования, национальной принадлежности.
Вместе с тем, неверно считать массовую культуру антикультурой. В настоящее время, и на уровне теории, и в практической ситуации прослеживается тенденция отказа от взгляда на данную форму социального движения культуры как на область «дурного», в лучшем случае «другого» вкуса.
Сегодня многими осознается, что от интенсивности распространения массовой культуры в обществе во многом зависит:
- способность людей адаптироваться к условиям рыночной экономики;
- адекватно реагировать на резкие ситуативные общественные изменения.
Массовая культура, обладая эскапистской, компенсаторной, суггестивной функциями, способна:
- обеспечить психологическую устойчивость населения в непростой социальной ситуации;
- увеличить его причастность к событиям политическим;
- сделать доступными для многих достижения науки и техники.
В современном понимании массовая культура - это объективный индикатор состояния общества, его заблуждений, типичных форм поведения, культурных стереотипов и реальной системы ценностей.
Произведения массовой художественной культуры призывают индивида интегрироваться в общественную систему, добиваясь своего места в ней, а не бунтовать против нее. Массовая художественная культура успешно воплощает в себе самый желанный человеческий миф - миф о счастливом мире. При этом она не зовет своего зрителя, слушателя, читателя строить такой мир, ее задача в другом - предложить реципиенту (т. е. все тому же зрителю, слушателю, читателю) убежище от реальности. И это, действительно, новый эскапизм, многократно усиленный средствами массовой информации и техническими видами искусства. Чем откровеннее большие художники говорят правду о мире, оставляя простого человека один на один с судьбой, с тяжелым бременем свободы, тем более востребованной для потребителя становится увлекательная сказка об этом самом мире.
По поводу истоков массовой культуры в культурологии существует ряд точек зрения:
- Предпосылки массовой культуры формируются с момента зарождениячеловечества, и уж, во всяком случае, на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг (например, «Библия для нищих»), рассчитанные на массовую аудиторию.
- Истоки массовой культуры связаны с появлением в европейской литературе XVII – XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрного романа, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромных тиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двух писателей: англичанина Даниэля Дефо (1660-1731) - автора широко известного романа «Робинзон Крузо» и нашего соотечественника Матвея Комарова (1730-1812) - создателя нашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков «Повесть о приключениях английского милорда Георга» и других не менее популярных книг.
- Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании, а затем и поддержанный в ряде ведущих европейских стран закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.
И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. Кристаллизация этого явления, как в области концептуально-теоретической, так и в сфере художественной культуры наиболее ярко проявила себя в США. Исследования многих историков культуры свидетельствуют о том, что ключевые структуры данного феномена получили бурное развитие именно в Америке конца XIX - начала XX веков. Можно согласиться с мнением ряда ученых о том, что массовая культура является историческим достижением США.
Известный американский социолог 3. Бжезинский писал по этому поводу следующее: «Если Рим дал миру право, Англия - парламентскую деятельность, а Франция - культуру и республиканский национализм, то современные Соединенные Штаты Америки дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру» //Brzezinski Z. Between Two Ages: American Role in the Techtronics Era. N.Y., 1970. - P. 24.
Формируемое массовой культурой сознание отличается консервативностью, инертностью, ограниченностью. Оно не может охватить все процессы во всей сложности их взаимодействия и развития. В практике массовой культуры массовое сознание имеет специфические средства выражения. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые имиджи и стереотипы. В массовой культуре формула (а в этом и есть сущность искусственно создаваемого образа - имиджа или стереотипа) – это главное.
В массовой художественной культуре используются такие жанры, как детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, триллер. Именно в рамках этих жанров создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим и моральным факторам. Задача современного массового искусства и состоит в том, чтобы сработать на крайне примитивном материале крайне профессиональным образом. Центром сюжета массового художественного произведения, его движущей силой является тайна.
Несмотря на свою кажущуюся бессодержательность, массовая культура имеет весьма четкую мировоззренческую программу, которая базируется на философских основаниях позитивизма, фрейдизма, прагматизма. Среди тех, кто анализировал проявления массовой культуры были X. Ортега-и-Гассет, 3. Фрейд, Д. Белл, М. Маклюэн и др.
В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем эли тарной культуры, с точки зрения представителей этого направления в культурологии, является высший привилегированный слой общества - элита (от франц. elite - лучшее, отборное, избранное).
Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита - по мысли сторонников этого направления, - обеспечивает общественный прогресс, поэтому художественная культура должна быть ориентирована на удовлетворение ее запросов и потребностей.
Основные элементы элитарной концепции культуры содержатся в философских сочинениях Артура Шопенгауэра (1788-1860) и Фридриха Ницше (1844-1900).
В своем основополагающем труде «Мир как воля и представление», завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяет человечество на две части:
- «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности);
- «людей пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).
В культурологической концепции Ф. Ницше, сформулированной им в известных трудах: «Рождение трагедии из духа музыки» (1872), «Человеческое, слишком человеческое» (1878), «Веселая наука» (1872), «Так говорил Заратустра» (1884) элитарная концепция проявляет себя в идее «сверхчеловека». Этот «сверхчеловек», имеющий привилегированное положение в обществе, наделен, по мысли Ф. Ницше, и уникальной эстетической восприимчивостью.
В XX веке идеи А. Шопегауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарной культурологической концепции Хосе Ортеги-и-Гассета(1883-1955) В 1925 году выходит в свет самое известное сочинение испанского философа, получившее название «Дегуманизация искусства», посвященное проблемам различия старого и нового искусства. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге - заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к его массе. Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то есть оно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Наоборот, новое искусство должно отчуждать людей от реальной жизни. «Дегуманизация» и есть основа нового искусства XX века. Новое искусство разделяет публику на тех, кто понимает его (то есть на художников) и на тех, кто художниками не является. Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привилегированные слои общества, а та его часть, которая обладает особым «органом восприятия». Именно эта часть общества способствует общественному прогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.
Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую и элитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы. Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика «чистогоискусства» или «искусства для искусства», которая нашла свое воплощение в ряде течений отечественной и западноевропейской культуры. Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культуры активно развивало и внедряло художественное объединение «Мир искусства» (см. в тексте книги).
5 ВОПРОС
ПОНЯТИЯ «БАЗОВАЯ»
КУЛЬТУРА И СУБКУЛЬТУРА
Традиционная культура. Субкультура. Контркультура.
Наиболее ранней, целостной и таким образом «базовой» является традиционная культура.
Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
В истории существовал ряд цивилизаций, культуру которых можно считать традиционной. Речь идет о Древнем Египте, Древнем Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии и пр. Данные традиционные общества воспроизводили существовавший образ жизни тысячелетиями, когда прошлое взрослых оказывалось будущим их детей. Гибель одних государств и возникновение на их месте других не меняло сам тип культуры. Основание культуры сохранялось, передавалось в качестве социальной наследственности, обеспечивая воспроизводство традиционного типа развития. Не только человек не ощущал разлада с обществом, но и природа органично взаимодействовала с данной культурой, многочисленными примерами доказывая с ней свое единство.
Однако при всей самобытности, своеобразии данных культурных образований, им присущи некоторые общие черты:
- ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур;
- приверженность существующим образцам поведения;
- господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании;
- медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности.
Первой исторической формой традиционной культуры была первобытная культура. Традиционный характер данной культуры обеспечил ей более длительное существование, чем у всех последующих исторических типов культуры. И все же на протяжении десятков тысяч лет в первобытной культуре происходили изменения, которые были поименованы археологами, как разные ступени каменного века, сменившиеся веками металла - бронзы и железа.
Традиционная культура присуща доиндустриальному обществу, в котором основным родом занятия является сельское хозяйство, охота и собирательство. Как правило, в таких культурах отсутствует письменность.
Наиболее полные сведения о традиционных культурах собраны:
- в «Этнографическом атласе» Дж. Мердока(1967);
- в «Ареальной картотеке человеческих отношений» (Human Relation Area Files), представляющей собой компьютерный банк данных на более чем 600 традиционных обществ.
Традиционная культура не стала достоянием истории. Традиционные общества с соответствующей им культурой существуют в Африке, Австралии, Южной Америке.
Еще одним подходом к структурированию культуры конкретного общества является выделение в ней так называемых субкультур.
Субкультура (от латин. sub. - под) - это целостная культура определенной социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей внешнего вида, языка (слэнга), художественного творчества.
В содержательном плане субкультура представляет собой закрытую систему ценностей и средств выражения, с помощью которых специфическое сообщество людей пытается переосмыслить доминирующую в обществе систему базовых ценностей, а в ряде случаев и противостоять ей.
Субкультуры существуют давно, исторически доказывая неоднородность любой культуры. Так в период позднего Средневековья и Возрождения народно-смеховая культура Западной Европы, в разнообразных субкультурных вариантах, противостояла официальной культуре. Русский ученый-лингвист Владимир Иванович Даль (1801-1872) в середине XIX века собирал образцы так называемого «байкового языка», другими словами — «вымышленный, малословный язык столичных мазуриков, воров и карманников». И хотя субкультурные зоны культуры автономны и закрыты, они не способны заменить или вытеснить господствующую культуру.
В современном мире различными субкультурами выступают:
- подростково - молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы социализации и пытающиеся создать специфический образ жизни и культивировать свою обособленность;
- криминальные субкультуры (хулиганы, мошенники, проститутки, наркоманы и пр.), создающие стандарты поведения, типичные только для данной среды;
- религиозные, авторитарные секты («Свидетели Иеговы», «АУМ Синрике» и пр.), исповедующие единомыслие и строжайшую дисциплину.
Социальное функционирование различных субкультур рассматривается в культурологии в рамках концепции человеческой социализации. Согласно данной теории, входящие в определенные субкультуры люди получают понятные им средства самопознания и самоутверждения.
Вся совокупность субкультур, претензии их на некую универсальность образуют контркультурные тенденции. Контркультура (от латин. contra - против) - это категория современного обществознания, обозначающая новые социокультурные ценности и установки, противоречащие фундаментальным принципам традиционной культуры. В современной культурологии понятие «контркультура» имеет два значения:
- противопоставление фундаментальным ценностям господствующей культуры;
- отождествление с молодежными антибуржуазными выступлениями 60-х годов XX века, которые продемонстрировали полное неприятие стержневых принципов западной культуры и отторжение ее как «культуры отцов».
Сам термин «контркультура» был введен в научный оборот американским социологом Теодором Роззаком (р. 1933). Носителем контркультуры является молодежь индустриально развитых стран Запада, а наиболее известными представителями - субкультуры «хиппи», «панков», «рокеров», «тинейджеров» и др. Деятели различных ветвей контр культуры:
- возводят в культ созерцательность и бесцельное времяпрепровождение;
- игнорируют индивидуально-личностный принцип жизни как высшую ценность классической западной цивилизации.
6 ВОПРОС