Вопрос 26. Структура, функции и типы политических систем.
Политическая система состоит из подсистем, которые взаимосвязаны между собой и обеспечивают функционирование публичной власти. Политическая система выступает в единстве всех подсистем. Структуру политической системы составляют:
1) Институциональная подсистема (совокупность институтов) включает в себя:
o Собственно политические организации: государство, политические партии, движения, некоторые общественные объединения политического характера. Государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни, т.к. оно концентрирует в своих руках большинство ресурсов и обладает монополией на законное насилие. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов.
o Несобственно политические организации, которые формируются для активной деятельности не в политической, а в других сферах жизни общества – экономической, духовной и иных. Это профсоюзы, кооперативные организации, творческие союзы и т.д. Кроме того, к ним относятся органы местного самоуправления, социальные партнерства, СМИ, церковь (в теократических и клерикальных государствах особенно) и т.п., обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения.
o Некоторые авторы выделяют также организации, имеющие в своей деятельности незначительный политический аспект (общества нумизматов, собаководов).
o Человек как субъект политической системы, как ее первичный элемент.
2) Нормативная подсистема оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан и включает в себя:
o правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;
o корпоративные нормы политического характера (содержатся в актах политических партий и общественных объединений, религиозные нормы);
o политические традиции и обычаи;
o правила политической этики.
3) Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе. Политической системе присущи следующие функции:
o функция политической социализации – сохранение и поддержание существующей модели политической системы путем приобщения индивида к политическим ценностям, следования принятым в обществе стандартам политического поведения и т.п.;
o функция адаптации к окружающей среде, ее возможностям путем подготовки и отбора субъектов власти;
o функция реагирования на импульсы и сигналы, идущие внутри политической системы и вне ее (новые требования групп, слоев населения и т.п.);
o экстракционная функция – наличие ресурсов для удовлетворения возникающих требований, получаемых из экономической, природной и другой среды;
o распределительная функция – распределение политической системой благ, услуг и статусов с целью обеспечения интеграции и согласия интересов различных групп внутри общества;
o регулирующая функция – управление, координация поведения индивидов и групп путем введения норм и правил, на основе которых они взаимодействуют, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил;
o иногда также называют функции: интеграции (объединение в единое целое различных структурных элементов политической системы), политико-идеологическая (проведение в жизнь концепций, идей, теорий и т.п.), информационная и т.п.
4) Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.
Доминирующая роль и ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Государство как политический институт обладает рядом признаков, которые отличают его от других негосударственных политических организаций, оказывающих существенное влияние на общество (партии, движения):
1) Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства, или подданства. Именно в наличии института гражданства выражается сущность государства как отдельного индивида. Осуществление власти на определенной территории требует установления его пространственных пределов – государственной границы.
2) Государство представляет собой организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые непосредственно управляют обществом. Механизм государства представлен институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Для поддержания нормальных условий существования общества государство применяет также принуждение, осуществляемое с помощью органов насилия – армии, служб охраны правопорядка.
3) Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство обладает правом на регулирование жизни общества с помощью законов, имеющих общеобязательный характер. Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).
4) Государство представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет выражается в верховенстве государственной власти и ее независимости от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство проявляется в: общеобязательности ее решений для населения, возможности отмены постановлений и решений негосударственных политических организаций, обладании рядом исключительных прав (издания законов), наличии специальных средств воздействия на население (аппарат принуждения и насилия).
5) Располагает широким арсеналом средств воздействия на граждан, юридических лиц и др. в целях подчинения их своим предписаниям. Это и меры убеждения, и принуждения, и договорные формы, и рекомендации, и поощрения, и меры контроля и надзора и др. Государство также определяет процедуры осуществления другими компонентами политической системы своей деятельности, границы последней (порядок участия в избирательных кампаниях).
Государство, т.о., обладает единством законодательных, управленческих, судебных и контрольных полномочий, и это единственная полновластная организация на территории страны. Другие субъекты политической системы не обладают подобными свойствами и полномочиями. Их власть распространяется только на членов данного объединения (политической партии и др.). Они не наделены суверенитетом, напротив, подчиняются тому режиму правовых отношений, который устанавливает для них государство. Государство является собственно политической организацией и частью политической системы. Государство особое звено политической системы. Главным звеном является личность.
Выделяются функции:
определения целей развития общества (исходных, глобальных, по сферам жизни, экономики и т.д.);
политической интеграции общества (в ходе политического руководства, политико-идеологической работы государства, партий и т.д.);
регулирования режима общественно-политической деятельности (разных субъектов); мобилизации ресурсов;
политическое управление делами общества (оно характеризует общее назначение политической системы);
интеграция (ее назначение – объединять различные структурные элементы политической системы в единое целое);
регулятивную (предназначена для регламентации политического поведения и политических отношений в обществе на основе политических норм и принципов);
информационную (возложенную в первую очередь на СМИ);
мобилизационную (включает использование ресурсов общества в соответствии с целями и программами его развития);
дистрибутивную (предполагает распределение нагрузки между различными компонентами политической системы);
Многообразие политических систем, существующих в современном мире, указывает на то, что на процесс их формирования и функционирования оказывает влияние множество факторов: исторические традиции, культура, экономическое развитие, зрелость гражданского общества, геополитические условия и т.д.
1) По характеру взаимоотношений с внешней средой: закрытые (имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны – СССР, Венгрия) и открытые (активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны – демократические государства Запада).
2) По политическому режиму (на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества): тоталитарные политические системы (характерны полной подчинение личности и общества власти, регламентация и контроля за всеми сферами жизни людей со стороны государства), авторитарные (основана на неограниченной власти одного лица или группы лип при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан) и демократические (приоритет прав личности, контроль общества над властью).
3) По содержанию и формам управления:
o либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности;
o коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости;
o традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;
o популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ;
o авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.
4) В зависимости от того, интересы какого класса выражает политическая система: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социалистическая) политические системы.
5) По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса:
o Для англо-американской политической системы (США, Великобритания) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы, политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.
o Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентаций, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии я т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.
o Доиндустриальные и частично индустриальные политические, системы имеют смешанную политическую культуру. Она состоит и: местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти здесь согласие и компромисс, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния у узкого круга лиц.
o Тоталитарные политические системы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида.