Ситуации, связанные с риском для прав человека
Цели выполнения работы: -проанализировать ситуации, опасные с точки зрения прав человека;
Описание проблемы
Существуют определенные обстоятельства и окружения, в которых организации с большой вероятностью столкнутся с вызовами и дилеммами, связанными с правами человека и риском обострения нарушений прав человека. Они включают:
— конфликт или чрезвычайную политическую нестабильность, несостоятельность
демократической или судебной систем, отсутствие политических и иных гражданских прав, бедность, засуху, критические проблемы здоровья или природные катастрофы;
— участие в добывающей деятельности или другой деятельности, которая может существенно повлиять на природные ресурсы, такие как вода, леса или атмосфера, или нарушить сообщества;
— близостью операций к сообществам коренного населения ;
— деятельностью, которая может влиять на детей или в которую дети могут быть вовлечены ;
— культурой коррупции;
— сложными цепочками [создания] добавленной стоимости, в которые входит работа, выполняемая на неформальной основе без юридической защиты;
— необходимостью масштабных мер по обеспечения безопасности объектов и других активов.
Организации следует
В ситуациях, охарактеризованных выше, организации следует действовать с особой осторожностью. Такие ситуации могут требовать расширенного процесса [применения] должной предусмотрительности для того, чтобы обеспечить соблюдение прав человека.
Осуществляя деятельность в окружении, к которому применимо одно или несколько таких обстоятельств, организация, вероятно, столкнется с необходимостью вынесения трудных и многогранных суждений относительно того, каким образом ей следует себя вести. Поскольку может не оказаться простой формулы и решения, организации следует основывать свои решения на первичной ответственности за соблюдение прав человека, при этом также способствуя продвижению и защите полной реализации прав человека.
Реагируя на эти [вызовы], организации следует учитывать потенциальные последствия своих действий, таким образом, чтобы желаемая цель соблюдения прав человека была достигнута. В частности важно не создавать другие нарушения. Сложность ситуаций не должна использоваться как повод для бездействия.
Проблема прав человека 3:
Избежание соучастия
Цель выполнения работы:
знатьинструменты для избежания соучастия организации в нарушении прав человека
Описание проблемы
В юридическом контексте соучастие определено в некоторых юрисдикциях как совершение действия или бездействие, существенно влияющее на осуществление незаконного действия, такого как преступление, при условии осведомленности о содействии в этом незаконном действии.
Вне юридического контекста, соучастие основывается на широких ожиданиях общества относительно поведения. В этом контексте организация может рассматриваться как замешанная, когда она помогает в осуществлении другими несправедливых действий, которые не соответствуют международным нормам поведения, или не соблюдают их, и могут привести к существенному негативному воздействию на окружающую среду или общество, о чем, применив должную предусмотрительность, организация знала или должна была бы знать.
Организацию могут также рассматривать как соучастника если она умалчивает о таких несправедливых действиях других или получает выгоды от них. Хотя их границы неточны и эволюционируют, были описаны три формы соучастия:
— Прямое соучастие. Оно происходит, когда организация сознательно содействует в нарушении прав человека.
— Соучастие с выгодой. Оно предполагает, что организация получает выгоду непосредственно от нарушения прав человека, совершенного кем-либо другим. Примеры включают организацию, позволяющую силам обеспечения безопасности подавить мирный протест против ее деятельности, или использующую репрессивные меры при охране ее объектов, или организацию, получающую экономическую выгоду от нарушения ее поставщиками основных прав в сфере труда.
— Молчаливое соучастие. Оно может включать ситуации, когда организация не поднимает перед соответствующими органами власти вопрос о систематическом или постоянном нарушении прав человека, например, не высказывается против систематической дискриминации отдельных групп в законодательстве о занятости.
Организации следует:
-проверять, что ее меры по обеспечению безопасности соблюдают права человека, и эти меры соответствуют международным нормам и стандартам правоприменения;
- персонал для обеспечения безопасности (нанятый постоянно, временно или по подряду) должен пройти соответствующее обучение, в том числе в части соблюдения прав человека; и на жалобы на процедуры и персонал по обеспечению безопасности следует реагировать и их расследовать своевременно и, где это адекватно, независимо.
Кроме того, организации следует:
— не предоставлять товары или услуги организации, которая использует их для того, чтобы осуществлять нарушения прав человека;
— не вступать в формальное партнерство с партнером, который совершает нарушения прав человека в контексте этого партнерства;
— обеспечить свою информированность о социальных и экологических условиях, в которых производятся закупаемые товары и услуги;
— рассмотреть возможность публичного заявления, или другого действия, демонстрирующего, что она не мирится с действиями по дискриминации при приеме на работу и работе по найму в затрагиваемых странах.
Организация может осознать, предотвратить риски соучастия и отреагировать на них путем внесения общих элементов юридических и общественных требований в свой процесс [применения] должной предусмотрительности.
Литература и материалы на основе которых выполняется работа (проблемы 1,2,3) | Рекомендации по выполнению задания |
1 Международная организация труда (МОТ): Конвенция 1989 года о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни (№ 169) 2. Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об обращении с военнопленными и Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны. 3. Организация Объединенных Наций (ООН): Конвенция о правах ребенка, 1989 г. 4. Организация Объединенных Наций (ООН): Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах, 2000 г. 5. Организация Объединенных Наций (ООН): Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, 2000 г. 6. Организация Объединенных Наций (ООН): Декларация ООН о правах коренных народов, 2007г. | 1.Изучите перечень опасных ситуаций с точки зрения прав человека. 2. Предложите инструменты для избежания соучастия организации в нарушении прав человека |
Проблема прав человека 4:
Удовлетворение жалоб
Цель выполнения работы:знать международные инструменты удовлетворения жалоб
Описание проблемы
Даже в тех случаях, когда [государственные] институты работают оптимально, могут возникать диспуты относительно воздействия деятельности и решений организации на права человека.
Эффективные механизмы удовлетворения жалоб играют важную роль в долге государства защищать права человека. В равной мере для того, чтобы реализовывать свою ответственность соблюдать права человека, организации следует создать механизмы для тех, кто считает, что их права человека были нарушены, чтобы заявить об этом организации и ожидать возмещения ущерба.
Этот механизм не должен ограничивать доступ к их праву использовать существующие юридические каналы. Негосударственные механизмы не должны подрывать стабильности государственных институтов, в частности юридических механизмов, но могут предоставить дополнительные возможности для обращения за помощью или возмещения ущерба.
Организации следует
Организации следует установить компенсирующие механизмы для собственного использования и для использования ее заинтересованными сторонами. Для того, чтобы эти механизмы были эффективны, им следует быть:
— легитимными: Сюда относятся ясные, прозрачные и в достаточной мере независимые структуры управления, предназначенные для обеспечения того, что ни одна сторона процесса рассмотрения конкретной жалобы не могла вмешиваться в честное проведение этого процесса;
— доступными: Следует анонсировать их существование, а также предоставлять помощь
жалующимся сторонам, которые могут столкнуться с препятствиями для доступа, такими как язык, неграмотность, неосведомленность или недостаток финансовых ресурсов, удаленность, или опасения преследования;
— предсказуемыми: Должны существовать ясные и известные процедуры, содержащие четкие временные рамки для каждой стадии и прозрачные в отношении того, какие типы процессов и результатов они могут и не могут предложить, и мер мониторинга выполнения любых результатов;
— справедливыми: Жалующимся сторонам следует обеспечить разумный доступ к источникам информации, консультациям и знаниям, необходимым для участия в честном процессе рассмотрения жалоб;
— совместимыми с правами: Результаты и правовые механизмы должны соответствовать международно-признанным стандартам прав человека;
— ясными и прозрачными:Хотя иногда может потребоваться конфиденциальность, процесс и результаты должны быть достаточно открыты для общественного изучения и должны придавать должный вес интересам общества;— основанными на диалоге и посредничестве:Жалующимся сторонам следует обеспечить право использовать альтернативные, независимые механизмы для вынесения решения по жалобе в тех случаях, когда двухсторонние механизмы, вовлекающие только жалующуюся сторону и
организацию, не достигают успеха.