Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма
Переход Западной Европы в стадию развитого феодализма обуславливался тем, что к XI в. изживаются элементы прошлых формаций – родоплеменные отношения и рабовладельческий уклад. Завершилось формирование феодальных отношений: крестьяне жестко поставлены в по-земельную и личную независимость от землевладельцев крепостными, а земельные собственники – феодалы образовали иерархическую структуру соподчинения. Постепенно происходит полный раздел общинных земель правящими сословиями. Церковь тоже становится крупным землевла-владельцем, обладая церковными и монастырскими землями на феодаль-ной основе. Начинаются феодальные войны за передел земельной соб-ственности и захват земель соседних народов на Востоке.
Параллельно с социальным развитием основной сферы – сельско-хозяйственного производства, идет рост городов, торговли, ремесленного производства.Средневековой город был в основе земельной общиной, вла-делец городского участка (торговец или ремесленник) – лично свободный человек, свободными в городах становились также и бывшие крепостные. Постепенно города завоевывали самостоятельность от феодалов и созда-давали свое самоуправление. Города, как центры торговли и ремесла, орга-низовывали свои союзы.
На севере Европы ведущее положение в XII-XIII вв. приобрел союз городов – немецкая Ганза, имевшая свою контору в Новгороде. На юге – это Венеция, Генуя. В городах растет производство оружия и рыцар-ских доспехов, сельскохозяйственных орудий (плуги), развивается шер-стяная и полотняная промышленность. В портовых городах закладыва-ются верфи для строительства кораблей. В XI-XII вв.городское ре-мес-ленное производство организуется в цеха закрытого профессиональ-ного характера. Постепенно в цехах возникает господствующий слой – мастера, которые нанимают рабочую силу. Королевская власть все более выступает в качестве регулятора отношений между крупными и мелкими землевладельцами, торговыми союзами и городским населением. Возни-кает сословно – представительная монархия.
Важное место в жизни феодального общества занимали религия и церковь. В ведении церкви были образование, воспитание молодого поколения, формирование духовного облика и морали общества. Церковь выступала и инициатором крупных военных походов на Восток, объединяя усилия ряда феодальных государств Западной Европы под религиозными лозунгами. Это были так называемые крестовые походы. Они знаменовали собой возникновение европейского феодального коло-ниализма. Власть церкви осенялась главенством Папы Римского над всеми христианскими государствами Западной Европы и стремлением епископов внутри этих государств встать над светской властью. Монастыри способствовали распространению грамотности, каменного дела, занимались и врачеванием сельского населения.
Католическая церковь подавляла свободомыслие и инакомыслие. Инквизиция жестоко расправлялась с еретиками.
Исторические корни и условия формирования Западноевропейской цивилизации (как синтез средиземноморской и атлантической) определили не только высокие темпы, цивилизационного развития, но и особый ее характер. Частная собственность и нидивидуалистические рыцарские военные традиции, потребность в расширении земельных владений из-за роста населения, господство католической религии придают ей особые черты. Ее отличают резкий индивидуализм, материальный рационализм и жестокий колониализм по отношению к другим народам. Показателем в этом отношении лозунг ордена меченосцев «кто не желает креститься, тот должен умереть». Эти черты Западноевропейской цивилизации отметил еще Н.Я. Данилевский, охарактеризовав ее как «уничтожительную» по отношению к другим народам. Именно эти черты сказались при экспанции Западноевропейских стран, вызванной стремлением к обогащению путем ограбления других народов. Вместе с тем нельзя отрицать достижения и авангардный характер Западноевропейской цивилизации данной формации как материальный, так и в духовных сферах развития человечества.