«Особенность Комиссии… была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку… Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» комиссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец-то тесное единение общества и власти. Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, которые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа»… Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой….
Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная… в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исключительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии…
Столкновение мнений по поводу крепостного права отразилось и на самом верху государства Российского…[В «Наказе»] крепостное право порицалось… «противно христианской вере и справедливости делать невольниками людей (они ведь рождаются свободными)», а вот приближенные и сподвижники оказались сторонниками рабства… Так увядали мечты… о великом и благотворном единении власти и общества. Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве… Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией…многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)».
Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Когда начала работу Уложенная комиссия?
Используя текст документа и знания по истории, укажите не менее трех положений «Наказа» императрицы Уложенной комиссии.
Используя знания по истории, укажите не менее трех причин свертывания работы Уложенной комиссии.
Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. |
Назовите не менее трех условий освобождения крестьян из крепостной зависимости по реформе 1861 г.
Приведите не менее трех последствий реформы 1861 г. для социально-экономического развития крестьянских хозяйств.
Ниже приведены две точки зрения на причины событий Смуты начала XVII в.:
1. Смута была вызвана политикой Бориса Годунова.
2. Причины Смуты коренились во внутренней политике Ивана Грозного.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания.
В течение 1993 г. в России нарастало противостояние между Президентом РСФСР и Верховным Советом РСФСР.
Назовите не менее двух причин, вызвавших политический кризис.
Каковы были его последствия? (Укажите не менее трех положений).
Сравните внешнюю политику Советской России в 1920-е и 1930-е гг.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • …………………………………………………………………. • …………………………………………………………………. |
Различия |
… | … |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | ––––– |
––––– | • …………………………… |
ВАРИАНТ 5.
Часть 1.
Даты 911 г., 944 г., 971 г., 1046 г. связаны с
1) | походами русских дружин против кочевников |
2) | проведением религиозных реформ |
3) | заключением русско-византийских договоров |
4) | разработкой древнерусского законодательства |
Кто из названных лиц были современниками?
1) | Владимир Святославович и Иоанн Цимисхий |
2) | Олег Вещий и Нестор Летописец |
3) | воевода Свенельд и Владимир Мономах |
4) | Ярослав Мудрый и митрополит Илларион |
Часть территории Российского государства, не включенная в опричнину и управлявшаяся боярами, называлась
1) | губой |
2) | земщиной |
3) | приказом Большого дворца |
4) | уделом |
Одной из причин политической раздробленности Руси являлось
1) | формирование торгового пути «Из варяг в греки» |
2) | крещение Руси |
3) | развитие и рост крупного вотчинного землевладения |
4) | фиксирование в древнерусских законах неравноправного положения основных категорий населения |
Основателями и руководителями Второго ополчения, нанесшего поражение под Москвой войску гетмана Ходкевича в августе 1612 года, были
1) | Иван Заруцкий и Дмитрий Трубецкой |
2) | Федор Салтыков и Иван Мстиславский |
3) | Прокопий Ляпунов и Истома Пашков |
4) | Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский |
Для абсолютной монархии характерно
1) | повышение роли церкви в жизни государства |
2) | повышение значимости законов в общественной жизни |
3) | усиление роли центрального представительного органа |
4) | снижение роли местных органов самоуправления |
Значение принятия Соборного уложения 1649 г. заключалось в том, что
1) | временно отменен Юрьев день |
2) | завершилось юридическое оформление системы крепостного права |
3) | установлен пятилетний срок сыска беглых крестьян |
4) | разрешена торговля крепостными крестьянами без земли и с разделением семей |
Прочтите отрывок из летописи и укажите, когда произошли описанные в ней события?
«Убит же был Шевкал… И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю – пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми своими и остался в Пскове.»
1) | в 1257 г. |
2) | в 1276 г. |
3) | в 1327 г. |
4) | в 1340 г. |
Кавказская война, тяжелейшая для России, за подчинение самодержавию горских народов Северного Кавказа, приходится на
1) | 1805-1815 гг. |
2) | 1817-1864 гг. |
3) | 1853-1856 гг. |
4) | 1877-1878 гг. |
Автором проекта «Уставной грамоты Российской империи» был
1) | Н. Муравьев |
2) | М. Сперанский |
3) | А. Аракчеев |
4) | Н. Новосильцев |
Крестьянин, обязанный нести повинности по отношению к помещику до совершения выкупной сделки, назывался
1) | крепостным |
2) | отходником |
3) | временнообязанным |
4) | посессионным |
«Народная воля» - организация, осуществившая покушение на царя Александра II, в своих программных принципах провозглашала
1) | слабость самодержавной власти, отсутствие у нее опоры среди народа и возможность ее устранения группой революционеров |
2) | пропаганду идей социализма среди крестьянства, создание поселений интеллигентов в деревне |
3) | приверженность парламентаризму и всеобщему избирательному праву |
4) | теорию «малых дел», постепенное преобразование жизни народа усилиями земской интеллигенции |
Кто из перечисленных художников работал в стиле классицизма?
1) | П. Федотов |
2) | И. Репин |
3) | И. Крамской |
4) | К. Брюллов |
Прочтите фрагмент из сочинения историка С.Ф. Платонова.
Как называлась война, о которой идет речь?
«Оборона Севастополя была поручена на первое время морякам под командой адмиралов Корнилова, Нахимова и Истомина. Они с горем решились затопить свои боевые корабли при входе в севастопольскую бухту, чтобы сделать невозможным вторжение в нее с моря. Пушки и прочее вооружение с кораблей были переданы на береговые укрепления. Вокруг Севастополя, не имевшего стен, военный инженер Тотлебен спроектировал ряд земляных сооружений (бастионов и батарей), которые заменили собой сплошную крепостную стену».
1) | Русско-японская |
2) | Балканская |
3) | Крымская |
4) | Семилетняя |
Какие даты связаны с реорганизацией карательных органов и силовых структур в Советской России и СССР?
1) | 1917 г., 1922 г., 1934 г. |
2) | 1920 г., 1927 г., 1938 г. |
3) | 1918 г., 1924 г., 1936 г. |
4) | 1919 г., 1922 г., 1935 г. |
Автономией в составе Российской империи на рубеже XIX-XX вв. обладала
1) | Средняя Азия |
2) | Польша |
3) | Финляндия |
4) | Лифляндия |
Что из названного характеризует культуру Серебряного века?
1) | введение всеобщего семилетнего образования |
2) | широкое распространение реализма |
3) | широкое распространение стиля «постмодерн» |
4) | многообразие стилевых подходов в живописи |
Введение чрезвычайной политики в деревне и учреждение комбедов весной 1918 г. было вызвано
1) | выступлением крестьян Тамбовщины |
2) | провалом попытки установления рабочего контроля и саботажем чиновников |
3) | формированием Добровольческой армии генералом Корниловым |
4) | отторжением хлебопроизводящих районов после подписания Брестского мирного договора |
Прочтите отрывок из статьи и укажите, о ком идет речь?
«В августе 1906 г., вскоре после покушения на его жизнь… добился в чрезвычайном порядке… введения указа о создании военно-полевых судов, в соответствии с которым судопроизводство завершалось в течение 48 часов, а приговор, санкционируемый командующим военным округом, исполнялся в течение 24 часов… На деле же чинились массовые беззакония… оправдывал случаи обыска некоторых депутатов Государственной думы, был причастен к ее разгону и аресту некоторых депутатов, изданию нового избирательного закона после разгона II Думы».
1) | А. Гучков |
2) | С. Витте |
3) | П. Столыпин |
4) | К. Победоносцев |
Одна из операций партизан, проведенная в тылу врага по подрыву его коммуникаций, носила кодовое название
1) | «Кутузов» |
2) | «Уран» |
3) | «Концерт» |
4) | «Багратион» |
Прочтите отрывок из воспоминаний маршала Советского Союза
А.М. Василевского.
К какому периоду относятся описываемые события?
«… Официально кампания длилась 24 дня. Были наголову разбиты ударные силы врага. Японские милитаристы лишились плацдармов для агрессии и основных своих баз снабжения оружием и боеприпасами в Китае, Корее и на Южном Сахалине. Крах Квантунской армии ускорил капитуляцию Японии в целом».
1) | декабрь 1943-февраль 1944 гг. |
2) | март – май 1944 г. |
3) | январь-май 1945 г. |
4) | август-сентябрь 1945 г. |
Даты 1991 г., 1996 г., 2000 г., 2004 г. связаны с
1) | президентскими выборами в России |
2) | проведением денежных реформ |
3) | заключением российско-американских договоров |
4) | крупными техногенными катастрофами в России |
Создатель памятника Воину-Освободителю в Трепов-парке в Берлине, Родине-матери в Волгограде
1) | В. Мухина |
2) | Е. Вучетич |
3) | М. Аникушин |
4) | С. Коненков |
Экономическая политика Л.И. Брежнева характеризуется
1) | приоритетным развитием оборонной промышленности |
2) | увеличением капиталовложений в сельское хозяйство |
3) | разработкой целинных и залежных земель |
4) | интенсификацией жилищного строительства |
В ходе реализации экономической реформы 1987 г.
1) | вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы |
2) | была узаконена индивидуальная трудовая деятельность |
3) | началась приватизация государственных предприятий |
4) | был восстановлен отраслевой принцип управления народным хозяйством |
Прочтите отрывок из документа и укажите период, когда происходили описанные события?
«Покончено с «холодной войной», остановлена гонка вооружений и безумная милитаризация страны, изуродовавшая нашу экономику, общественное сознание и мораль. Снята угроза мировой войны. Мы открылись миру, отказались от вмешательства в чужие дела, от использования войск за пределами страны и нам ответили доверием, солидарностью и уважением…»
1) | 1945-1953 гг. |
2) | 1953-1964 гг. |
3) | 1964-1985 гг. |
4) | 1985-1991 гг. |
Дефолт 1998 г. характеризовался
1) | резким падением курса доллара |
2) | увеличением объемов заимствований у Международного валютного фонда |
3) | снижением темпов инфляции |
4) | повышением капиталовложений в оборонную промышленность |
Часть 2.
Расположите следующие события в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) | составление первых статей «Русской Правды» | |
Б) | объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега | |
В) | посольство княгини Ольги в Константинополь | |
Г) | написание «Повести временных лет» | |
| | | |
| | | | | |
Какие три из перечисленных ниже городов, были основаны князем Юрием Владимировичем Долгоруким? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | Ростов Великий | |
2) | Звенигород | |
3) | Дмитров | |
4) | Переславль Залесский | |
5) | Владимир | |
6) | Ярославль | |
| | |
| | | | |
Установите соответствие между понятиями и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ПОНЯТИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | | |
| А) | вотчина | 1) | система содержания должностных лиц за счет местного населения в России | |
| Б) | численник | 2) | глава местного управления, назначенный центральной властью | |
| В) | наместник | 3) | землевладение, пожалованное в пользование на время службы великому князю | |
| Г) | кормление | 4) | ордынский переписчик русского населения | |
| 5) земельное владение, передаваемое от отца к сыну | |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Прочтите отрывок из произведения современного историка и назовите сражение, о котором идет речь.
«А тут с воем, ревом, улюлюканьем, ржаньем и визгом три громадных, плотно сбитых кома людей и лошадей, подобно трем горным обвалам, ударили в опешившие тьмы ордынцев. Звуки нарастали в своей ярости, ошарашивали тех, кто бездействовал в срединной толще Бегичева войска, всадников кренило то в один, то в другой бок. Передние уже повернули, но места для отступления не было, и они начали топтать своих».
Ответ: ____________________ .
Расположите в хронологической последовательности следующие события.
Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.
А) | отмена подушной подати | |
Б) | создание Крестьянского банка | |
В) | ликвидация мировых судов | |
Г) | отмена временнообязанного состояния крестьян | |
| | | |
| | | | | |
Какие три из перечисленных событий относятся к русско-турецкой войне 1877-1878 гг.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | Взятие Карса | |
2) | Осада Плевны | |
3) | Сражение под Грос-Егерсдорфом | |
4) | Осада Севастополя | |
5) | Сражение под Аустерлицем | |
6) | Взятие Баязета | |
| | |
| | | | |
Установите соответствие между фамилиями художников и их произведениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ХУДОЖНИКИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | |
А) Б) В) Г) | И.Н. Крамской Н.Н. Ге В.Г. Перов В.В. Верещагин | 1) | «Апофеоз войны» |
2) | «Утро стрелецкой казни» | |
3) | «Христос в пустыне» | |
4) | «Тайная вечеря» | |
5) | «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» | |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | | |
Прочтите отрывок из «Воспоминаний» и укажите имя автора.
«Еще в царствование императора Александра III была в основном предрешена денежная реформа, которую я имел честь совершить, которая спасла, укрепила русские финансы… Россия жила на денежной системе, основанной на кредитных билетах, с Севастопольской войны….»..
Ответ: ____________________ .
Какие три из перечисленных событий относятся к периоду деятельности Государственной думы в России? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | введение продразверстки |
2) | ограничение автономии Финляндии |
3) | отмена подушной подати |
4) | принятие закона о страховании рабочих |
5) | введение 8 часового рабочего дня для промышленных рабочих |
6) | создание хуторов и отрубов |
| | | |
| | | | |
Установите соответствие между терминами и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ТЕРМИНЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
А) | комбеды | 1) | изгнание и принудительное переселение народов СССР в период массовых репрессий 30-40-х гг. | |
Б) В) Г) | лига наций депортация «рельсовая война» | 2) | операция советских партизан по выводу из строя железнодорожных путей на оккупированных территориях | |
3) | международная организация сотрудничества народов за мир и безопасность (1919-1945 гг.) | |
4) | организация сельской бедноты, созданная по Декрету СНК в 1918 г. | |
5) | вооруженные отряды рабочих и крестьян-бедняков в 1918-1920 гг., проводили продразверстку на селе | |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | | | |
Прочтите отрывок из труда современного историка и напишите дату события, о котором идет речь.
«Советская Россия вышла из империалистической войны с державами центрального блока (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария). Германия, официально признав советскую власть и заключив с ней мир, в то же время… оккупировала своими войсками Украину и Финляндию».
Ответ: ____________________ .
Какие три из перечисленных мероприятий внешней политики СССР относятся к 1985-1991 гг. Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | подписание договора о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под землей |
2) | вывод советских войск из Афганистана |
3) | подписание Хельсинкского договора по безопасности и сотрудничеству в Европе |
4) | ввод советских войск в Венгрию |
5) | вывод войск из государств Центральной и Восточной Европы |
6) | заключение договоров с США об уничтожении ракет средней и меньшей дальности |
| | | |
| | | | |
Установите соответствие между событиями, явлениями внешней политики СССР и фамилиями руководителей, с деятельностью которых они связаны.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
СОБЫТИЯ, ЯВЛЕНИЯ | РУКОВОДИТЕЛИ |
А) Б) В) Г) | ввод советских войск в Афганистан прекращение гонки вооружений включение России в Совет Европы первый визит в США | 1) | И.В. Сталин |
2) | Б.Н. Ельцин |
3) | Н.С. Хрущев |
4) 5) | Л.И. Брежнев М.С. Горбачев |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | |
Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, о ком идет речь.
«Выдающийся ученый-естествоиспытатель, мыслитель, он никогда не был лидером правозащитного движения, как иногда его представляют, но был признанным выразителем его духа. В нравственном противостоянии беззаконию и жестокости он видел реальный путь к оздоровлению общества… Имя ученого получило мировую известность как борца за права человека. В 1975 г. ему была присуждена Нобелевская премия Мира».
Ответ: ____________________ .
Расположите следующие события, явления в хронологической последовательности. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) | финансовый кризис России | |
Б) | всероссийский референдум о доверии политике Президента России | |
В) | антигосударственный путч в Москве | |
Г) | избрание Президентом Российской Федерации В.В. Путина | |
| | | |
| | | | | |
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1–С7) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте разборчиво. |
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода. |
Из работы В.Л. Степанова.
«Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями… Политика Бунге и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранного капитала, упорядочивание государственного долга и денежного обращения) способствовала завершению промышленной революции в России, утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Это опровергает традиционное представление о царствовании […] как… «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений в системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису».
Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки определяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха?
На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности.
Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранить общинно-крепостнические порядки на селе.
Задания С4–С7 предусматривают разные виды деятельности: представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений (С4), рассмотрение исторических версий и оценок (С5), анализ исторической ситуации (С6), сравнение (С7). Выполняя эти задания, обращайте внимание на формулировку каждого вопроса. |
Назовите не менее трех общественных классов или групп, слоев, принимавших участие в революции 1905-1907 гг. Приведите не менее одного требования от каждого такого общественного класса (слоя, группы, выбранных вами), выдвигавшегося ими к государственной власти.
Ниже приведены две точки зрения на начало Гражданской войны:
1. Гражданская война в России началась сразу после установления советской власти.
2. Гражданская война в России началась летом 1918 г.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В ноябре 1917 г. большевики пошли на создание коалиционного правительства с левыми эсерами. Однако в марте 1918 г. коалиция распалась.
Почему это произошло? (Укажите не менее двух причин).
Каковы были последствия распада коалиции? (Укажите не менее двух последствий).
Сравните проекты конституций, разработанных членами Северного и Южного тайных обществ в начале 20-х гг. XIX в.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).
Общее • …………………………………………………………………. • …………………………………………………………………. |
Различия |
… | … |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | • …………………………… |
• …………………………… | ––––– |
––––– | • …………………………… |
ВАРИАНТ 6.
Часть 1.
Какое из названных событий произошло раньше всех остальных?
1) | осада крепости Доростол византийским войском |
2) | принятие Ярославом Мудрым «Русской Правды» |
3) | договоры Олега Вещего с Византией |
4) | установление княгиней Ольгой уроков и погостов |
Владимир Мономах принял участие
1) | в походе на Царьград |
2) | в крещении Руси |
3) | в Любеческом съезде |
4) | в походе на печенегов |
Предприятие, основанное на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники, называется
1) | фабрикой |
2) | цехом |
3) | мануфактурой |
4) | мастерской |
Следствием похода Батыя на Русь было
1) | непосредственное управление русскими землями ордынскими ханами |
2) | сближение русских земель со странами Западной Европы |
3) | разорение многих городов, угасание ряда ремесел |
4) | установление политической зависимости Руси от Византии |
Новое летоисчисление в России было введено в правление
1) | Софьи Алексеевны |
2) | Петра Алексеевича |
3) | Анны Иоанновны |
4) | Елизаветы Петровны |
Отметьте черту экономики второй половины XVIII в., свидетельствующую о разложении крепостнических порядков.
1) | разрешение выкупа крестьянской свободы |
2) | увеличение барщины |
3) | появление приписных крестьян |
4) | появление капиталистых крестьян |
Что явилось следствием Ништадского мира?
1) | присоединение к России Прибалтики |
2) | присоединение к России Правобережной Украины |
3) | организация похода в Среднюю Азию |
4) | перенесение столицы России из Москвы в Петербург |
Прочтите отрывок из документа и определите, о каком историческом лице в нем говорится?
«…Сел Иван Данилович на великом княжении всея Руси, и была с тех пор тишина велика на 40 лет, и перестали поганые воевать Русскую землю и убивать христиан, и отдохнули христиане от великой истомы и многой тяжести от насилия татарского, и была с тех пор тишина велика по всей Русской земле».
1) | Иван Красный |
2) | Иван Калита |
3) | Иван III |
4) | Иван IV |
В 1895 году был(-а) обазован(а)
1) | «Народная расправа» |
2) | «Земля и воля» |
3) | «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» |
4) | Северное общество |
Убежденный консерватор, противник отмены крепостного права, борец с революционерами, за влияние при дворе прозван Петром IV
1) П.А. Валуев |
2) М.Т. Лорис-Меликов |
3) П.А. Шувалов |
4) К.П. Победоносцев |
Неофициальный совещательный орган при императоре Александре I назывался
1) | Тайный совет |
2) | Тайная канцелярия |
3) | Ближняя дума |
4) | Негласный комитет |
Внешняя политика Николая I
1) | обеспечила безопасность России на Балканах |
2) | обеспечила стабильность финансовой системы России |
3) | была направлена на неучастие России в войнах |
4) | вызывала желание европейских государств ограничить рост авторитета России в Европе |
Что было одной из причин экономического подъема в России в 1880-1890-е гг.?
1) | понижение таможенных пошлин |
2) | введение подушной подати |
3) | поддержка государством крупной промышленности |
4) | проведение аграрной реформы |
Прочтите фрагмент исторического источника (документа). Кому было поручено проводить данную реформу?
«Государственные крестьяне были устроены в особые сельские общества (которых оказалось почти 6000), из которых составлялись волости. Эти образования имели свои «сходы», избирали для управления волостных и сельских «голов», а для суда – особых судей. Были проведены меры для улучшения их хозяйственного быта – крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в неурожайные годы, малоземельных наделяли землей, заводили школы, давали податные льготы»».
1) | Н.И. Милютину |
2) | А.А. Безбородко |
3) | П.Д. Киселеву |
4) | Е.Ф. фон Канкрину |
2-3 марта 1917 г., произошло(а)
1) | отставка министров П.Н. Милюкова и А.Н. Гучкова |
2) | отречение от престола Николая II и его брата Михаила |
3) | выступление В.И. Ленина на Финляндском вокзале |
4) | выступление русских войск на Юго-Западном фронте |
Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., называется
1) | модернизацией |
2) | культурной революцией |
3) | ограниченным суверенитетом |
4) | культурной автономией |
Что из названного характеризует внешнюю политику СССР в 30-гг. XX в.?
1) | заключение Рапалльских соглашений с Германией |
2) | создание Коминтерна |
3) | вступление в Лигу Наций |
4) | «полоса признания» |
Укажите одну из причин поражения «белых» в Гражданской войне
1) | слабое финансовое обеспечение войск |
2) | политика «военного коммунизма» |
3) | низкий профессиональный уровень солдат и офицеров |
4) | требование восстановить «единую и неделимую» территорию Российской империи |
Прочтите отрывок из обращения ВЦИК и СНК «К крестьянству РСФСР» и укажите название политики, к которой оно относится.
«… Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется и вместо нее вводится налог на продукты сельского хозяйства.
Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка».
1) | новая экономическая политика |
2) | коллективизация |
3) | красногвардейская атака на капитал |
4) | политика «военного коммунизма» |
Какое из перечисленных ниже событий относится к 1943 г.?
1) | освобождение Левобережной Украины |
2) | освобождение территории СССР от немецко-фашистских захватчиков |
3) | Ялтинская конференция Большой тройки |
4) | начало первых поставок по ленд-лизу |
Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о какой картине идет речь?
«… Низко нависло над городом сумрачное небо. По заснеженной и необычно пустынной площади, чеканя шаг, проходят войска. Прямо с площади с парада пойдут они в бой. Художник создает торжественно приподнятое настроение картины, которое усиливается величием стоящих на Красной площади памятников архитектуры. Храм Василия Блаженного, Спасская башня Кремля – немые свидетели русского оружия прошлого – словно напутствуют и благословляют на борьбу защитников родной земли».
1) | А. Дейнеки «Окраина Москвы» |
2) | П. Кривоногова «Победа» |
3) | К. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1942 г.» |
4) | А. Пластова «Фашист пролетел» |
Подавление «Пражской весны» было осуществлено
1) | в 1956 г. |
2) | в 1968 г. |
3) | в 1979 г. |
4) | в 1982 г. |
В постановлении ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» критике было подвергнуто творчество
1) | А. Ахматовой |
2) | К. Симонова |
3) | А. Фадеева |
4) | А. Солженицына |
Со временем «холодной войны» связано понятие
1) | политика невмешательства |
2) | новый мировой порядок |
3) | «железный занавес» |
4) | «пятая колонна» |
К причинам кризисных явлений в экономике СССР в 1970-х –первой половине 1980-х гг. относилось
1) | введение частной собственности |
2) | господство командно-административной системы |
3) | материальное стимулирование труда |
4) | проведение экономических реформ середины 1960-х гг. |
Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда он был принят?
«Содружество Независимых государств в составе республик Беларуси, РСФСР, Украины является открытым для присоединения всех государств – членов Союза ССР, и также для иных государств, разделяющих цели и принципы настоящего Соглашения».
1) | 1985 г. |
2) | 1991 г. |
3) | 1993 г. |
4) | 1998 г. |
| |
Внешняя политика России в 1992-1999 гг. характеризовалась
1) | разрушением Берлинской стены |
2) | выводом советских войск из Афганистана |
3) | подписанием Кэмп-Дэвидской декларации |
4) | полной выплатой внешнего долга |
Часть 2.
Расположите в хронологическом порядке документы, отражающие процесс закрепощения крестьян. Запишите буквы, которыми обозначены документы, в правильной последовательности в таблицу.
А) | «Соборное уложение» | |
Б) | Указы о «заповедных летах» | |
В) | Судебник 1497 г. | |
Г) | Указы об «урочных летах» | |
| | | |
| | | | | |
Какие три из перечисленных центров, были присоединены к Москве в правление Василия III ? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | Казань |
2) | Псков |
3) | Рязань |
4) | Переславль-Залесский |
5) | Смоленск |
6) | Новгород |
| | | |
| | | | |
Установите соответствие между именами исторических личностей и их деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ИМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | | |
| А) | Ярослав Мудрый | 1) | написал «Поучение детям» | |
| Б) | Андрей Боголюбский | 2) | ввел Юрьев день | |
| В) | Владимир Мономах | 3) | победил монголов на Куликовом поле | |
| Г) | Дмитрий Донской | 4) | построил Софийский собор в Киеве | |
| 5) привез икону Божьей матери во Владимир | |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | | | | | | |
Прочтите отрывок из работы современных историков Л.Е. Морозова и В.И. Буганова и укажите, о ком идет речь.
«…смело порвала старозаветные традиции, вышла из кремлевского терема на политическую сцену и стала, ни более ни менее, фактической правительницей огромного государства, обнаружив недюжинные способности, смелый и гибкий ум, проницательность и немалое властолюбие. Выступала, с помощью столь же даровитых советников, конкурентом подрастающего и все более неудержимого Петра I, своего брата, но только по отцу, не по матери. Они волею судьбы оказались в разных лагерях, или, как выражались некоторые их современники и наблюдатели, «партиях»… Из первой фамилии вышла мать сестры, из второй мать брата. Складом характера, честолюбием и решительностью сестра и брат были в известной степени похожи друг на друга; просвещенностью же она превосходила его».
Ответ: ____________________ .
Расположите следующие фамилии военачальников XIX в. в хронологической последовательности их деятельности.
Запишите буквы, которыми обозначены фамилии, в правильной последовательности в таблицу.
А) | М.И. Кутузов | |
Б) | А.П. Ермолов | |
В) | И.В. Гурко | |
Г) | П.С. Нахимов | |
| | | |
| | | | | |
Какие трое из перечисленных лиц по своим убеждениям являлись западниками? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | А. Хомяков | |
2) | Т. Грановский | |
3) | К. Кавелин | |
4) | Ю. Самарин | |
5) | И. Киреевский | |
6) | С. Соловьев | |
| | |
| | | | |
Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ТЕРМИНЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
А) Б) В) Г) | курия земство народничество оброк | 1) | натуральный или денежный сбор с крепостных крестьян | |
2) | общественно-политическое движение части интеллигенции Российской империи | |
3) | выборные органы местного самоуправления | |
4) | отработки крепостных крестьян на земле помещика | |
5) | разряд, на который подразделяются выборщики в органы местного самоуправления |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | | |
Прочтите отрывок из официального документа XIX в. и укажите фамилию его автора.
«Русский, преданный отечеству, столь же мало согласиться на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца мономахова. Самодержавие составляет главное условие политического существования России… Наряду с сими двумя национальными началами находиться и третье, не менее важное, не менее сильное: народность».
Ответ: ____________________ .
Какие три из перечисленных черт характеризуют политику индустриализации в СССР? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.
1) | создание оборонной промышленности |
2) | введение продразверстки |
3) | разрешение аренды земли крестьянам |
4) | достижение экономической независимости СССР |
5) | допуск частного капитала в экономику |
6) | сжатые исторические сроки |
| | | |
| | | | |
Установите соответствие между датами и событиями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ДАТЫ | СОБЫТИЯ |
А) | | 1) | создание партии кадетов | |
Б) В) Г) | | 2) | убийство П.А. Столыпина | |
3) | начало Первой мировой войны | |
4) | начало русско-японской войны | |
5) | разрешение выделять земли в отрубы и создавать хутора | |
А | Б | В | Г | |
| | | | |
| | | | | | | | | |
Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917 г. на Втором Всероссийском съезде Советов, и определите его название.
«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо в залог… Вся земля отчуждается безвозмездно, обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней».
Ответ: ____________________ .
Какие три из перечисленных политических деятелей являлись сторонниками рыночной реформы РФ? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.