Михаил Юрьевич Лермонтов 1840

«Как часто, пестрою толпою окружен…» (I ряд)


* * *

1-е января

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,


Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.


И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;


Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.


И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.


Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.


Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званую гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Пророк 1841 (II ряд)

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Родина 1841 ( III ряд)

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

План анализа:

  1. Своеобразие жанра (год создания).
  2. Идея произведения:

· Ведущая тема (о чём?)

· Основная мысль (что хочет автор донести, передать)

· Эмоциональная окраска чувств (своеобразие восприятия лирического «я», лирического героя)

· Какие интонации преобладают (личные/общественные); связь с жанром, темой, идеей!

  1. Композиция(построение), произведения:
    • Внешние композиционные особенности (визуально отмечено в расположении строк, в строфическом членении). Кольцевая композиция, если актуальна (соотнесенность вступления и окончания текста)
    • Сопоставление (контраст, антитеза) или сходство (ассоциативная связь) основных образов. Анафоры (одинаковое начало строк), эпифоры (одинаковое окончание строк). Эллипсис (пропуск слов).
  2. Основные изобразительные средства (примеры и функция: для чего автор их использует):
    • Иносказание: метафора (скрытое сравнение), сравнение (союз как), аллегория (образы-символы), гипербола (преувеличенное изображение качеств, свойств поэтического образа), ирония (сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется), сарказм (один из видов сатиры изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого), олицетворение (одушевление неживого).
    • Речевые особенности: эпитеты, повторы, риторические обращения, восклицания, вопросы.
  3. * Звукопись (если отметите), зачем повторяются те или иные звуки.
  4. * Есть/нет рифмы.
  5. Восприятие произведения (ваша интерпретация, какие чувства после прочтения).
    • - факультативно

В помощь:

Переломным моментом в творчестве Лермонтова становится смерть Пушкина. Именно это событие кардинально меняет творчество Лермонтова. Кратко выразить это можно одним словом – пробудился. Теперь Михаил Юрьевич осознает свое предназначение как пророка и поэта. Жечь сердца людей глаголом. Показывать обществу реальную ситуацию, которая сложилась на всей территории Российской империи. С этой целью Лермонтов уезжает на Кавказ, подальше от императора и его «прислужников». Свободный и бунтующий дух поэта противится сложившейся обстановке. Свои переживания он вкладывает в стихи «Пророка», «Смерть поэта», «Бородино», «Родина» ..

Именно в конце жизни рождается «гражданский» Лермонтов. Фото поэта на Кавказе демонстрирует его разочарование, одиночество, отображает глубокие думы и принятую миссию. До самой смерти поэт развивает общественно-политические идеи Пушкина, Белинского, Чаадаева. В творчестве зрелого периода ставит вопросы о судьбе поколения, трагичности любви, старается осмыслить место поэзии в истории человечества. Мотив борьбы Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта. Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях – «Пленный рыцарь», «Узник» и «Парус». В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в «Парусе» мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка. Стихотворение «Узник» отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной «Смерти поэта». В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме. Данная тема продолжается и в «Пленном рыцаре». Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума. Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей. Судьба поколения Согласно отзывам современников, поэзия Лермонтова выражает самые глубокие устремления интеллигенции, о которых большинство боится даже просто подумать.

Главным произведением, которое в полной мере пронизано мотивом неопределенности и возмущением от общественного бездействия и трусости, является сатира-элегия «Дума». По своему жанру она напоминает стих «Смерть поэта». Но, в отличие от первого, здесь клеймится вся интеллигенция, а не придворная знать. Михаил Юрьевич в строках стихотворения порицает современников за малодушие и побег от политической борьбы за лучшее будущее. Вместе с этим, поэт зовет их к моральному и духовному обновлению. Идеи Лермонтова полностью перекликаются с мыслями Рылеева в «Гражданине». Критики того времени, Герцен и Белинский, очень положительно восприняли появление данного произведения. В нем они увидели наиболее глубокое выражение причины ощущения безразличия и апатии, поразивших общество в тридцатых годах девятнадцатого века.

Разочарование. Как и многие другие стихотворения М. Ю. Лермонтова, относящиеся к последним годам жизни, произведения «В минуту жизни трудную…», «Выхожу один я на дорогу…» и «И скучно и грустно» пронизаны спокойствием и грустью. Поэт устал от бесконечной и бессмысленной битвы с современниками, которые не желают услышать его голос и проснуться от смертельного забытья. Мечущаяся и деятельная натура молодого человека постепенно успокаивается в путах лживого и трусливого общества. произведения Лермонтова Каждая строчка вышеназванных стихотворений сквозит стремлением вырваться из клетки, которой Лермонтов считал свою жизнь. Он, как и в ранние юношеские годы, все еще пребывает в рассеянности, будто родился совершенно не в свое время. Как и многие другие поэмы Лермонтова, эти стихи связывают пейзажи и внутренние ощущения автора. В трех вышеназванных произведениях мы видим грусть и бесконечное одиночество человека, который положил жизнь на то, чтобы пробудить поколение, но остался неуслышанным.

Не только поэмы Лермонтова отображают отношение к застойным событиям тридцатых годов. Мастер мог выразить глубочайшие мысли всего лишь в паре слов. Любая строчка может быть полна скрытого смысла. Если постараться проанализировать два его произведения («Пророк» и «Поэт»), мы увидим ту бесконечную боль, которую ощущал Михаил Юрьевич. Первое из них было написано за считанные недели до гибели гения. В нем двадцатисемилетний человек изображает героя в образе всеми покинутого и непонятого пророка. Тот вынужден жить в пустыне и терпеть насмешки от недалеких мещан. Второе произведение характеризуется потрясающим сравнительным рядом. В нем автор сопоставляет деятельность сильного поэта с сутью существования боевого кинжала как такового. Вначале, когда была в нем нужда, он рвал кольчуги и выполнял свое предназначение. После - он всего лишь пустая золотая игрушка, пылящаяся на полке.

Гражданская позиция. Поздние произведения М. Ю. Лермонтова больше выражают отношения реалиста к событиям в обществе, а не противопоставляют бунтаря толпе. Так, наиболее ярко гражданская позиция поэта показана в таких стихах, как «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта» и «Как часто, пестрою толпою окружен...». В них мы видим подавленную горечь и злобу на душевную пустоту общества. Особенно сильным является последнее произведение из вышеназванных. В нем Лермонтов демонстрирует черствую личину императора и его свиты под масками, сравнивая их с мечтами о деревенском утре из детства. Данное стихотворение было написано после посещения новогоднего карнавала в Петербурге, зимой 1840 года. Бежавший и погибший в Кавказских горах герой на фоне своей короткой и бурной жизни показывает застой современников. Позже критики сокрушались о том, сколько потеряла литература. Лермонтов успел за двадцать семь лет заронить в душу общественности зерно бунтарства, поднять его с колен после поражения декабристов.

Любовь. Произведения М. Ю. Лермонтова не только отражают борьбу гордого одиночки с обществом, штормящим морем или маскарадной толпой. В некоторых его творениях мы встречаем и любовные переживания. Однако и там нас не покидает вечное чувство обреченности и трагизма, которое испытывал поэт.

Наши рекомендации