Развитие федерализма. Военно-политический кризис в Чечне
В Татарстане выборы и всенародное голосование проводились, но явка избирателей оказалась ниже 25%, поэтому ни выборы, ни референдум в республике не состоялись. 15 февраля 1994 г. был заключен Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан. Договор завершил период неопределенности статуса бывшей автономии, констатируя, что Татарстан находится в составе Российской Федерации.
Наиболее острая ситуация сложилась на Северном Кавказе. На территории Чечни референдум и выборы 12 декабря 1993 г. не проводились. Руководство Чечни настаивало на государственной независимости республики. В 1992—1994 гг. в южных регионах России регулярно захватывались автобусы с заложниками, разворовывались поезда, из Чечни изгонялось нечеченское население.
Российское руководство решило пойти на силовые меры. В ноябре 1994 г. Президент Б.Н. Ельцин отдал приказ о подавлении вооруженного мятежа в Чечне. Российское командование недооценило противника. Зимой 1994/95 г. шли кровавые сражения за город Грозный. Летом 1995 г. группа боевиков во главе с Ш. Басаевым захватила заложников в больнице в городе Буденновске Ставропольского края. После переговоров премьер-министра B.C. Черномырдина с Басаевым бандиты оставили город и беспрепятственно ушли в Чечню.
В конце 1995 г. боевые действия активизировались на всей территории республики. В декабре развернулись ожесточенные бои в Гудермесе — втором по величине городе республики. Затем были атака боевиков на дагестанский город Кизляр, бои в селе Первомайском, атака мятежников на Грозный 6—8 марта 1996 г. После операции в Грозном чеченское командование перешло к оборонительным действиям в удерживаемых населенных пунктах и стало наносить удары по российским коммуникациям. К концу апреля федеральным силам удалось переломить ход военных действий в свою пользу. В ночь на 22 апреля был уничтожен президент самопровозглашенной республики Ичкерия Д. Дудаев. Правительственные войска нанесли ряд поражений боевикам.
Летом 1996 г. федеральный Центр по инициативе секретаря Совета безопасности А.И. Лебедя предпринял еще одну попытку разгромить мятежников. Но она оказалась безуспешной. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте (Республика Дагестан) представителями Федерации и чеченских региональных властей были подписаны соглашения об урегулировании ситуации. Итогом договоренностей стали окончание военных действий и вывод федеральных войск из Чечни. 27 января 1997 г. президентом Ичкерии был избран А. Масхадов. Фактически Чечня стала независимой.
Подписанный договор не решил проблему. Чеченское руководство установило связи с международными террористическими центрами. Террористический интернационал рассматривал Чечню как свой плацдарм для наступления на Россию и в Европу. Лидерами террористов стали эмиссар возглавляемой Усамой Бен Ладеном «Аль-Каиды» Э. аль-Хаттаб и Ш. Басаев.
На территории Чечни была сформирована террористическая инфраструктура, включающая лагеря подготовки боевиков, налаженные каналы проникновения в пределы России эмиссаров террористических организаций, поставок оружия и поступления денежных средств.
При этом в Чечню продолжали поступать федеральные средства. Однако получаемые из Москвы деньги тратились не восстановление республики, а на подготовкуна подготовку и оснащение новой армии.
Попытка остановить развал страны дала неоднозначный результат. Руководство страны не смогло решить чеченскую проблему ни силовыми, ни политическими средствами. Однако в ходе военной кампании было доказано не только то, что сецессия (выход отдельного региона из состава страны) возможна, но и то, что платой за выход является война. Это резко охладило горячие головы. Сепаратистские движения в регионах России перестали быть влиятельной политической силой.
13.4. Формирование «олигархических» групп
Затянувшийся вооруженный конфликт на Северном Кавказе подорвал популярность Президента Б.Н. Ельцина. Президентские выборы были назначены на лето 1996 г. Все шансы выиграть их были у лидера коммунистов Г.А. Зюганова, который предлагал возврат к ценностям советского периода. На прошедших в декабре 1995 г. выборах в Государственную Думу компартия получила больше всех голосов.
Приход к власти КПРФ для Б.Н. Ельцина и его окружения означал не просто потерю власти, но, скорее всего, физическую расправу. Для победы на выборах требовалось завоевывать поддержку элиты. Средством нового сплочения элиты стала приватизация.
Начался новый этап приватизации. Решено было перейти к продаже акций предприятий по их рыночной стоимости. Чтобы привлечь инвестиции в экономику, правительство стимулировало создание финансово-промышленных групп, предполагая, что деньги населения удобнее собирать и использовать через банковскую систему. Однако вместо инвестиций в экономику финансово-промышленные группировки занялись спекулятивными операциями. Правительство стало выпускать государственные казначейские обязательства (ГКО) — официальные заемные бумаги под высокие проценты (до 300% в рублях), пытаясь компенсировать дефицитный бюджет. Одновременно для привлечения средств из-за рубежа правительство стало гарантировать валютные займы, сделанные российскими банками для закупки ГКО. Именно скупкой и продажей этих ценных бумаг занимались финансово-промышленные группы и банки.
В период президентства Б.Н. Ельцина системообразующим фактором нового социального строя стали олигархи. Под олигархами понимался чрезвычайно узкий круг лиц, всего один-два десятка человек. Российские олигархи представляли собой не экономическое, а скорее политическое явление. Это лица, сделавшие своим бизнесом близость к власти и влиявшие на принятие государственных решений. Они осуществляли своего рода узурпацию власти.
Возникновение олигархов тесно связано с двумя событиями — залоговыми аукционами 1995 г. и приватизационными сделками 1996—1997 гг.
Суть залоговых аукционов проста. Финансисты давали кредит правительству, получая в залог пакеты акций крупнейших компаний. В реальности возвращать кредит правительство заведомо не собиралось. Так фактически в обход действующего законодательства происходила приватизация предприятий.
Идея залоговых аукционов была выдвинута руководителем ОНЭКСИМ-банка В.О. Потаниным.
А.Б. Чубайс вспоминал: «Какая вообще приватизация была возможна в таких условиях? Только такая, при которой каким-то фантастическим образом нам удалось бы кого-то из своих многочисленных противников превратить в своих сторонников. Было понятно, что директоров приватизированных предприятий на этом этапе сторонниками не сделаешь... Значит, оставался один потенциальный союзник — покупатель. Но как можно было заставить его раскошелиться? И тут Потанин выступает на правительстве со своим предложением по залоговым аукционам. Я сразу понял, что буду поддерживать это предложение любыми силами. Схема залога автоматически делала покупателя нашим сторонником, давала приватизации новый толчок и хороший шанс выжить в сложнейшей политической ситуации».
Фактически путем залоговых аукционов власть приобретала политических союзников перед предстоящими в 1996 г. президентскими выборами.
Первый залоговый аукцион прошел 3 ноября 1995 г. в городе Сургуте. Право прокредитовать правительство под залог 40,12% пакета акций нефтяной компании «Сургутнефтегаз» получил негосударственный пенсионный фонд «Сургутнефтегаз», заплатив 8,9 млн. долларов. Последний аукцион прошел 28 декабря 1995 г. в Москве, когда ЗАО «Финансовая нефтяная компания» (Б. Березовский, А. Смоленский и Р. Абрамович) заплатило за контрольный пакет акций НК «Сибнефть» 100,3 млн. долларов. Всего состоялось 12 залоговых аукционов.
Большинство выставленных на залоговые аукционы предприятий отошли к крупнейшим банкам, владельцы которых вскоре и стали называться олигархами.
Группа ОНЭКСИМ-МФК получила в залог контрольные пакеты «Норильского никеля» (за 170,1 млн. долларов) и нефтяной компании СИДАНКО (вместе с Альфа-групп за 130 млн. долларов; в 1998 г. 10% пакета акций были проданы за 500 млн. долларов), а также блокирующий пакет Северо-Западного речного пароходства (за 6 млн. долларов) и пакет Новолипецкого металлургического комбината (за 31 млн. долларов). Банк МЕНАТЕП приобрел ЮКОС (за 159 млн. долларов; на максимуме капитализации ЮКОС оценивался в 26,62 млрд. долларов) и Мурманское морское пароходство (за 4,125 млн. долларов).