Международные межправительственные организации
МЕЖДУНАРОДНЫЕ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
(ММО)
добровольные объединения суверенных государств или международных, организаций, созданные в соответствии с международным правом на основе межгосударственного договора или резолюции ММО общей компетенции для координации деятельности государств в конкретной области сотрудничества, имеющие соответствующую систему главных и вспомогательных органов, обладающие автономной волей, объем которой определяется волей государств-членов. Любая ММО должна обладать по крайней мере следующими шестью признаками.
а) Создание в соответствии с международным правом.
б) Учреждение на основе международного договора.
в) Сотрудничество в конкретных областях деятельности. ММО создаются
для координации усилий государств в политической (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований),экономической (Европейское сообщество), валютно-финан-совой (Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ)), социальной (Международная организация труда (МОТ)) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ и др.). ММО становятся посредниками между государствами-членами; государства зачастую передают в организации для обсуждения и решения наиболее сложные вопросы. Однако никакая организация не может претендовать на равное с государствами положение в соответствующих областях международных отношений. Любые правомочия таких организаций производны от прав самих государств. Наряду с другими формами международного общения (многосторонние консультации, конференции, совещания, семинары и т.д.) ММО выступают в качестве органа сотрудничества по специфическим проблемам международных отношений.
г) Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от других форм международного сотрудничества. ММО имеют штаб-квартиру, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высший орган - сессия. созываемая раз в год (иногда раз в 2 года). Исполнительными органами являются советы. Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.
д) Права и обязанности. Выше подчеркивалось. что они производны от прав и обязанностей государств-членов. Ни одна организация (без согласия государств-членов) не может\'предпринять действий, затрагивающих интересы своих членов. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены. в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы отражают намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например. Устав Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) запрещает Агентству при выполнении функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими. военными или иными требованиями. несовместимыми с положениями Устава этой организации.
е) Самостоятельные международные права и обязанности организации. Этот признак означает, что в пределах своей компетенции любая организация вправе самостоятельно избирать средства и способы выполнения прав и обязанностей, возложенных на нее государствами-членами. При этом государства-члены осуществляют контроль за тем,правомерно ли организация использует свою автономную волю.
Правосубъектность ММО включает следующие четыре элемента: а) правоспособность, т.е. способность иметь права и обязанности:б)дееспособность, т.е.способность организации своими действиями осуществлять права и обязанности;
в) способность участвовать в процессе международного правотворчества: г) способность нести международно-правовую ответственность за свои действия.
9. одной из организационных форм проявления международного сотрудничества являются международные организации. В мире существует свыше 4 000 международных организаций, более 300 из которых – межгосударственные (межправительственные). А в центре системы международных организаций находится организация объединённых наций (ООН). Международная организация - постоянное объединение межправительственного или неправительственного характера, созданное на основе международного соглашения в целях содействия решению оговоренных в соглаш
ении международных проблем. Международные организации характеризуются: - наличием учредительного документа; - постоянным или регулярным характером деятельности; - использованием в качестве основного метода деятельности многосторонних переговоров и обсуждения проблем; - принятием решений путем голосования или консенсуса; - (обычно) рекомендательным характером решений. [9]Классификация международных организаций разнообразна и зависит от разных критериев (рис. 1.).По характеру членства и юридической природе участников международные организации делятся на межгосударственные (межправительственные) и неправительственные.Международная межгосударственная организация – это объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей. Для межгосударственных (межправительственных) организаций характерно членство государств, наличие учредительного международного договора, постоянных органов. Межгосударственная организация действует в интересах государств – членов при уважении их суверенитетов и является субъектом международного права.
10. Виды и иерархия основных источников права в РФ:
O Конституция РФ |
O Федеральные конституционные законы |
O Федеральные законы |
O Нормативные указы Президента РФ |
O Постановления Правительства РФ |
O Нормативные акты министерств и ведомств |
O Законы субъектов РФ |
O Подзаконные акты органов власти субъектов РФ |
O Локальные нормативные акты |
Иерархическая схема источников современного Российского права должна быть представлена в следующей последовательности: Конституция России – общепризнанные нормы, принципы международного права и международные договоры Российской Федерации – федеральные конституционные и федеральные законы России – подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти России и, прежде всего, нормативные указы Президента России – конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации – нормативно-правовые акты органов местного самоуправления – локальные нормативно-правовые акты.
11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, С.з. отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики,динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. Вопрос о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.
Систематизация законодательства - это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.
Под законодательством в широком смысле понимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений - на гражданское, трудовое, семейное и другие.
Система законодательства выступает как результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства.