Политические теории xix века
2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
Родоначальник немецкой классической философии, выдающийся философ-идеалист Иммануил Кант (1724-1804) заложил основы современной концепции правового государства. Анализу основных проблем политической философии и политико-правовой теории непосредственно посвящены фундаментальная "Метафизика нравов" (1797), а также такие работы, как "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784) и "О вечном мире" (1795).
Кант считал, что истинное назначение права - надежно гарантировать человеческой нравственности то социальное пространство, в котором она могла бы проявить себя, где могли бы беспрепятственно реализоваться свобода и гражданское равенство индивидов. Государство, по Канту, - объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Целью и смыслом его существования является реализация правовых норм и положений, для чего оно действует трояким способом: создает законы (общие нормы права); осуществляет ис (97)полнигельную и распорядительную деятельность (административные акты), производит юрисдикционные акты. Отсюда проистекает функциональное разделение органов власти на законодательные, исполнительные и судебные.
В теории Канта делается определенная попытка совмещения либеральной, радикально-демократической и авторитарной линий развития политической мысли.
Во-первых, Кант воспринимает идею Руссо о народном суверенитете: центральным институтом публичного права является прерогатива народа участвовать в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю.
Во-вторых, он принимает идею разделения властей Монтескье, но вносит в нее определенные изменения. Вместо "равновесия" властей выдвигается принцип их коорди-нации и взаимодополнения, при котором законодательная власть (как выражающая волю народа) охраняет определенный приоритет перед властью исполнительной. С этой позиции Кант производит принципиальное разграничение деспотических и республи-канских форм правления. "Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм - принцип самовластного исполнения государством законов, данных им самим"' [Кант И.- О вечном мире // Соч.: В 6-ти т.- М., 1963 - 1966.- Т. 6. - С. 269]. Поэтому деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия, и демократия, ибо в обоих случаях субъект власти (монарх и народ) одновременно и создает законы, и сам их выполняет. Напротив, республиканским правлением может быть и ограниченная конституционная монархия, коль скоро в ней исполнительная власть отделена от законодательной. Конечным критерием различения "республиканских" и "деспотических" государств у Канта является наличие конституционных гарантий и уважения прав гражданина (элементом системы которых и выступает разделение властей).
В-третьих, философ определенным образом (в русле авторитарной парадигмы) пытается застраховаться от возможных негативных последствий передачи суверенитета народу. Он накладывает вето на право народа обсуждать издаваемые государством законы и насильно изменять существующий государственный строй, как на (98) противозаконные акты, противоречащие правовому состоянию государства. По мнению Канта, изменять государственное устройство можно лишь путем конституционных реформ, проводимых только исполнительной, а не законодательной властью.
Выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) про-должил авторитарную и государственно-центричную линии развития мировой поли-тической мысли. Среди его многочисленных работ, затрагивающих в той или иной степе-ни политическую тематику, следует выделить фундаментальную "Философию права" (1820).
Авторитарный этатизм Гегеля строится на разведении и исследовании двух ключевых понятий: гражданского общества и государства. Гражданское общество в его концепции является определенной совокупностью формально равных индивидов, частнособственнический интерес которых тесно вплетен в систему "всесторонней зависимости". Поэтому гражданское общество есть прежде всего сфера реализации особых частных целей и интересов отдельной личности, причем здесь каждый для себя есть высшая цель, а все другие значимы лишь как средства. Важным моментом внутреннего строения гражданского общества является подсистема полицейского надзора и опеки, которая должна обеспечить безопасность частноэкономической деятельности индивида, "всеобщую наличную возможность для достижения индивидуальных целей" [Гегель Г. В. Философия права.- М., 1990.- С.267].
Само по себе гражданское общество внутренне дифференцировано на различные сословия: субстанциональное (крупные и мелкие землевладельцы, дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), всеобщее (чиновники). Сословие
есть особая форма связи частного интереса с интересом всеобщим, с государством: индии-вид трансформирует свой частный (экономический) интерес в политический только как член того или иного сословия. Поэтому быть политическим, а не частным чем-то возмож-но только в рамках своего сословия. Такой механизм выявления индивидуального полити-ческого интереса гарантирует то, что он будет, во-первых, действительным, а, во-вторых, конкретным и не выходящим "за пределы (99) того, что заключено в данном ПРОМЫСЛЕ" или "собственном деле и интересе" (Там же.- С.275].Сословно-корпоратив-ное строение гражданского общества призвано, с одной стороны, содействовать регла-ментации частноэкономических свобод индивида (свободы частной инициативы, распо-ряжения собственностью и т. д.), а с другой, - определенным образом репрезентировать вытекающие из них политические интересы, направляя их изъявление в конституционно-правовое русло.
Если гражданское общество является сферой социально-экономической деятельно-сти, то государство есть сфера деятельности политической. Государство в качестве целого функционально состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государя. Гегель не соглашается с теорией равновесия и взаимосдерживания разделенных властей Локка-Монтескье, ибо она делит государство на враждебные и противодействую-щие друг другу части, что ослабляет, а не усиливает мощь "живого единства" государст-венного целого.
Разделение властей для Гегеля есть просто "технико-организационная" необходи-мость, они "самостоятельны" лишь в том смысле, в каком "самостоятелен", например, желудок в человеческом организме. Сущностью государства является суверенитет, кото-рый символизирует верховную власть идеального целого над любым элементом общест-венной структуры. В концепции Гегеля суверенитет государства принадлежит конституционному монарху. Вне конституционного и правового состояния суверенитет не может существовать, ибо при деспотизме (единоличном или демократическом) "воля монарха или народа" заменяет собою закон.
Гражданское общество представляет свои интересы и принимает участие в делах государства через законодательные органы (двухпалатный парламент). Но делает оно это не через единичных лиц, не как бесформенная масса, а будучи расчлененным и офор-мленным по сословиям. Верхняя палата парламента является наследственной. Основная же нижняя палата парламента формируется не путем индивидуального всеобщего голосования, а по "выборам" депутатов от корпораций, общин, товариществ и других организаций, которые направляют своего делегата путем внутреннего отбора ("простым способом посылки"). Именно таким путем, (100)по мысли Гегеля, можно лучше всего выявить и представить партикулярные интересы гражданского общества, гарантировать компетентность этого представительства и "выбор" самого достойного делегата.
Концепция Гегеля представляет собой теорию "конституционного" этатизма, построенного на принципах сословного корпоративизма и господства государства над личностью и обществом.Авторитарная парадигма мировой политической мысли (Платон - Макиавелли - Боден - Гоббс) получает свое "логически чистое" выражение. Ключевые идеи Гегеля были в той или иной степени использованы теорией и практикой тоталитар-
ных режимов фашизма и социализма XX в.