Глава I. Государственное управление как система
КУРСОВАЯ РАБОТА
по Основам государственного и муниципального управления
на тему № 13 Исследование государственного управления социальной защитой населения (на примере субъекта РФ)
Выполнил: студент
Лысов Антон Николаевич
курс 3
форма обучения заочная
факультет экономики и
менеджмента
Направление подготовки
(специальность):
Государственное и
муниципальное управление
группа №ГМУ1З/Б/ЧЕБ13 370а
Научный руководитель:
к.и.н. доц. Иванов
Николай Васильевич
Содержание
Ведение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Государственное управление как система……………………………..5
1.1. Понятие «государственное управление»: сущность и содержание……….5
1.2.Методология исследования и организации систем государственного управления: основные методологические подходы.……...…………………….9
1.3.Исследовательские и инструментальные методы организации государственного управления и классификация методов управления государством..........................................................................................................13
Глава II. Социальная защита Чувашской Республики……..………………….21
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...32
Ведение
Управление организациями в рыночной экономике и все связанные с этим понятия, называемые общим словом – менеджмент, стало одним из самых сложных и интересных видов человеческой деятельности. В работе менеджеров большую часть занимает необходимость решения нетривиальных задач и обязанность принимать управленческие решения. Для того чтобы руководитель мог правильно решать стоящие перед ним управленческие задачи, использовать чужой опыт в своей работе, ему необходимо обладать опытом исследовательской работы в области социальной защиты населения.
На современном этапе социальное развитие страны и отдельных ее регионов во многом определяется эффективностью функционирования системы социальной защиты населения. Старение населения, появление новых социально незащищенных групп, рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, слабая защищенность молодых семей, резкий рост тарифов и цен на жилищно-коммунальные услуги, снижение ставок социальных налогов, изменение структуры потребностей, недофинансирование социальных программ, предъявляют повышенные требования к системе социальной защиты населения.
В Чувашской Республике накоплен большой практический опыт использования разнообразных форм и методов поддержки различных категорий населения, сформирована законодательная и нормативная база, регламентирующая предоставление различных форм социальной защиты, создана сеть учреждений социальных служб для оказания населению разнообразных видов услуг. Тем не менее, существует ряд факторов, которые снижают эффективность мер социальной помощи: несбалансированность федеральных и региональных социальных программ, недостаточный уровень пенсионного обеспечения, нескоординированность межведомственного взаимодействия, недоучет северных надбавок при предоставлении отдельных видов защиты и т.д.
По-прежнему приоритетом социальной защиты со стороны государства остаются не малоимущие слои населения с высоким риском бедности, а те категории граждан, которые принадлежат к той или иной социальной группе населения без учета фактора нуждаемости. Из-за этого и без того ограниченные финансовые ресурсы неоправданно растекаются по огромному числу потребителей социальной поддержки.
В условиях экономического кризиса основным методом защиты наиболее уязвимых категорий населения становится адресное предоставление социальной помощи лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится ниже величины прожиточного минимума.
В силу неодинаковости социально-экономических, демографических, природно-климатических и финансовых условий регионы России апробируют разнообразные подходы к организации систем.
В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы учебные пособия, а также были внимательно изучены и переработаны публикации в специализированных изданиях, посвященные данной теме.
Целью курсовой работы является изучение исследования государственного управления социальной защиты населения. В соответствии с целю, поставлены следующие задачи:
1) ознакомиться с понятием «государственное управление»: сущность и содержание;
2) рассмотреть методологию исследования и организации систем государственного управления: основные методологические подходы;
3) изучить исследовательские и инструментальные методы организации государственного управления и классификация методов управления государством;
4) исследовать общее положение дел социальной защиты Чувашской Республики
Глава I. Государственное управление как система.
1.1. Понятие «государственное управление»: сущность и содержание.
Управление как родовое понятие характеризует упорядочение взаимодействия определенного множества элементов или составных частей природы, общества, самого человека.
Управление в обществе существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Социальное управление, как особый вид управления, представляет собой влияние одних людей на других с целью упорядочения социально важных процессов, обеспечения стойкого развития социальных систем. То есть социальное управление возникает там, где имеет место общественная деятельность людей, которая предопределяет необходимость осуществления руководства данным сообществом с целью приведения отношений в определенную систему и их упорядочение.
Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на сознание, поведение, деятельность людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия, политического господства[1].
В настоящее время юридическая наука с различных позиций подходит к определению термина «государственное управление». Однако его всегда определяют как особый вид социального управления. «Как категория государственное управление выражает единство общего, свойственного социальному управлению, и особенного, характерного для деятельности государственного субъекта»[2].
Социальное управление является публичным управлением, которое включает в себя:
а) государственное управление, то есть управление в сфере функционирования государственных органов;
б) негосударственное управление, которое, в свою очередь, делится на: местное самоуправление — осуществляется органами местного самоуправления;
· общественное управление — осуществляется в объединениях граждан;
· коммерческое управление — осуществляется в коммерческих организациях, которые ставят перед собой цель получение прибыли.
Критериям общей социальной эффективности управления относятся:
• уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его соответствующим видам;
• темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;
• уровень благосостояния жизни людей в расчете на душу населения и с разбивкой; доходов различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;
• упорядоченность, безопасность и надежность общественных от ношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.
Как считают отдельные ученые, «эти критерии, скорее, условия, которые необходимо соблюдать при решении проблем эффективности государственного управления»[3].
Исходя из точки зрения системности, государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой продуцирует, передает, воспринимает регулирующее влияние таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь. С точки зрения своего предназначения, государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. То есть государственное управление определяется как основанная на законе организующая, юридически властная деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управление), которая заключается в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством. В этом аспекте государственное управление включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров, координацию и контроль. С организационной точки зрения государственное управление — это властное упорядочивающее воздействие субъекта управления (государства и его специальных органов или должностных лиц) на объект управления (общество, граждан и др.).
Таким образом, государственное управление можно определить следующим образом: это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.
Достоинство предложенного определения государственного управления усматривается в том, что оно объединяет в логическую целостность по крайней мере три момента: государство как системно организованный субъект управления; общественную жизнедеятельность людей, воспринимающую управляющие воздействия и реагирующую на них; сами управляющие воздействия, образующие активные взаимосвязи между государством и обществом. Тем самым открывается простор для теоретического описания многообразных проявлений государственного управления, их адекватного понимания и практического использования.
Рассматривая вопрос о сущности государственного управления, необходимо отметить, что продолжительное время дискутировался вопрос о «широком» и «узком» понимании государственного управления. При этом следует отметить, что и первое и второе толкования данного понятия имеют право на существование. Так, в широком смысле государственное управление определяется как совокупность всех видов деятельности государства, то есть всех форм реализации государственной власти в целом. Такое понимание позволяет отделить государственные органы по управленческой деятельности от негосударственных.
В узком смысле государственное управление представляет собой деятельность государства в лице специальных государственных органов — органов исполнительной власти. В данном случае государственное управление рассматривается как деятельность, направленная на выполнение законов и иных нормативно-правовых актов путем разных форм властного влияния на объекты управления.
Сущность государственного управления проявляется в его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Необходимость государственного управления вытекает из необходимости обеспечения реализации политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных, информационных ресурсов, гарантирование прав и свобод человека.
Общественная обусловленность государственного управления объясняется тем, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемого общественного отношения, а с другой — от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.
Целевая направленность государственного управления означает необходимость достижения максимальных результатов при минимальном использовании материальных, трудовых, финансовых и других средств.
Уяснение сущности государственного управления невозможно без определения целей. В административной науке существует несколько классификаций целей государственного управления. Наиболее распространенной является классификация в зависимости от содержания управленческой деятельности:
· социально-экономические цели, то есть упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов, достижение экономического благополучия, создание и поддержка определенных экономических отношений;
· политические цели, то есть вовлечение в управление политических структур государства, поддержка политических процессов в государстве и обществе;
· обеспечительные цели, то есть обеспечение прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности в обществе, общественного порядка и т. д.;
· организационно-правовые цели, то есть формирование правовой системы, которая способна реализовать основные функции государства и решить его задачи с помощью механизма правового государства.