Методические указания по выполнению задания
Семинарское занятие №3
I часть занятия
Тема: «Классификация современных государств»
( по данной проблематике пишете контрольную работу)
Вопросы
1. Сформулируйте критерии классификации современных государств по формам организации власти? Нарисуйте схемы данных классификаций.
2. Чем отличается монархическая форма правления от республиканской?
3. Абсолютная, дуалистическая и парламентская монархии, в чем их различия?
4. Назовите отличительные черты парламентской и президентской формы правления.
5. В чем отличие территориального разделения властей в государствах унитарного и федеративного типов?
6.Признаки истинного федерализма?
7.Охарактеризуйте основные модели разграничения полномочий в федеративных государствах.
8. Что такое сецессия?
9. Федерация и конфедерация. Черты общности и различия.
Литература
1.Материалы лекции по соответствующей тематике
2.Соответствующие темы в учебниках, рекомендованных ранее.
II часть семинарского занятия
(готовитесь самостоятельно без моих опорных конспектов)
Тема: «Выборы - основная институциональная форма участия граждан в политике»
Контрольные вопросы к теме
1.Почему выборы рассматриваются в качестве политического института?
2.Назовите и охарактеризуйте основные принципы организации и проведения выборов.
3.Что мы понимаем под активным и пассивным избирательным правом?
4.Что такое избирательный ценз? Какие цензы существовали в избирательном праве? Какие существуют сегодня?
5.Какие властные структуры (как правило) формируются с помощью выборов в наше время?
6.Что мы понимаем под избирательной кампанией? Назовите и охарактеризуйте ее основные этапы.
7.Каковы основные способы выдвижения кандидатов?
8.Что такое избирательный залог?
9.Каковы основные характеристики финансового обеспечения ибирательного процесса?
10.Что такое абсентеизм? Его причины.
11.Чем определяется тип избирательной системы?
12.Охарактеризуйте специфику мажоритарного типа избирательной системы. Её варианты, достоинства и ограниченность каждого из них.
13.Раскройте смысл пропорциональной избирательной системы, ее плюсы и минусы.
14.Что такое избирательные технологии? Их место и роль в избирательном процессе.
NB! (Все, кто выбрал доклады по данной проблематике, будьте готовы к выступлению)
Литература
Основная
Тексты
Лейпхарт А. Электоральные системы. // Политология: Хрестоматия. Сост. Б.А.Исаев, А.С.Тургаев, А.Е.Хренов. СПб.: 2006.
Мерфин Р. Технология избирательных кампаний в США//Полис. 1991, №3.
Паппи Ф.У. Политическое поведение: мыслящие избиратели и многопартийные системы. // Политическая наука: новые направления. (Пер. с англ.). Под ред. Р.Гудина и Х.-Д.Клингеманна. Науч. ред. русского издания проф. Е.Б.Шестопал. М.: 1999. Глава 9.
Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. (Пер. с фран.). М.:1999.
Таагепера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. // Политология: Хрестоматия. Сост. Б.А.Исаев, А.С.Тургаев, А.Е.Хренов. СПб.: 2006.
Учебники и учебные пособия
Гаджиев К.С.Политология. Учебник. М.: 2010.
Политология. Под ред. М.А.Василика. М.: 2007.
Политология. Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. М.: 2005.
Политология. Под ред. А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. СПб.: 2005
Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: 2007.
Скрипкина Ж.Б. Избирательные системы и технологии. Учебное пособие. М.: 2007.
Теория политики: Учебное пособие. Под ред. Б.А.Исаева. СПб.: 2008.
Хейвуд Э. Политология. (Зарубежный учебник. Пер. с англ.). М.:2005.
Дополнительная
Автономов А.С. Избирательная власть. М.: 2002.
Алексеев Р.А. Избирательная система в государствах с различной формой государственного правления. // Право: теория и практика. 2002. №9.
Вешняков А.А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь.2001, №3.
Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс: Энциклопедический справочник. Сост.А.А.Танин-Львов. М.:2001.
Выборы по правилам и без…Технологии изготовления предвыборных миражей. М.: 2003.
Домашнее контрольное задание по политологии
Уважаемые студенты, каждый из Вас должен написать индивидуальную контрольную работу по одной из обозначенных ниже тем.
Темы задания:
Тема 1. «Специфика современной формы правления (далее указывается название страны по выбору студента)».
Например:
«Специфика современной формы правления России»
«Специфика современной формы правления Италии» и т.д.
Тема 2. «Специфика современной формы государственного устройства … (далее указывается название страны по выбору студента)».
Например: «Специфика современной формы государственного устройства Великобритании».
«Специфика современной формы государственного устройства России».
NB. Таким образом, по одной стране могут быть написаны только две работы, но с разной тематикой: одна по форме правления, другая по форме государственного устройства. (Допускается, что Вы взяли страну, по которой никто больше не пишет, а Вы будете ее характеризовать с какой-то одной стороны, например: только по форме правления).
Выбор страны каждый обязан зафиксировать у старосты, чтобы не повторяться. Староста вывешивает список на сайте группы и сдает готовый вариант (т.е. когда все студенты группы осуществят свой выбор) преподавателю.
В рамках данного занятия предполагается решить три взаимосвязанные задачи:
1.Студенты должны показать умение применять общетеоретические знания, полученные в рамках темы «Классификация современных государств» при анализе конкретного политического материала.
2.Значительно расширить свои знания в обсуждаемой проблеме за счет привлечения к рассмотрению фактологической базы.
3.Продемонстрировать способности к самостоятельному анализу и умение подавать результаты своего исследования в краткой форме.
Методические указания по выполнению задания
Прежде чем приступить к выполнению задания убедитесь в том, что Вы свободно владеете теоретическим материалом по данной проблематике. Вспомните критерии на основании которых принято делить государства по форме правления и по форме государственного устройства.
Отвечайте строго по выбранной Вами форме власти. Логика подачи материала задается темой.
Помните, что хотя Вы пишите работу на основе юридико- правовых методов анализа, тем не менее эта работа пишется по курсу политологии, а не по государственному праву. А это значит, что в ней не следует подробно перечислять номера конкретных статей конституции.
Пишите работу так, чтобы ее текст нес реальную информацию по заданной теме исследования. Не забудьте, что Вы пишите по конкретной стране, а значит в работе должны содержаться фактические названия парламентов, правительств, регионов и т.д. (Но при этом помните, что лишний текст, не имеющий отношения к анализируемому аспекту, будет рассматриваться как недостаток работы).
В работе после проведенного анализа должны присутствовать выводы, где Вы обязаны:
1. Раскрыть на основании чего определяете данную форму правления как парламентскую (либо президентскую, смешанную); либо анализируемую Вами форму государственного устройства как унитарную централизованную (децентрализованную, частично централизованную) или федеративную.
2. Выделить специфические черты, присущие данной форме правления (или форме государственного устройства) т.е.подчеркнуть, чем анализируемое Вами государство отличается от классических форм или наоборот отметить, что оно и есть воплощение классических форм организации государственной власти.
Работа должна быть выполнена на стандартных листах, иметь титульный лист и список использованной литературы. Её объем может колебаться от 2 до 5 стр.
NB.Иностранным студентам рекомендуется выбрать для анализа свою страну.
Рекомендованная литература
Государственное (конституционное) право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна. В 4-х томах. М., 1995. Т. 3.
Зазнаев О.И. Типология форм правления: работа над ошибками // Полис. 2006, №1
Зазнаев О.И. Смешанные формы правления, или как масло соединяется с водой // Полис. 2005, №4.
Иностранное конституционное право. (Под ред. В.В.Маклакова). М.:1996.
Каменская Г.В. и др. Политические системы современности. М., 1994.
Козлова Е.И., Кутафин Конституционное право России. М.:1996.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Страны Европы. М.: 1998.
Конституции государств Европейского Союза. М.:1999.
Конституции государств Европы: В 3т. М.:2001.
Конституции государств Центральной и Восточной Европы. М.: 1997.
Конституции зарубежных государств. Американский континент. Ереван. 1997.
Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания. Под ред. Л.Ш.Лозовского, Б.А.Райзберга. М.:2011.
Министерства и ведомства. Учебное пособие. (Под ред.А.Н.Козырина, Е.К.Глушко). М.:2008.
Овчинникова О.Г., Селянин А.В., Торопов С.В. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций. Ростов/ нД. 2004.
Пак Сан Нам Президентская власть в современной России. М.:2001
Парламенты мира. М., 1991.
Проблемы федерализма: российский и мировой опыт.М.:2003.
Политические системы и политические культуры. Сборник учебных материалов. М.: 2008. Часть II.
Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.
Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность. Учебное пособие. М.:2007.
Симонишвили Л.Р. Модели организации государственной власти. Учебное пособие.2012.
Федеральное конституционное право России. Основные источники. Составитель Б.А.Страшун. М.: 1996
Веб-сайт: Атлас государственного устройства ведущих стран мира.
http://www.pe-a.ru/
Веб-сайт: Книги и тексты по политологии в открытом доступе.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Index_Polit.php
Обратите внимание, Ваша работа должна базироваться на анализе конституции, а значит начинайте знакомство с выбранным Вами государством именно с изучения его конституции( и обязательно включите ее в список используемой литературы)
С уважением Комоцкая В.Д.