В. В чем заключается новизна?
Действительно, что нового содержится в сегодняшней политической экономии? Альт и Алезина подчеркивают значительно более высокую степень взаимодействия между экономистами и политологами (гл. 28 наст. изд.). Труды многих выдающихся ученых, такие, в частности, как работа К. Арроу «Общественный выбор и индивидуальные ценности», относятся к пограничным областям знания (Arrow, 1963). Выдающийся труд Даунса «Экономическая теория демократии», рассмотрению которого посвящена написанная Б. Гроф-маном глава настоящей книги, не может быть целиком отнесен ни к области экономики, ни к сфере политической науки (Downs, 1957; гл. 30 наст. изд.). Не удивительно поэтому, что в последние годы проявился повышенный интерес к междисциплинарным исследованиям, хорошим примером которых стал изданный в 1991 г. сборник под редакцией А. Алезины и К. Карлайнера (Alesina, Carliner, 1991). Его авторами были как политологи, так и экономисты, прокомментировавшие политологические работы. Тем не менее, новизну такого подхода к сотрудничеству представителей разных дисциплин не стоит преувеличивать — в сборнике под редакцией Д. Гиббса и Г. Фассбиндера, изданном в 1981 г., опубликованы материалы конференций 1978—1979 гг., в которых принимали участие экономисты и политологи (Hibbs, Fassbender, 1981). Несомненно, можно найти и более ранние примеры подобного сотрудничества. Тем не менее, как мне представляется, экономисты сейчас в большей степени, чем раньше, склонны перенимать достижения других общественно-научных дисциплин.
Альт и Алезина правы, говоря о значительном росте интереса политологов и экономистов к работам друг друга (гл. 28 наст. изд.). Сегодня в важнейших научных изданиях можно найти значительно больше, чем прежде, публикаций экономистов о политике, а политологов — об экономике. Так, например, в «American Economic Review» в 1993 г. были опубликованы следующие статьи:
• «Экономический курс, его претворение в жизнь и выборы» (Harrington, 1993);
• «Накопление оружия двумя враждующими странами» (John, Pecchenino, Schreft, 1993);
• «Дисциплина и доверие при формулировании монетаристской политики» (Garfinkel, Oh, 1993);
• «Конкуренция налогов и их координация» (Kanbur, Keen, 1993);
• «Приватизация и политика переходного периода» (Laban, Wolf, 1993). Список перечисленных статей служит для того, чтобы показать некоторые важнейшие особенности научных публикаций последних лет. К числу этих особенностей относятся моделирование поведения правительства и рост влияния теории игр. Кроме того, к ним также относится осознание роли экспекта-
ций, в частности, в отношении будущей политики правительства, и повышенное внимание к связанной с ними проблеме доверия властям. В этом отношении соображения более широкого плана, касающиеся подходов публичного выбора к макроэкономическим проблемам, привели к результатам, которые могут оказать обратное воздействие на концепцию финансирования социальной сферы.
§ 2. Новая политэкономия в «Политической науке»
А. Институты
В самом начале своей главы Альт и Алезина недвусмысленно заявляют о своей позиции относительно современной политэкономии (гл. 28 наст. изд.). Первая тема, на которой они заостряют внимание, касается эндогенности институтов. Как справедливо утверждают авторы, одна из важнейших задач современной политической науки и экономики заключается в объяснении появления и эволюции институтов.
Результаты этой исследовательской программы чрезвычайно важны. В конечном итоге, для их объяснения не может быть использована ни одна институциональная структура. Различные типы политического поведения в разных странах нельзя объяснить институциональными факторами, поскольку сами по себе эти факторы определяются комплексом значительно более глубоких причин. Нельзя, например, вести речь о том, что в двух штатах в США проводится «естественный эксперимент», поскольку там приняты разные законы регистрации избирателей. Различия в регистрационном законодательстве сами по себе могут отражать существенно более глубокие проблемы. Неодинаковая величина государственной задолженности не может определяться разницей в правилах формирования и использования государственного бюджета, поскольку те государства, которые не намерены брать займы, скорее всего, принимают законы, ограничивающие размер государственного долга.
Как сторонний наблюдатель, я должен был бы задать вопрос о том, что именно в таком анализе следует считать экзогенными переменными величинами? Каковы простейшие составные элементы такого рода процедуры моделирования? Предположение, что наличие лишь одного кандидата автоматически предопределяет его избрание, слишком просто, чтобы быть истинным. Модель классической демократии в данном случае может рассматриваться с тех же позиций, что и классическая модель поведения потребителя. Предпочтения — слишком простое понятие, как и наблюдаемое поведение, определяемое самой сутью таких предпочтений. При определенных обстоятельствах результатом может стать предпочтения «среднего избирателя». Можно иметь целый комплекс политических институтов, но если они не отражают того, что соответствует предпочтениям среднего избирателя, им придется измениться, причем изменяться они будут до тех пор, пока не смогут удовлетворять этим предпочтениям. В числе таких институтов могут быть и политические партии, но в ходе голосования будут избраны кандидаты лишь тех из
них, платформы которых в большей или меньшей степени совпадут с позицией среднего избирателя. Иначе говоря, нам представляется, что в институциональных факторах было бы бессмысленно искать дополнительные возможности для объяснения поведения правительства, за исключением тех переменных, которые влияют на выбор среднего избирателя.
Как уже отмечалось выше, к предпочтениям избирателей следует относиться с определенной долей осторожности. В данном случае я хочу лишь подчеркнуть некоторую претенциозность исследовательской программы. Мне импонирует то, что написал Б. Грофман о проблемах, связанных с основополагающей работой Даунса (гл. 30 наст. изд.). Как и он, я согласен, что было бы слишком оптимистичным надеяться на возможность объяснения того факта, что французы пьют больше вина и меньше пива, чем баварцы, — вряд ли ответ на этот вопрос прозвучит убедительно, если за основу объяснения такого различия принять разницу между их вкусовыми рецепторами. Как справедливо полагает мой коллега, значительно больше шансов получить верный ответ у нас было бы в том случае, если бы мы захотели выяснить, что произойдет, если цены на вино возрастут. Что же касается вопроса о государственном долге, в данном случае имело бы смысл изучить реакцию различных слоев общества на неожиданные фискальные или налоговые потрясения (Poterba, 1994).
Такая направленность исследований мне представляется более обоснованной по двум взаимосвязанным причинам. Первая из них состоит в вероятности наличия в рамках системы серьезных разногласий: на то, чтобы достичь равновесия, может потребоваться достаточно много времени. В долгосрочной перспективе значение имеют лишь предпочтения избирателей, однако обозримое будущее определяется историческим опытом. В упомянутых работах есть много неопределенного. Как подчеркивают Альт и Алезина, с момента своего создания институты стремятся к упрочению социальной базы, на которую они опираются (гл. 28 наст. изд.). Вторая же причина заключается в том, что возможно и многополюсное равновесие, причем в этом случае окончательный результат зависит от хода истории. Так, например, некоторые страны могут иметь большой государственный долг, а другие — весьма незначительный, причем без каких-либо видимых причин, просто потому, что точки отсчета, фиксирующие начало их истории, разные. Основываясь на данных компаративной статики, мы все же можем говорить о том, что исследования привели нас к более или менее определенным выводам.
Б. Рациональный выбор
Второй важной особенностью новой политэкономии, как явствует из главы Альта и Алезины, является то, что в ней «используется экономический подход, оперирующий терминами ограниченной максимизации и стратегического поведения движимых личными интересами агентов» (гл. 28, с. 640 наст. изд.). Такая позиция, в сочетании с идеей рациональных экспектаций, составляет основу теории рационального выбора, который явно получает в политической науке все большую поддержку. Эта реакция не вызывает особого удивления, поскольку само понятие «рациональный» уже несет в себе значительную нагрузку, которая, правда, в определенном смысле иногда бывает чрезмерной.
Может показаться странным, что экономист ставит под вопрос подход с позиции рационального выбора, однако я разделяю многие из сомнений, высказанных К. Оффе (гл. 29 наст. изд.). Применение такого подхода прежде всего определяется избранной темой. Модель, созданная для решения проблемы выбора между вином и пивом, отнюдь не всегда может быть применена к выбору между Бушем и Клинтоном. Решение, принимаемое каждые четыре года при определенных обстоятельствах, которые каждый раз существенно отличаются друг от друга, далеко не равнозначно тому решению, которое принимается каждый вечер при одних и тех же обстоятельствах. Для многих людей участие в выборах представляет собой акт личного и общественного значения, в то время как посещение винного магазина таковым отнюдь не является.
Как принятые решения отражают различные подходы, так и люди делают свой выбор исходя из определенных комплексов предпочтений. А. Сен писал, что именно таким образом Ф. Эджуорт оправдывал принятие решений, соответствующих личной заинтересованности: при этом он исходил из того, что принятое решение является правильным по отношению к тем определенным типам деятельности, которые его интересуют (Sen, 1977; Edge-worth, 1881). Если вернуться к приведенному выше примеру системы выплат пособий с понижающим коэффициентом, можно сказать, что решение человека устроиться на работу с неполным рабочим днем, обусловленное постепенным снижением суммы выплачиваемого ему пособия, вполне может быть смоделировано как решение, обусловленное его личными интересами, не имеющими никакого отношения к правительственному бюджету. Тем не менее, когда дело доходит до голосования за кандидатов политических партий, предлагающих различные программы, избиратель, принимающий решение о том, кому отдать свой голос, отчасти может руководствоваться мнениями других людей. Признание такого рода влияния можно рассматривать как расширение понятия личного интереса, в соответствии с которым благосостояние отдельного человека зависит от благосостояния других («сочувствие»). Однако такой подход может распространяться и на людей, действующих вопреки личным интересам («долг»).
Идея долга «проводит водораздел между личным выбором и личным благосостоянием» (Sen, 1977). Это означает, что люди могут рационально выбрать такое действие, которое влечет за собой возможность снижения уровня их личного благосостояния. Такой вывод особенно важен в рассматриваемой ситуации, поскольку он предусматривает как раз тот случай голосования, при котором выбор человека чаще всего определяется взятыми на себя обязательствами. В том случае, если модель голосования будет строиться так же, как в ситуации выбора между французским вином и немецким пивом, это может привести к игнорированию такого обстоятельства, как редкое в наши дни решение потребителя в принципе отказаться от французского вина потому, что ему не нравится политика Франции в области ядерного разоружения.
В данном случае аналогия с потребительской теорией обманчива еще и потому, что если она может быть вполне убедительной при оценке степени стабильности потребительских вкусов, то в области политических предпочтений ситуация может оказаться совсем иной. Как писал в этой связи Дж. Бьюкенен, «предположение о наличии определенных предпочтений при принятии
решений, предложенных рынком, является исключительно важным для развития самой экономической теории. Однако распространение такого предположения на индивидуальные ценности в процессе голосования не учитывает одну из самых важных функций голосования как такового. Определение демократии как «правления на основе обсуждения» подразумевает, что индивидуальные ценности могут влиять и влияют на процесс принятия решений» (Buchanan, 1960, р. 85).
Поскольку одним из источников влияния на подобные изменения в ценностных критериях являются публикации экономистов и политологов, им вряд ли следует занимать жесткую позицию, в основе которой лежит представление о неизменном комплексе предпочтений.