Глава V. Трансформации в социальной сфере
Несмотря на сложности перестроечного периода, в Саратовской области продолжали решаться разноплановые социальные задачи в интересах её жителей.Средства, централизованно получаемые от государства, потому что оно распределяло финансовые потоки, в первую очередь направлялись на строительство объектов социально-культурного назначения, жилья. Финансовые вложения на их возведение постоянно возрастали.
В Саратовской области продолжилось капитальное строительство объектов, представлявших особую социальную ценность. В 1986 г. в областном центре открылся фирменный магазин «Волжанка», в Балашове был возведён железнодорожный вокзал, а в Красноармейске был выстроен комплекс зданий профтехучилища. В 1987 г. в Саратове на проспекте им. С.М. Кирова открылся универмаг «Детский мир», а в посёлке Солнечный — крупный универсам. В число введённых новостроек вошли универсам на предмостовой площади в Саратове, в Красноармейске — Дом бытовых услуг.
В центре Саратова началась реконструкция и благоустройство пешеходной зоны — проспекта им. С.М. Кирова, на котором был запрещён проезд личного и общественного транспорта, открылись десятки летних кафе, видеотеки, функционировал цветомузыкальный фонтан. «Летом 1986 г. все двадцать кафе на проспекте Кирова работали с полной нагрузкой»,[312] — вспоминал В.Г. Головачёв. Саратовский «Арбат» приобрёл атрибуты ухоженного проспекта — покрытие из бетонной плитки, лавочки, фонари уличного освещения.
В течение 1987 г. в области были возведены магазины торговой площадью 15,7 тыс. с. м, предприятия общественного питания на 5 572 места, ателье, мастерские службы быта общей площадью 18,9 тыс. м.[313] В 1988 г. дополнительно были построены магазины торговой площадью 11,8 тыс. м, предприятия общественного питания на 5 982 места. Работники книжной торговли к 1991 г. получили четыре новых торговых предприятия, в десяти магазинах были проведены капитальные и текущие ремонты. Однако, несмотря на интенсивное строительство объектов социальной сферы, их явно не хватало для удовлетворения растущих потребностей граждан.
В середине-второй половине 80-х гг. резко возросли объёмы капитальных вложений, направляемых на жилищное строительство. Если в 1987 г. этот показатель равнялся 7,4%, то в 1989 г. — уже 51%.[314] В 1990 г. средства, направляемые на возведение жилых домов, объектов социально-культурной сферы увеличились на 11 млн. руб., возросла их доля в общем объёме инвестиций, привлекаемых в народное хозяйство области. В 1990 г. на строительство жилья и других объектов социально-культурной сферы было использовано 555,8 млн. рублей капитальных вложений или на 2% больше, чем в 1989 г. Их доля в общем объёме инвестиций по народному хозяйству области составила 28% против 26% в 1989 г.[315] Таким образом, создавались реальные предпосылки для решения жилищной проблемы.
В 1987 г. в области было построено 1205 тыс. с. м жилья с улучшенной планировкой квартир в панельных и 535 тыс. с. м в кирпичных зданиях.[316] В Саратове на проспекте Ленина был введён в строй 14-ти этажный дом «Руслан» — один из первых жилых многоэтажных домов, построенных в областном центре. За 1985-1989 гг. в Саратовской области было сдано в эксплуатацию 5 344 тыс. с. м жилой площади. В 1990 г. получили квартиры 632 семьи, выехавшие из домов, предназначенных под снос.
Лепту в решение жилищной проблемы вносили промышленные предприятия, которые вели собственное жилищное строительство. Саратовским заводом «Нефтемаш» были построены и заселены жилые дома по улицам Аткарской, Посадского и Яблочкова — всего 150 квартир.[317] В январе-марте 1991 г. за счёт средств предприятий было введено в эксплуатацию 45,9 тыс. с. м жилой площади, что составило 68% всего введённого жилья за счёт государственных капитальных вложений и 55% от соответствовавшего периода предшествовавшего года.[318]
До 1990 г. ежегодно вводились в строй 20-21 тыс. квартир, что позволяло ежегодно улучшать жилищные условия примерно 20-25 тыс. семей. Особенно интенсивно жилищное строительство велось в Энгельсе, Пугачёве, Марксе, Хвалынске.[319] За четыре года перестройки жители области получили 83,5 тыс. квартир. Однако качество сдаваемых жилых домов и квартир оставляло желать лучшего.
Повышенное внимание уделялось обеспеченью жильём льготных категорий граждан. В 1990 г. получили новые квартиры или улучшили жилищные условия 22,6 тыс. семей. Среди получивших жильё — 208 семей военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях в Афганистане, 655 многодетных семей, 6 семей граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.[320]
В области приемлемым оставалось количество квадратных метров, приходившихся на одного человека, когда граждане получали новые квартиры, либо улучшали жилищные условия. В 1990 г. в Саратове на одного человека приходилось 10,9 кв. м, в городах — 9,9 кв. м, в посёлках городского типа — 13,9 кв. м, в сельской местности — 21,3 кв. м.[321]
Однако уже в 1990 г. в условиях кризиса темпы жилищного строительства замедлились. Ввод в строй жилых домов по сравнению с 1989 г. уменьшился почти на 10%. В 1990 г. было сдано в эксплуатацию на 112 тыс. с. м меньше, чем в предыдущем году. Допустили отставание в выполнении годовой программы строительства жилья все города области за исключением Аркадака и Вольска.[322] За первые шесть месяцев 1991 г. не было сдано в эксплуатацию ни одного жилого дома в Петровске, Красноармейске, Ртищево, Калинине, Ершове. Не выполнили плановые задания по вводу в эксплуатацию жилых помещений 12 городов и 27 сельских районов области. К тому же, во второй половине 80-х гг. на территории области не планировали существенно улучшить жилищные условия для своих работников министерства тяжёлого и транспортного машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности СССР, местной промышленности РСФСР.
На рубеже десятилетий в связи с экономическими трудностями уменьшалось количество средств, выделяемых государством, ведомствами и предприятиями на капитальный ремонт жилых зданий, что обостряло ситуацию с обеспеченьем жильём. В соответствии с действовавшей в те годы нормативной базой на ремонт старого жилого фонда выделялось 1,1% его стоимости. Предоставляемых средств не хватало для качественного проведения капитального ремонта. В реальности ремонт одного квадратного метра обходился в 150-160 рублей, а выделялось 65-70 рублей. Общая сумма, выданная в 1990 г. на капремонт, составила 10-12 млн. рублей при потребности в 28-30 млн.[323] Но даже при таких ограниченных и скудных средствах работа по поддержанию в порядке и ремонту ветхого жилья продолжалась. В 1990 г. после капитального ремонта в области было сдано в эксплуатацию 461 тыс. с. м жилой площади.[324]
С большим отставанием от плановых заданий велось строительство домов жилищно-строительных кооперативов. В 1990 г. ЖСК было введено в строй 40,3 тыс. с. м жилья, что составило 50% к плану и 65% к плановым заданиям 1989 г.[325] За январь-март 1991 г. жилищно-строительными кооперативами не было введено в строй ни одного дома. Возросла стоимость строительных материалов, оборудования, работа подрядных организаций при сохранявшейся невысокой и нестабильной заработной плате застройщиков. Поэтому финансирование ЖСК, несмотря на частичную помощь государства, оставалось неритмичным. Сложившаяся тревожная ситуация с вводом в эксплуатацию домов ЖСК обостряла жилищную проблему.
Сохранялись трудности в коммунальном обслуживании жилых домов. Если в середине 80-х гг. в области более 80% домов имели центральное отопление, то в 1990 г. количество таких домов уменьшилось до 62%.[326] Строительство тепловых сетей для жилого фонда в областном центре в значительной степени сдерживалось Минэнерго. Водопровод и канализация были подведены к 82% и 75,8% жилых домов, горячей водой обеспечивалось 52% квартир в частных домовладениях и домах государственного жилищного фонда, газ использовали в 90% жилых помещений.[327]
В силу различных причин не улучшалось положение со строительством индивидуального жилья. Например, Энгельс был окружён поливными землями и учебно-опытными полями. Вывод этих земель из сельскохозяйственного оборота для нужд индивидуального строительства был связан с большими трудностями. Возведение индивидуального жилья требовало прокладки новых инженерных сетей и коммуникаций, обеспечения домов газоснабжением и электроэнергией, водообеспечением и канализацией, проведения больших изыскательских и проектных работ, а это требовало немалых финансовых затрат. Развитие индивидуального строительства сдерживалось также трудностями в получении кредитов и приобретением строительных материалов. В 1990 г. доля индивидуального жилья в общем объёме сданного жилья составила около 3%.[328]
Определённые надежды в решении жилищной проблемы возлагались на приватизацию государственного жилья и его продажу в частную собственность гражданам. Процесс приватизации жилья в Саратовской области начался в 1990 г. Из 1030 поступивших заявок на покупку квартир было удовлетворено 83,8%.Уполномоченные на то юридические лица продали 863 квартиры общей площадью 40,5 тыс. м и стоимостью 2,9 млн. рублей. Средняя стоимость проданных квартир составляла 3,3 тыс. рублей. Почти четвёртую часть продаж (22,5%) составили квартиры в домах, подлежавших реконструкции или капитальному ремонту.[329] Всего в 1990 г. гражданам области было продано в частную собственность 863 квартиры общей площадью 40,5 тыс. м на сумму 2,9 млн. рублей.[330]
В процесс приватизации жилья активно включился областной центр. В 1990 г. в Саратове было проданы первые 42 квартиры общей площадью 1,4 тыс. с. м на сумму 53,5 тыс. рублей.[331] К середине 1991 г. воспользовались новым законом о жилье и приобрели квартиры в личное безвозмездное пользование двадцать семей Саратовского авиационного завода.
Законом о приватизации жилья воспользовались и в сельской местности, где в 1990 г. было продано 136 квартир общей площадью 5,8 тыс. с. м. и стоимостью 532,5 тыс. руб.[332] Однако жилищную проблему в полном объёме приватизация не решила, она по-прежнему оставалась острой.
В 1990 г. в городах и рабочих посёлках области на учёте в исполкомах местных Советов и на предприятиях на получение бесплатного жилья и улучшение жилищных условий состояло 148,7 тыс. семей и одиноких граждан, что составляло 16% от общего числа семей и одиноких людей. В Саратове в жилье нуждались 74,5 тыс. семей.[333] Только в Кировском районе областного центра в 1989 г. в райисполкоме и на предприятиях на очереди стояло 7605 семей, в ветхом жилье проживали 529 семей, в аварийных помещениях — 80 семей. В коммунальных квартирах обитали 3329 семей (половина всех очередников).[334] При этом очередь из нуждавшихся в жилье не сокращалась, а продолжала увеличиваться.
Среди очередников находились льготники, те, кто в соответствии с действовавшим советским законодательством имел преимущества в получении жилой площади. В исполкомах Советов народных депутатов Саратовской области на получении жилья и улучшении жилищных условий стояли 1,1 тыс. семей военнослужащих, воевавших в Афганистане, 5.2 тыс. многодетных семей, 2,6 молодых семей, 63 семьи ликвидаторов аварии на Чернобольской АЭС.[335]
Обостряло ситуацию с предоставлением жилой площади наличие большого количества аварийного и ветхого жилья коммунальных квартир. В начале 1990 г. более 384 тыс. с. м жилого фонда (1%) находились в строениях непригодных для проживания. Из числа семей, состоявших на учёте в конце 1990 г., 5,6% проживали в коммунальных квартирах, 5,2% — в общежитиях, 5% — в ветхом и аварийном жилье, 5,2% состояли на учёте 10 и более лет.[336] Возникли проблемы с проживанием в домах, построенных ещё в начале 60-х гг. по «лагутенковскому проекту», рассчитанных на короткий срок эксплуатации.
Установленные задания по сносу ветхих и аварийных помещений не выполнялись. При сохранении темпов ликвидации непригодного жилья (в среднем 50 тыс. с. м в год), потребовалось бы 8 лет для завершения этой работы, при условии, что площадь ветхого и аварийного жилья осталась бы на уровне 1990 г. На самом деле аварийного и ветхого жилья было гораздо больше, так как часть его оставалась неучтённой из-за плохо проводимой инвентаризации жилого фонда предприятиями и организациями.[337]
Относительно высокие темпы жилищного строительства в области не привели к окончательному снятию напряжённости в жилищной проблеме из-за недостатков в развитии собственной производственной базы, необеспеченности стройматериалами, так как ввод в строй жилищного, кооперативного и объектов социально-культурного назначения во многом зависел от своевременной и в полном объёме обеспеченности новостроек строительными материалами. Свою лепту в снижение темпов ввода жилья внесло падение мощностей завода крупнопанельного домостроения, которые к середине 1980-х гг. использовались лишь на 87% (хотя выпуск деталей домов в 1984 г. возрос по сравнению с 1980 г. в 1,2 раза).[338]
В срыве планов строительства жилья были повинны и местные органы власти и управления, которые ослабили контроль за освоением средств строительными организациями, не уделяли должного внимания развитию ЖСК, выделению кредитов индивидуальным застройщикам, препятствовали получению гражданами земельных участков под жильё.
На рубеже 80-90-х гг. развитие получил новый вид услуг — продажа рабочим и служащим лесных, строительных, отделочных материалов, некондиционных изделий, отходов производства непосредственно по месту работы. Предполагалось, что таким образом можно улучшить положение в индивидуальном строительстве. Выручка от продаж за 10 месяцев 1989 г. составила 27 млн. рублей против 3,2 млн. рублей в 1987 г.[339] Рост продажи лесных и строительных материалов в 1990 г. на 23% тем не менее не обеспечил полное удовлетворение спроса населения.[340]
Однако это не умаляло той огромной работы, проделанной строителями в 80-е гг. по возведению бесплатного жилья. Дома, построенные в 60-80-е гг. прошлого столетия, до настоящего времени составляют основу жилищного фонда областного центра.[341]
В 1985-1991 гг. Саратовской области реализовалась программа развития и укрепления материальной базы детских дошкольных учреждений, школ, объектов здравоохранения и культуры. Об остроте сложившейся ситуации с детскими садиками и школами свидетельствовал тот факт, что в 1990 г. в области более 400 школ, каждое второе дошкольное учреждение работали в стеснённых условиях. 10% школ, свыше 30% детских садов, более половины внешкольных учреждений располагались в ветхих, неприспособленных учреждениях.
За 1986-1989 гг. в области было построено 98 школ и 46 пристроек к ним на 51 тыс. ученических мест. Только в 1989 г. было сдано в эксплуатацию школ и пристроек на 11758 мест. Затем темпы строительства школьных зданий замедлились. За 1988-1989 гг. не было освоено более 4 млн. рублей на строительство школ и детских садов. В 1990 г. было построено общеобразовательных школ на 9230 мест, гораздо меньше, чем в 1989 г.[342]
На начало 1989-1990 учебного года не был осуществлён полный перевод всех школ на односменную работу. 100 тыс. учащихся, или 19,1% продолжали заниматься во вторую смену.[343]К тому же почти треть школ в 1990 г. была сдана после начала учебного года. Задание по вводу в эксплуатацию школ было выполнено на 60%.
Неудовлетворительно велось строительство школьных зданий в Саратове. В 1991 г. так и не была введена в эксплуатацию пристройка к саратовской средней школе №21. С 1988 г. велось строительство школы в Соколовогорском посёлке, но окончание её строительства в 1991 г. не было видно.[344] К началу учебного года в 1991 г. не было освоено свыше 2 млн. рублей, выделенных на школьное строительство. В результате наиболее страдающей стороной в нереализованных планах строительства оставались дети.
К тому е, в учреждения народного образования плохо поступали мебель, технические средства обучения. В связи с переходом на новые формы хозяйствования усложнились проблемы организации горячего питания школьников, снабжения их учебниками и тетрадями, общепринятой школьной формой.
Продолжалось строительство детских дошкольных учреждений, но темпы строительства их были также медленными. В течение 1986-1989 гг. в Кировском районе Саратова — одном из крупных промышленных и культурных районов областного центра, были введены в строй только два детских садика. На улице Железнодорожной в областном городе завод «Нефтемаш» в 1989 г. построил детсад на 140 мест. Всего в 1986-1989 гг. в области возвели 183 детских сада на 24,4 тыс. мест, в т.ч. в 1989 г. — на 4817 мест.[345] В 1990 г. в яслях и детских садиках появилось дополнительно 6800 мест.
В начале 90-х гг. низкие темпы строительства детских дошкольных учреждений сохранялись (61% к плану и 65% к уровню 1989 г.). Медленными темпами возводились детские сады в Ртищево, районном посёлке Екатериновка, Балашовском и Вольском районах. Отставание в планах строительства привело к тому, что очередь на получение мест в детсадах в 1989 г. достигла 800 человек, причём оценочная потребность в местах в детские дошкольные учреждения составляла 5000 мест.[346] Практически не уменьшалась очередь в организации дошкольного воспитания в городах области.
Одна из причин сохранявшегося неудовлетворительного положения с вводом в намеченные сроки в эксплуатацию жилых зданий, объектов социальной сферы, школ, детских садов и яслей заключалась в продолжавшемся сокращении производства строительных материалов ― щебня, извести, керамзита, производство которых к середине 1991 г. уменьшилось на 10-15%.[347]
В 80-е гг. товары народного потребления производили более 400 промышленных предприятий области. В этот период осваивает выпуск различных видов товаров народного потребления завод «Нефтемаш». Доля ТНП в общем объёме производства предприятия достигла 40%, а выпуск на 1 рубль заработной платы превысил 3 рубля.
Однако в работе предприятий по выпуску товаров народного потребления отсутствовала стабильность, о чём свидетельствовали показатели товарооборота. В 1988 г. розничный товарооборот в области в сравнении с 1987 г. увеличился лишь на 4,3%, плановые рубежи не были достигнуты на 2,3%.
В 1989 г. сессия областного Совета народных депутатов утвердила Программу развития производства товаров народного потребления на 1989-1991 гг., предусматривавшая увеличение объёмов выпуска и расширение ассортимента товаров повседневного спроса. Программа предусматривала прирост товаров народного потребления в короткие сроки более чем на 1 млрд. рублей.
Промышленные предприятия области изыскивали возможности по увеличению объёмов производства товаров народного потребления, расширению их ассортимента. В 1989 г. Саратовское электроагрегатное производственное объединение приступило к серийному выпуску бытовых холодильников и морозильников, которые пользовались большим спросом у населения. На Лейпцигской международной ярмарке, проходившей осенью 1988 г., саратовский морозильник КШ-90 был удостоен Золотой медали. Производственное объединение «Тантал» освоило выпуск видеомагнитофонов. В 1989 г. объединение выпустило 10 000 видеомагнитофонов ВМ-12 и опытную партию видеомагнитофонов ВМ-18. В 1989 г. объединение закупило австрийское оборудование по производству пластиковых окон и организовало их изготовление. Это были первые окна из пластикового ПВХ профиля, изготовленные в СССР. Саратовский завод резиновых технических изделий выпускал пластмассовые стулья, которые можно было увидеть в городских кафе, поливочные шланги, декоративные колпаки для автомобильных колёс, коврики и брызговики для автомобилей, полиэтиленовые пакеты — всего 14 видов изделий.
Товарооборот на душу населения увеличился по области с 1088 рублей в 1985 г. до 1258 рублей — в 1989 г., или на 6,9%. В 1989 г. сверх плана было произведено товаров народного потребления на 146 млн. рублей. Темпы роста к уровню 1988 г. составили 109,7%.[348] В 1989 г. по сравнению с 1985 г. розничный товарооборот в области увеличился на 11,2% и составил 3429,6 млн. руб.[349] В 1989 г. в области было реализовано больше, чем в предшествовавшем году хлопчатобумажных и шёлковых тканей, одежды и трикотажных изделий, хозяйственного мыла, холодильников, телевизоров с цветным изображением. Но в целом прирост выпуска товаров народного потребления был незначителен. В 1990 г. их было изготовлено на сумму 8,1 млрд. рублей.
В 1990 г. товары народного потребления выпускали 455 промышленных предприятий. Многие из них приступили к производству товаров, ранее не выпускавшихся в области: стиральных машин «Лилия» на заводе «Молот» в Петровске, сувенирных часов в объединении «Рефлектор», магнитофонов «Джаз» в объединении «Корпус», дозиметров объединением им. С. Орджоникидзе и др., расширили производство видеомагнитофонов, бытовых часов, магнитофонов, хлопчатобумажных и шёлковых тканей, холодильников и морозильников, обоев.
С 1990 г. изделия для населения области выпускали предприятия, которые по роду своей основной деятельности, казалось бы, не должны были связаны с изготовлением товаров массового потребления. Трест «Саратовтрансстрой» и вагонное депо по станции Саратов-1 открыли столярные участки, где изготавливалась продукция по заказам населения, трест «Волгоспецмонтаж» открыл меховой цех, 35 наименований изделий массового спроса вырабатывалось из отходов производства на предприятиях трамвайно-троллейбусного управления.[350]
Товары повышенного спроса производили совместные предприятия, созданные саратовцами с иностранными партнёрами. В феврале 1990 г. Балаковское производственное объединение «Химудобрения» совместно с западноберлинской фирмой «БИПА» организовали предприятие «СУБИ» по производству изделий из натуральных меха и кожи, с индийской фирмой «Прайм Хоум Компьютер» — совместное предприятие «ХемиКомп» по выпуску телевизионной, компьютерной, видео- и ксерокопировальной техники.
Несмотря на усилия, предпринимавшиеся коллективами промышленных предприятий по преодолению дефицита товаров широкого потребления, добиться кардинального перелома в улучшении снабжения населения товарами промышленной группы не удавалось. Несмотря на то, что в 1989 г. в торговле скопилось нереализованных товаров на 5,4 млн. рублей, население области продолжало испытывать трудности в приобретении товаров повседневного и длительного пользования.
К 1990 г. тревожная ситуация с обеспечением населения промышленными товарами сложилась на территории всей страны. Нарушение хозяйственных и кооперативных связей, набиравшая темпы инфляция, рост цен на сырьё и оборудование, появление у населения денег, не обеспеченных товарами привели к резкому снижению количества продукции для населения, обострили ситуацию на потребительском рынке. Дефицит дополнялся неуклонным ростом цен фактически на все виды продукции, так как инфляция достигала 44% в год.
К середине 1990 г. из 1075 наименований товаров народного потребления, производившихся в стране, недефицитными остались только 30. В списке дефицита оказались одежда и обувь, мебель, посуда, хрусталь, обои и туалетная бумага, мыло и моющие средства. Если дефицитный товар «выбрасывался» на прилавки магазинов, за ним выстраивались огромные очереди, ставшие приметой советской эпохи. «Пустые прилавки продовольственных и промтоварных магазинов создают впечатление, что все предприятия остановились и вообще перестали выпускать продукцию»,[351] — констатировала летом 1991 г. энгельсская газета «Наше слово».
Органы статистики беспристрастно зафиксировали, что в 1990 г. на территории области при наличии очередей проходила продажа многих видов швейных товаров, трикотажных изделий, обуви, тканей, бытовой техники, телерадиоаппаратуры, мебели, обоев, компактных кассет, механических часов и будильников. Напряжённая ситуация сложилась в торговле табачными изделиями, школьными тетрадями, парфюмерно-косметическими товарами.[352]
В 1990 г. на территории области предприятиями и объединениями Минлегпрома и Минтекстильпрома РСФСР было недопоставлено потребителям товаров на сумму 1,8 млн. рублей, с объёмами поставок товаров не справилось 40% предприятий и объединений, заключивших договоры на поставку товаров.[353] В 1990 г. ниже запланированного уровня произвели товары народного потребления заводы «Сардизель», транспортного машиностроения, «Нефтемаш», производственное обувное объединение, биохимический завод, производственное объединение по изготовлению музыкальных инструментов.
В 1991 г. фактически произошёл обвал производства, удовлетворявшего потребности населения в товарах массового спроса. Промышленные предприятия Энгельса за первое полугодие 1991 г. изготовили товаров народного потребления на сумму 249, 9 млн. рублей. По сравнению с тем же периодом предыдущего года производство продукции для населения уменьшилось на 29,9 млн. рублей, или на 11%.[354] В январе-июне 1991 г. в области было произведено товаров народного потребления на сумму 2865,6 млн. рублей, что на 59,1 млн. рублей или на 2% было меньше, чем в январе-июне 1990 г.[355]
Товарный голод, рост цен и наличие у населения свободных денежных средств сопровождались «ажиотажными закупками», приобретением товаров впрок. К тому же, заработная плата в промышленности и строительстве возрастала более высокими темпами, чем производительность труда, что ещё более усиливало несбалансированность рынка.
Причины плачевной ситуации создавшейся на рынке товаров повседневного спроса в области, как и в стране в целом, формировались в течение длительного времени. На предприятиях лёгкой промышленности использовалось устаревшее оборудование, производственные помещения требовали реконструкции. Увеличение стоимости материалов, комплектующих, энергоресурсов вело к росту оптовых и розничных цен.
Определённые надежды на изменение ситуации на рынке товаров возлагались на кооперативы. 5 февраля 1987 г. Совет Министров СССР принял постановление о поддержке и развитии кооперативного движения, создании кооперативов по производству товаров народного потребления, бытовому обслуживанию населения, в общественном питании.
В Саратове к созданию кооперативов приступили городские власти. Кооперативы открывали и производственные объединения. НПО «Алмаз», например, создало три кооператива: по художественному оформлению интерьера квартир, ремонту радиоаппаратуры, установке и ремонту сантехники. Появились первые таксомоторные кооперативы (кооператив «Эра-такси). На 1 января 1988 г. в области было зарегистрировано 44 кооператива, в марте — 140, что свидетельствовало о бурном росте новой формы собственности в условиях экономической реформы.
В мае 1988 г. на территории «Торгового центра» Саратова была проведена первая ярмарка с участием 20 городских кооперативов. В ярмарке кооперативов приняли участие кооперативы по производству швейных изделий («Аврора», «Универсал», «Времена года»), ремонту квартир («Эксперимент», «Комфорт», «Сфера», «Интерьер-сервис») и др.[356]
В 1990 г. в Саратовской области насчитывалось уже 1555 кооперативов, работавших в различных сферах. Согласно данным органов статистики на 1 января 1991 г. численность кооперативов в области составила 1939. Непосредственно в сфере производства товаров народного потребления работало 195 кооперативов, в которых было занято 5024 человека.[357] Однако переломить ситуацию, насытить рынок товарами народного потребления, устранить товарный голод, нарождавшиеся кооперативы в короткие сроки не смогли. К тому же деятельность первых кооперативов вызывала справедливое нарекание населения и местных органов власти: немногие из них занимались производством товаров народного потребления; основная их деятельность сосредоточилась на перекупке и перепродаже товаров и материалов, что в советское время попадало под определение «занятие спекуляцией».
Тем не менее, несмотря на организационные и производственные издержки, новые формы собственности, работавшие добросовестно и не нарушавшие закон настойчиво пробивала себе дорогу в жизнь. В 1991 г. в области 127 кооперативов изготавливали продукцию производственно-технического назначения, 56 кооперативов функционировали в общественном питании, 35 занимались торгово-закупочной деятельностью, 28 — заготовкой и переработкой вторичного сырья и особенно много кооперативов — 399, было занято в бытовом обслуживании населения и строительстве — 657 кооперативов.[358]
В какой-то степени преодолеть товарный голод в области пытались путём расширения внешнеторгового оборота. В 1990 г. промышленные товары потребления составили 72% импорта, 59,9% которого приходилось на парфюмерно-косметические изделия, 18,1% — на телевизоры и видеомагнитофоны, 13,4% — на швейные изделия. В обмен на эти товары за границу были поставлены химические продукты, удобрения, хлопчатобумажные ткани, товары культурно-бытового назначения.[359]
В оказании услуг населению, его обслуживании всё больший удельный вес занимали акционерные общества, малые предприятия. Они постепенно расширяли ассортимент производимой продукции, занимали нишу государственных предприятий по производству товаров народного потребления. В 1991 г. товары народного потребления, включая спортивные тренажёры, сетки-рабицы для садоводов-любителей, начало производить малое предприятие «Универсал», созданное на базе завода металлоизделий (Энгельс).
Образованное 1 апреля 1990 г. акционерное общество «СаратовЛада» организовало 6 кооперативов и 10 малых предприятий: малые предприятия «Витязь», «Луч», «Сатурн», «Уют», «Самара», «Каскад-родео», аудиторскую фирму «Программа-бизнес». Малые предприятия акционерного общества совмещали ремонт и техобслуживание автомобилей с производством запчастей, изготовлением и ремонтом мебели, производством строительных материалов. Малое предприятие «Каскад-родео» проводило показательные и коммерческие выступления спортсменов-автолюбителей, занималось подготовкой водителей и спортсменов-водителей. Перейдя на новые формы организации труда, акционерное общество «СаратовЛада» к середине 1991 г. почти в три раза увеличило доходы, в два раза возрос объём оказанных услуг. За год работы акционерному обществу существенные доходы принесли отдельные виды коммерческой деятельности: такси — 170 тыс. рублей, абонементное обслуживание — 250, комиссионная торговля — 900, торговля кооперативными запчастями — 150 тыс. рублей.[360]
Производством товаров, оказанием различных видов услуг занялись индивидуальные предприниматели, работа которых регламентировалась введённым в действие весной 1987 г. Законом «Об индивидуальной трудовой деятельности». Закон разрешал занятие индивидуальной трудовой деятельностью в сфере ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения домохозяйкам, пенсионерам, учащейся молодёжи, не занятым в общественном производстве, всем гражданам в свободное от основной работы время.
В Энгельсе на 1 июня 1991 г. было зарегистрировано 4520 человек, занимавшихся индивидуальной трудовой деятельностью.[361] Но индивидуальные предприниматели, также как и кооперативы, в силу своей малочисленности, небольшого опыта не смогли удовлетворить ажиотажный спрос населения на потребительские товары. Пока это было под силу мощным промышленным предприятиям, но они продолжали снижать объёмы производимой продукции.
Непростая ситуация складывалась на продовольственном рынке. Жители Саратова и промышленных городов в первые годы перестройки удовлетворительно обеспечивались основными продуктами питания. Судя по данным официальной статистики, в 1989 г. по сравнению с 1988 г. реализация мяса и мясопродуктов увеличилась на 13,4%, животного масла на 9%, а с 1986 г. соответственно на 38,8% и 22,3%. В 1989 г. только в государственной торговле было реализовано свинины на 46%, птицы — на 26%, баранины в два раза больше чем в предыдущем году.[362] Превысила уровень 1988 г. продажа растительного масла, мясных консервов, сыра, кондитерских изделий, других товаров продовольственной группы.[363] В целом объём производства продовольственных товаров за 1989 г. увеличился на 13%, что являлось одним из высоких показателей в РСФСР.[364]
Расширение производства продукции сельского хозяйства, объёмов её реализации увеличило потребление основных продуктов питания на душу населения. Так, по сравнению с 1985 г. в 1989 г. потребления мяса и мясопродуктов увеличилось более чем на 20%, молока и молочных продуктов — на 15%, яиц — на 7%, овощей — более чем на 14%, картофеля — на 8%. Душевое потребление мяса и мясопродуктов по области в 1989 г. составило 82 кг, молока и молочных продуктов — 456 кг, яиц — 346 штук. Это были одни из высоких официальных показателей в республике.[365]
Однако приведённые данные являлись усреднёнными, не по всем видам продуктов питание саратовцев соответствовало научно обоснованным нормам. Так, в 1989 г. потребление жителями Саратовской области хлеба и хлебных продуктов, картофеля, овощей, растительного масла, рыбы и рыбопродуктов, не соответствовало нормам, рекомендованных Институтом питания АМН СССР для населения РСФСР.[366]
Прирост отдельных видов продуктов оставался незначительным; ненамного увеличилось производство колбасных изделий, масла животного, сыров и брынзы, консервов, макаронных изделий, безалкогольных напитков. В 1989 г. область была вынуждена израсходовать из госресурсов на местное снабжение мяса и мясопродуктов на 14,6% больше, чем в 1988 г. В 1989 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось производство хлеба и хлебобулочных изделий, маргариновой продукции.
В связи с ростом населения, сложившейся коррупционной системой в торговле, вступлением на рубеже 80-х-90-х гг. аграрного сектора в кризисную фазу развития, сокращением производства сельскохозяйственной продукции, в области начала остро ощущаться недостаток колбасных изделий, животного и растительного масла, молока, сыра. В 1990 г. группу дефицитных продуктов дополнили крупы, яйцо, макаронные изделия.
В 1990 г. по сравнению с предыдущим годом снизилось потребление основных продуктов животноводства на душу населения, которое составило по мясу и мясомолочным продуктам 68 кг, молока и молочных продуктов — 422 кг, яиц — 321 штуку.[367]
Нехватка продуктов питания вызывала естественное недовольство горожан, отвлекало их на постоянные поиски продовольственных товаров, огромные траты времени на простаивание в очередях. «Талоны, очереди, перебои в снабжении продуктами — это то, с чем сегодня приходится сталкиваться ежедневно. А потому у каждого из нас невольно возникает вопрос: а как будет завтра? Будет ли лучше или наоборот?»,[368] — писала периодическая печать тех лет, характеризуя ситуацию, сложившуюся на продовольственном рынке.
С 1989 г. в области для обеспечения населения наиболее дефицитными продуктами были введены талоны. С 1 апреля 1990 г. многие товары в Саратове и области стали продаваться по специальным справкам и прописке в паспорте. Осложнение проблемы продовольственного обеспечения населения, особенно мясо-молочной продукцией в октябре 1990 г. – январе 1991 г., вынудило правительство области принять непопулярное решение о распределении продуктов питания по специальным талонам и спискам. Вывоз продовольствия за пределы области категорически запрещался. В августе 1991 г. жители области были прикреплены к определённым магазинам, где по карточкам обеспечивались необходимыми продуктами.[369]
Пытаясь заинтересовать тружеников села в производстве дополнительной продукции, колхозникам и рабочим совхозов раздавали чеки «Урожай-90», по предъявлению которых, как было обещано, можно было купить дефицитный товар. Только в Энгельсском районе чеков было роздано на 11 млн. рублей. Однако товары под чеки не были получены.[370] Рациональная задумка на деле оказалась очередным обманом.
Однако эти меры не привели к существенному улучшению снабжения населения продуктами питания, областной продовольственный кризис усугублялся. Наглядным тому подтверждением служила пресс-информация Энгельсского городского отдела статистики о результатах работы пищевой промышленности в январе-июне 1991 г. Продовольственных товаров народного потребления было произведено на 22,9 млн. рублей, что на 22% было ниже уровня января-июля 1990 г. За семь месяцев в городе было произведено меньше на 9985 т мяса, 4302 т цельномолочной продукции, чем в январе-июле 1990 г.[371]
Отдел торговли Энгельсского горисполкома 31 июля 1991 г. довёл до населения города следующую информацию: «Норма отпуска в августе месяце на каждого жителя: сахар — 1 кг, масло животное — 250 г, мясопродукты — 1 кг, табачные изделия — 4 пачки с 16 лет, вино-водочные изделия — 1 бутылка с 21 года».[372]
О кризисной ситуации, сложившейся в сфере производства продуктов питания к лету 1991 г., свидетельствуют следующие данные:[373]
Произведено в январе-июне 1991 г. | Январь-июнь 1991 г. в % к январю-июню 1990 г. | |
Мясо, включая субпродукты 1 категории, тыс. тонн Колбасные изделия, тыс. тонн Масло животное, тыс. тонн Цельномолочная продукция в пересчёте на молоко, тыс. тонн Сыры жирные, тыс. тонн Маргариновая продукция, тыс. тонн Растительное масло, тыс. тонн Кондитерские изделия, тыс. тонн Макаронные изделия, тыс. тонн Консервы всего, млн. усл. Банок | 56,9 16,9 8,6 144,1 3,5 29,1 43,9 19,5 9,5 12,1 | 74,1 81,1 67,4 85,6 60,9 80,8 83,1 98,8 104,8 77,3 |
Таким образом, за полгода 1991 г., по сравнению с аналогичным периодом предшествовавшего года, объёмы производимых продуктов питания, за исключением макаронных изделий, существенно снизились. Особенно снизилось производство животноводческой продукции — мяса, масла, сыров.
Многочисленные попытки властей снять остроту проблемы снабжения продуктами питания населения ситуацию не изменили. Нараставшие трудности в снабжении населения в совокупности с ростом розничных цен усугубляли социальную напряжённость в обществе. Ухудшение снабжения основными продуктами питания населения свидетельствовало о развитии области в полосу острейшего социально-экономического кризиса.
Помочь преодолеть проблему тотального дефицита товаров и продовольствия пытались общественные организации. В 80-е гг. с помощью областного совета профсоюзов возродился общественный рабочий контроль. В 1989 г. члены инспекции облсофпрофа провели более 650 проверок, в ходе которых было выявлено и реализовано населению припрятанных товаров на сумму 265 тыс. рублей.[374] Однако это были временные меры, которые не могли привести к насыщению рынка товарами и продовольствием.
Несмотря на принимаемые меры по развитию торговли, наведению в ней должного порядка, в условиях увеличивавшегося спроса и тотального дефицита, перемены в улучшении обслуживания населения происходили крайне медленно. Продолжали фиксироваться множество нарушений в правилах торговли, не снижался уровень хищений и злоупотреблений при реализации товаров. Плохая организация торговли приводила порой к перебоям в продаже продукции, имевшейся в достатке, нередкими были факты припрятывания товаров повышенного спроса, не был наведён должный порядок в торговле вино-водочными изделиями.
Сельскохозяйственные производители, торговые организации несли большие убытки из-за нерационального использования выращенных овощей и фруктов. Нестандартная продукция, поступавшая в торговлю, из-за отсутствия хранилищ, в больших количествах пропадала и приносила ощутимые убытки торгующим предприятиям. В 1990 г. областная торговля понесла убытков на 4,4 млн. рублей
В январе 1991 г. в Саратове была создана чрезвычайная комиссия по контролю за обеспечением населения продовольственными и промышленными товарами во главе с председателем горсовета В.Г. Головачёвым. Но переломить ситуацию со снабжением населения комиссия не смогла. С 11 июля 1991 г. в городе начались перебои с хлебом. Депутат А.В. Гусев, выступая на заседании горсовета, с тревогой говорил о сложной обстановке в Саратове, где «могли произойти массовые выступления». Нехватка сахара, воды, неполадки в работе транспорта, а тут «ещё и хлеб», ― горько заключал депутат. Несмотря на заверения председателя исполкома горсовета В.Г. Агапова, что к 15 июля ситуацию с хлебом удалось стабилизировать, мало кто верил, что все трудности ― позади. Августовский путч 1991 г. «застал» город в период «сахарных волнений».[375]
На преодоление дефицита продовольствия в стране, стимулирование горожан к самообеспечению овощами и фруктами был направлен Указ Президента СССР «О первоочередных задачах по реализации земельной реформы», предусматривавший выделение горожанам под огороды дополнительных земельных площадей. Однако областное руководство на Указ отреагировало вяло. Чиновники находили немало причин, чтобы затянуть процесс отвода земли личным подсобным хозяйствам, для коллективного занятия садоводством и огородничеством.
И, тем не менее, именно в конце 80-х гг. коллективное садоводство и огородничество получило новый импульс для своего развития. Если в 1985 г. в области насчитывалось 808 садоводческих товариществ, то в 1990 г. их стало в два раза больше. Садоводческие товарищества объединяли свыше 155 тыс. садоводов-любителей.[376]
К 1991 г. были созданы садоводческие товарищества при Балаковской и Энгельской типографиях, объединении «Полиграфист», многим трудовым коллективам отводились площади для посадки картофеля. Весной 1991 г. земельные наделы под сады и огороды дополнительно получили около 100 тыс. семей.
Помочь снять остроту продовольственной проблемы, которая была связана с очередями, перебоями в торговле продуктами питания пытались промышленные предприятия, развивая собственные подсобные хозяйства. Подсобными хозяйствами располагали Саратовский авиационный завод, производственное объединения «Тантал», объединения Энгельсской оросительно-обводительной системы, «Приволжскгазпромстроя» и др. В подсобных хозяйствах производили 800 т мяса и 400 т молока тринадцать предприятий Кировского района Саратова. Хорошим подспорьем в улучшении питания работников Саратовского электроагрегатного производственного объединения служило подсобное хозяйство «Сокол», которое поставляло к столу рабочих и служащих мясные и молочные изделия, зелённую витаминную продукцию. Оборудование из Австрии и ФРГ для переработки продукции подсобного хозяйства было установлено Энгельсским проектно-промышленным строительным объединением (ЭППСО). Подсобные хозяйства имели практически все крупные промышленные предприятия области, а не только заводы-гиганты или крупные промышленные объединения. К 1990 г. в Саратовской области было создано более 320 подсобных хозяйств.[377]
В стремительно изменявшихся экономических условиях, постоянного обновления законодательной базы, затрагивавшей сферу деятельности производителей, новые формы организации работы начали использовать предприятия торговли и бытового обслуживания. Основой формирования производственных планов по выпуску продукции становились заказы торговли, а доход магазина и оплата труда продавца определялся объёмом реализованной продукции.[378]
На предприятиях общественного питания внедрялись индустриальные методы приготовления пищи. В 1989 г. товарооборот по предприятиям общественного питания составил 265 млн. рублей или на 8,8% больше от уровня 1985 г.
В бытовом обслуживании населения внедрялась автоматизированная система учёта заказов, объём которых в 1989 г. возрос по сравнению с 1985 г. в 1,6 раза. В 1990 г. реализация бытовых услуг по отношению к 1989 г. составила 106,1%. На одного жителя в 1988 г. приходилось бытовых услуг на сумму 47,9 рубля, а в 1990 г. уже 54,17 рублей. Объём выполненных бытовых услуг предприятиями и организациями области в 1990 г. в суммарном выражении достиг 141,9 млн. рублей, — на 10% больше, чем в 1989 г.[379] По объёму оказанных бытовых услуг населению область занимала пятое место в Поволжском экономическом регионе и 58 место — в РСФСР, что было, к сожалению, не самым лучшим показателем.
Предприятия бытового обслуживания улучшали качество выполненных работ. Так, при обследовании качества, сроков исполнения заказов и культуры обслуживанию населения, областными органами статистики в сентябре 1990 г. было установлено, что удельный вес выполненных услуг, к которым имелись претензии, снизился с 13% в 1987 г. до 3% в 1989 г.[380]
Начавшаяся с 1991 г. приватизация предприятий местной промышленности и бытового обслуживания привела не только к обвальному спаду производства товаров и услуг, но и массовым сокращениям и перемещением работников, а затем их увольнением, продажей основных средств, зданий, перепрофилированием основной деятельности. Отраслевые объединения бытового обслуживания распадались на множество мелких ТОО, акционерных и частных предприятий.[381]
На рубеже 80-90-х гг. право оказывать платные услуги населению области было предоставлено промышленным предприятиям. Объём платных услуг, оказанных в 1990 г., составил 442,9 млн. рублей, что на 28,45 млн. рублей (6,8 %) было больше, чем в 1989 г. Предприятиями и организациями области план по реализации платных услуг был выполнен на 113,4%. Предприятия и организации Энгельса за первое полугодие 1991 г. оказали различных видов платных услуг на сумму 29,2 млн. рублей — на 14% больше по сравнению с тем же периодом 1990 г.
На общем фоне роста качественных и количественных показателей в работе предприятий и организаций, предоставлявших платные услуги населению, отдельные заводы, фабрики, объединения снижали показатели и не справлялись с заданиями. В 1990 г. низкий процент выполнения плана по реализации платных услуг оказался у завода тяжёлых зуборезных станков (62,4%), трикотажного объединения (47,0%). Уменьшили объём платных услуг в январе-июне 1991 г. по сравнению с тем же периодом предыдущего года 29 предприятий Энгельса — ТЭЦ-3, ПМБ «Фрегат», заводы строительных материалов, ЖБИ-6, мебельная фабрика, трест «Сарспецмонтажводстрой», «Рембыттехника» и др.[382] Срыв заданий по предоставлению платных услуг негативно отражался на финансовом состоянии области, выполнении намеченных социальных программ, не обеспечивал потребности людей, усугублял социальную напряжённость.
В связи с переходом к рыночным отношениям, недовыполнением планов строительства объектов социальной сферы, ростом цен на продукты питания, коммунальные услуги, свёртыванием производства руководители предприятий, имевшие на балансе детские дошкольные учреждения, отказывались нести дополнительные материальные расходы на их содержание. В мае 1991 г. Саратовский облисполком был вынужден принять решение об утверждении порядка возмещения затрат по содержанию детей в ведомственных детских дошкольных учреждениях.[383]
Непростая ситуация складывалась в области здравоохранения, хотя строительство больниц и поликлиник не приостанавливалось. Были сооружены 8 больниц на 572 койки в Саратове, Балаково, Мокроусе, Балашове, роддом в рабочем посёлке Лысые Горы, инфекционный корпус в Красном Куте, введено в строй 7 поликлиник, рассчитанных на 2 600 посещений.[384] На территории Саратовского медицинского института открылся реанимационный центр.
Не прекращали строительство объектов здравоохранения промышленные предприятия, в т.ч. входившие в систему оборонно-промышленного комплекса. В 1989 г. возводилась поликлиника ПО «Тантал», велась подготовка к началу строительства поликлиник завода «Проммаш», СПО им. С. Орджоникидзе, где в мае 1989 г. открылся флюорографический кабинет, завершалось строительство филиала стоматологической поликлиники №3 при НПО «Авторемонт».
В суммарном исчислении в 1985-1989 гг. в области было построено больниц на 2,5 тыс. мест, в т.ч. в 1989 г. — на 656 мест, амбулаторно-поликлинических учреждений на 6,5 тыс. посещений в смену, из которых только в 1989 г. — 2,5 тыс.[385]
Состояние материально-технической базы здравоохранения области и его обеспеченность медицинскими кадрами в 1988-1989 гг. характеризуют данные таблицы:[386]