Глава 19. менеджмент как наука и искусство социального управления
Менеджмент (от англ. management — управление) — многозначный термин, обозначающий: 1) социальный и экономический институт, влияющий на предпринимательскую деятельность, образ жизни и сферу политики современного общества; 2) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в производственной и непроизводственной сферах; 3) научную дисциплину, изучающую технико-организационные и социально-экономические аспекты управления общественным производством (управленческие структуры, систему и механизм межличностных отношений, стимулирование и мотивацию трудовой деятельности, организационное поведение и др.) (83).
Менеджмент ставит своей целью сформулировать и применить на практике всеобщие принципы управления, пригодные для любой человеческой организации и сферы деятельности*. К ним относятся: определение целей и задач управления; разработка конкретных мероприятий по их достижению; разделение задач на отдельные виды операций, распределение работ; координация взаимодействия различных подразделений внутри организации;
совершенствование формальной иерархической структуры, оптимизация процессов принятия решений и коммуникаций; поиск адекватной мотивации деятельности; эффективных стилей руководства, социальной ответственности и др.
Хронологически история менеджмента начинается с движения, во главе которого стояла группа передовых западных инженеров конца XIX — начала XX вв. К ним относят Ф.Тейлора (тейлоризм), А.Файоля, Г Эмерсона** и др. В центре их внимания стояли вопросы повышения производительности труда и улаживания социальных отношений на предприятии. Со временем менеджмент стал сферой большой политики. Начиная с известных хоторнских экспериментов, заложивших методологические основы доктрины "человеческих отношений", он
В связи с этим в понятии социальный менеджмент различают социально-политический, социально-экономический и социально-культурный менеджмент (см рис 16)
Файоль Анри (1841-1925) - французский исследователь проблем государственного управления, общественных учреждении и системы образования, создатель теории администрации Автор кнши "Общая и промышленная администрация" (1923)Эмерсон Гаррннгтон (1853-1931) американский исследователь ме неджментл, автор книг "Проиэводигельность как основание для управления и оплаты труда" (1900), "Двенадцать принципов производительности" (1912)
переориен-тировался на социально-психологическую проблематику (83). Теоретический фундамент современного менеджмента заложен трудами Маслоу, Мэйо, Дракера*, которые послужили исходной точкой для практических разработок в области "гуманизации труда" и новых форм организации управления, а также стали основой специальной управленческой функции, называющейся управление персоналом или, более широко, управление человеческими ресурсами, что во многом тождественно понятию социальный менеджмент.
Рис.16. Схема менеджмента
УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВОМ
Управление обществом (или социальный менеджмент) представляет собой воздействие на общество с целью его упорядочения, совершенствования и развития (45). Содержание, цели, возможности социального менеджмента зависят прежде всего от характера общественного строя. Научное управление обществом — это сознательное использование субъектом управления отношений власти, материальных и человеческих ресурсов, научных
* Маслоу Абрахам (1908-1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии, создатель иерархической теории потребностейМэйо Элтон (1880-1949) — американский социолог и психолог, один из основоположников индустриальной социологии, создатель доктрины "человеческих отношений" и социальной философии менеджмента
знаний для получения результатов, в которых как можно полнее реализуются цели, выражающие потребности общества на данном этапе его развития (46). Процесс научного управления имеет циклический характер. Основными стадиями управленческого цикла являются:
—выработка управленческого решения — прогнозирование общественных потребностей, формирование целей развития, выявление проблем и задач, которые следует решить для достижения этих целей, анализ альтернативных путей их решения, принятие управленческого решения;
—организация осуществления принятого решения, регулирование и корректирование этого процесса;
—учет и контроль получаемых результатов, анализ степени достижения поставленных целей.
Иными словами, к основным стадиям социального менеджмента относятся: социальное прогнозирование, социальное проектирование, социальное планирование, социальное регулирование, непосредственное руководство социальными процессами.
В процессе научного управления обществом применяются различные методы и средства: экономические, административные, социально-психологические. Конкретный их состав зависит, прежде всего, от той подсистемы общества, на которую направлено управленческое воздействие (46).