Эволюция советского трудового права.
Трудовое право было направлено на обеспечение народного хозяйства новыми кадрами, повышение культурно-технического уровня работников, решение вопросов оплаты труда. Оно способствовало развитию массового социалистического соревнования, укреплению трудовой дисциплины. В области трудовых отношений Конституция 1936 г закрепляла следующие права: право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, равные права на труд женщины и мужчины. Также Конституцией закреплялась обязанность граждан трудиться.
С октября 1930 г. в связи с ликвидацией безработицы прекратилась выплата пособий по безработице.
С 20 декабря 1938 г. Постановлением СНК СССР были введены единые трудовые книжки.
Трудовое законодательство вводило меры поощрения для добросовестных работников. В декабре 1938 г. были приняты положения о присвоении высшего трудового отличия — звания Героя Социалистического Труда и о награждении медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие».
В 1940 г. в связи с возросшей военной опасностью на всех государственных, кооперативных и общественных предприятиях и в учреждениях был введен 8-часовой рабочий день, за исключением профессий с вредными условиями труда. Одновременно с этой мерой устанавливалась шестидневная рабочая неделя.
34. Основные тенденции развития трудового права в Российской Федерации.
Тенденции — это основные направления формирования и развития правовых норм данной отрасли или ее отдельных институтов. Отражая уровень общественного развития, тип демократии, достижения юридической науки и практики, тенденции показывают направления изменений в трудовом законодательстве, что позволяет совершенствовать его и практику применения норм трудового права. Тенденции связывают воедино прошлое, настоящее и будущее трудового права Российской Федерации, его институтов и характеризуют эту отрасль в динамике, черты ее развития, хотя ряд правовых норм может и не соответствовать (отклоняться) в тот или иной период отдельным его тенденциям. Вот характерный пример. 5 февраля 1988 г. в Кодекс законов о труде были внесены существенные изменения, касающиеся правил о переводах работников на другую работу, их увольнения и других вопросов: сужено понятие перевода, основания увольнения увеличены за счет п. I1 ст. 33 (увольнение лиц, достигших пенсионного возраста), который затем Конституционным Судом РФ был признан антиконституционным и отменен законодателем. Указанные изменения, внесенные в Кодекс, противоречили тенденции демократического развития трудового законодательства. Подобные отклонения имеются и в нынешний переходный период. Так, в редакции Кодекса законов о труде 1992 года, а ныне в Трудовом кодексе сокращены права профсоюзных органов на производстве и трудовых коллективов, что противоречит тенденции демократизации трудового законодательства, развитию производственной демократии.
В новых социально-экономических и политических условиях реформируется трудовое законодательство, все более приспосабливаясь к рыночным отношениям. Сейчас мы имеем уже определенную систему нового российского трудового законодательства (см. гл. 2 Учебника). Его анализ позволяет выделить следующие основные тенденции развития российского трудового права.
1. Появившаяся с переходом к рыночным отношениям безработица и ее рост вызвали принятие мер по содействию занятости,что получило закрепление в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями и в ряде других нормативных правовых актов. Закрепляется легально в Законе государственная политика в области занятости населения.
2. Демократизация трудового законодательства.Это касается механизма установления, изменения и прекращения трудовых отношений, разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и иных вопросов труда. Эта тенденция появилась уже в первом КЗоТ 1918 года и в советское время была значительно расширена. Ныне о ней свидетельствуют сокращение сферы ведомственного рассмотрения индивидуальных трудовых споров, закрепление права на забастовку и ее регламентация, возрастание роли договорного регулирования труда и другие явления (увеличение основных и дополнительных отпусков и др.). Но следует также отметить, что с появлением безработицы, кризиса производства, с закрытием многих предприятий производственная демократия резко сужена, уменьшены права профсоюзов на производствеи ликвидированы полномочия трудовых коллективов, что отражает сужение производственной демократии, которую развитые страны, наоборот, постепенно расширяют.
3. Расширение сферы действия трудового законодательства(см. § 3 настоящей главы Учебника).
4. Закреплениев трудовом законодательстве Российской Федерации норм международно-правового регулирования труда,которые становятся частью национального трудового права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ. Надо отметить, что отдельные эти нормы по своему содержанию, гарантиям защищенности работников ниже имевшихся ранее в союзном трудовом законодательстве.
5. Углубление и расширение дифференциации правового регулирования трудапутем создания не только специальных норм — льгот, но и норм приспособлений и изъятий (например, по Закону о государственной службе и другим актам). В Трудовом кодексе эта тенденция развития отразилась в разд. XII, где расширена и углублена дифференциация трудового права России.
6. Усиление правовой защищенности работников —расширение коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования труда, установление в централизованном законодательном порядке уровня гарантий, ниже которого стороны договоров (соглашений) не могут устанавливать условия труда, но могут повышать их без ограничения в сторону улучшения положения работников. Трудовой кодекс в разд. XIII «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства» следует этой тенденции.
7. Развитие правового регулирования социально-партнерских отношенийна более высоком, чем предприятие, уровне, что раньше было пробелом в трудовом законодательстве. Трудовой кодекс вынес из всех институтов Особенной части трудового права на первое место разд. II «Социальное партнерство в сфере труда».
Новое российское трудовое законодательство призвано обеспечить социальную защищенность работников от негативных сторон рыночных отношений. При создании новых актов не должны ухудшаться завоеванные несколькими поколениями россиян социальные права и их гарантии. По существу, это предусматривает и п. 2 ст. 55 Конституции РФ.
35. Особенности регулирования семейно-брачных отношений в Российской империи в XIX–начале XX вв.
На протяжении всех истории развития российского гос-ва законодатель обращал пристальное внимание на регулир брачно – семейных отношений. После христианизации Руси институты брачно – семейного права развивались в соответствии с каноническими правилами. По церковному уставу Ярослава моногамная семья являлась объектом защиты со стороны церкви. Церковь требовала обязательного венчания. В 18 в было принято неск гос актов, регулир семейные отношения. Указ Петра 1 от 3 апреля 1702 г. отразил принцип добровольности вступления в брак. Указом от 1714г. «О единонаследии» повышался брачный возрасти была сделана попытка ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак. С 1721 г разреш браки между православными и христианами других конфессий. С 1744 г были запрещены браки лиц старше 80 лет. Систематизация законодательства в сфере семейного права связ с изданием Свода Законов РИ. Обязательным условием признания брака являлось освещение его церквью. Причем данное положение распространялось не только на лиц православного вероисповедания , но и на представителей других религий, существ в Рос Ипер. Каждый брак записывался в спец метрическую книгу, которая велась в приходе. Формуляр метрических книг был утвержд в 1838 г. Еще важным условием вступл в брак явл согласие обеих сторон. Мужчины могли вступать в брак с 18 лет, женщины с 16. Было запрещено вступать в брак более 3х раз. Нельзя вступать в брак монашествующим , посвященным в иерейский сан, родственникам. Брак прекращался в связи со смертью одного из супругов. Расторгался брак «формальным духовным судом» по просьбе одного из супругов в след случаях: при доказанности прелюбодеяния, когда один из супругов приговорен к наказанию, при безвестном отсутствии супругов. Права и обяз супружества делились:
- личные (носили сословных характер, когда жена ниже мужа по сословию)
- имущественные
В своде законов была глава «О власти родительской». В случае споров между родителями мнение отца имело реш значение. Родителям предоставл след права: представлять интересы детей и управлять их имуществом, применять домашние исправительные меры для исправлении детей «строптивых и неповинующихся», отрекаться от детей забывших Страх Божий и поднявш руку на родителей, также отречение от дочери, «предавшейся распутной жизни». Родители обязаны были содержать детей после их 18 летия если они еще нуждались в попечении родителей. Родители освобожд от попечения, после вступления детей в брак. В конце 19 в. гос-во взяло на себя регулир части вопросов в сфере брачно-семейных отношений. Оно предпринимает попытки в области совершенствования таких семейных институтов как брак, вдовство и опека. Наиболее остро в это время встали проблемы введения гражданской формы брака , упрощение процедуры развода, уравнивание в правах внебрачных детей. Гражданский брак, впервые допускается российским законодательством с 19 апреля 1874г. когда были изданы Правила, разрешающие старообрядцам – бесполовцам регистрировать браки в полицейских участках. Это было вызвано тем, что российское правительство не признавало раскольничье духовенство и заключ ими браки. Что касается всех остальных гос-во настаивало на регистрации брака исключ по религиозным канонам конфессии, к которой принадлежали лица, вступившие в брак. В 1902г. Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию о взаимном признании браков, заключенных в иностранных гос-вах по их законам. Причина заключ в том, что российское законодательство о браке основывалось на религиозных правилах, которые не допускали браки между христианами и представителями других религий. Во второй половине 19 - начале 20 в. формируется институт опеки и попечительства. Субъектами опекунских отношений выступали: старший в семье, вдова, отчим, достойный житель деревни, опекун блюститель имущества, опекунское учреждение. Опека назначалась над несовершеннолетними, кроме того законодательство позволяло опекаемому самому выбирать себе опекуна. Опред субъекта и объекта опеки могли осущ сельским сходом, завещанием, приходскими священниками, духовной властью, дворянской опекой, сиротскими судами с привлечением других гос учреждений. Дело призрения дете оставшихся без попечения родителей регулир как со стороны гос ва , так и со стороны ведомств благотворит направленности. Таким образом: развитие институтов семейного права и законодательства в сфере регулир брачно-семейных отношений в России в 19 – нач 20в. сохранило свою связь с церковными правилами и канонами, а также сословный хар – р.