Декоративно-прикладное искусство

Вдоколониальной Африке не существовало отделенных друг от друга направлений изобразительного искусства. Рисунок, живо­пись, скульптурная резьба были неразрывны, синтетически слиты. Примером этой слитности изобразительных средств могут служить маски-костюмы, где соединялось искусство резьбы, декоративнос­ти украшений, раскраски. Не было и изделий, несущих только эс­тетическую нагрузку, — изготовлялись предметы функциональ­ного назначения (ритуальный жезл или маска, лодка или чаша, подставка для стрел или притолока и т.п.), но в руках искусного мастера любой утилитарный предмет становился произведением искусства.

Африка, как, пожалуй, ни один континент, славилась памят­никами наскальной живописи и петроглифики, разбросанными в Сахаре, восточной и южной частях материка. В Средневековье и Новое время рисунок и живопись не получили развития у афри-

канских народов, за исключением Эфиопии, где сложились ико­нография, была фресковая живопись в храмах и миниатюры в ру­кописях. Однако традиционный опыт живописцев хранился в де­коративных рисунках тканей, плетении пестрых узорчатых циновок, декорировании бытовых предметов.

Корни современной скульптуры — в традиционных видах объем­ного искусства. Основные материалы традиционной скульптуры — дерево (сенуфо, бамбара в Западной Африке, бакуба и балуба в Центральной, маконде — в Восточной) и металл (йоруба и бини в Нигерии). Лишь в отдельных местах использовали мягкий ка­мень (сао в Камеруне, машона и макаранга в Зимбабве). Конку­ренция ввозных бытовых предметов (посуды, тканей, оружия и т.д.) в годы колонизации Африки привела к упадку народного ремесла. Некоторые виды его исчезли. Те же, что сохранились, утратили художественную самобытность, были низведены до ре­месленнического уровня.

Появившиеся в начале XX столетия в Европе образцы афри­канской деревянной пластики произвели большое впечатление на художников того времени. Именно с влиянием африканской скульптуры связывают появление кубизма (П. Пикассо, А.Матисс, Ж. Брак, А.Дерен во Франции; Э.Нольде, К. Шмидт-Роттлюф, М.Пехштейн, Э.Л.Кархнер в Германии).

Это влияние сказалось не только в живописи, но и в скульпту­ре, театральном декорационном искусстве, книжной графике и т. п.

Интерес к «примитивному» искусству возник и в России: М.Шагал, Н.Альтман, А.Архипенко, А.Лентулов, К.Малевич отдали ему дань. Путешествие в Африку оказало влияние и на творчество К. Петрова-Водкина. Именно в России появилась одна из первых работ, обобщающих и анализирующих африканское искусство: книга В. И. Матвея «Искусство негров», написанная им еще до Первой мировой войны, но увидевшая свет в 1919 г.

В Африке появились и профессиональные художники и скуль­пторы, возникли школы искусств. В Гане еще в 1936 г. при коллед­же Ачимото такую школу создали супруги Меерович, бежавшие от германского фашизма. В 1954 г. французский художник П.Лодс открыл Экспериментальную мастерскую в Браззавиле, положив­шую начало направлению пото-пото, получившему широкую из­вестность.

Хотя народы Конго в прошлом не знали станковой живописи, искусство их проникнуто подлинно традиционными чертами: это особое понимание цвета, его чистота и декоративность, смелое сочетание красок, отказ от линейной и воздушной перспективы; это ритм композиции, поз, изгибов ветвей и стволов, подчерки­вание неразрывного единства человека и природы.

Создаются и новые профессиональные виды искусства: стан­ковая и монументальная живопись, скульптура. Они питаются как





накопленной веками традицией художественных ремесел, так и достижениями мировой культуры. Степень их соотношения — воп­рос, живо обсуждаемый во всех африканских странах.

Особенно интенсивно развитие этих видов искусства идет в Гане, Нигерии, Конго, Эфиопии, Зимбабве. В Гвинее, Камеруне, Бенине, Кот д'Ивуаре бурно развиваются художественные ремес­ла, появляются художники-дизайнеры, керамисты, резчики по дереву, художники по тканям.

Ныне в Африке немало больших мастеров, скульпторов и жи­вописцев. Для большинства из них характерна многогранность творчества, одинаково интенсивная и талантливая работа во многих жанрах. Афеворк Текле (Эфиопия) работает и в мону­ментальных, и в малых формах, он выполняет фрески и витра­жи, эскизы костюмов и почтовые марки, пейзажи и портреты. Кофи Антубам (Гана) занимается и росписью стен, и живопи­сью, и графикой, и скульптурой, и дизайном. Бубакар Кейта (Мали) работает в жанре живописи и рисунка. Феликс Идубор и Дема Нково (Нигерия) занимаются и резьбой по дереву, и скуль­птурой, и оформлением интерьеров общественных зданий. Жи­вописные полотна Бена Энвонву хорошо сочетаются с бронзо­вой скульптурой.

Традиции в архитектуре

Традиционная архитектура Африки достаточно разнообразна. В городской архитектуре выделяются суданский и хаусанский стили в Западной Африке, гондэрский в Эфиопии, суахилийский в Вос­точной Африке, монументальный стиль в Зимбабве. Мусульман­ская и европейская культура также внесли свой вклад в городскую архитектуру современной Африки. Из арабской архитектуры при­шли стрельчатые арки; из индийской — луковичные купола, ар­кады галерей с килевидными очертаниями и т.п. Европейские ар­хитекторы (а здесь работали и такие мастера, как Ле Корбюзье, А. Шометт, Э. Май, эмигрировавший из Германии в Кению, и другие) создали особый тропический стиль: ажурные стены, плос­кие или остроскатные (в зависимости от климата) крыши, стол­бы-опоры, солнцезащитные ребра, козырьки, решетки, лоджии и веранды.

В последние годы архитекторы (среди них уже немало местных уроженцев) обращаются к местному опыту и традициям. Копиру­ются формы традиционной архитектуры и застройки. Так, новая столица Танзании Додома спланирована как традиционная кру­говая деревня. Некоторые общественные здания Мали воспроиз­водят черты суданского стиля. Въезд в Национальный парк Ваза в Камеруне оформлен как хижина музгу; а очаги культуры строятся как традиционная усадьба бамилеке. Очень распространена в пла-

не кругла* постройка: так строятся банки, мечети, христианские храмы, туристскую комплексы.

Другое направлен». • — декоративность. Решетка банка в Гане покрыта чеканкой, воспри. ^водящей мотивы гирек для взвеши­вания золота у ашанти; в соврем^ т i с офисах делают резные две­ри, столбы, панели, керамические украшения и т.д.

Все больше становится местных архитекго^ов. которые учатся не только в Европе, но и в Африке: в Гане, Ь !герии, Кении, Эфиопии готовят специалистов в специальных учебных заведени­ях. Интересные проекты застройки города в традиционном хау-санском стиле были отмечены почетной премией на Междуна­родном конкурсе молодых архитекторов.

Контрольные вопросы

1. В чем выражается экологичность традиционных культур африкан­ских народов?

2. Какими системами и методами передачи информации пользова­лись бесписьменные народы Африки?

3. В чем сущность традиционных верований Африки?

4. Каковы судьбы мировых религий на континенте?

5. Каковы особенности политической культуры африканских тради­ционных обществ?

6. Как соотносятся народное творчество и современное искусство?

Литература

Африка: Культурное наследие и современность. — М., 1985.

Африка: Взаимодействие культур. — М., 1989.

Дэвидсон Б. Африканцы: Введение в историю культуры. — М., 1975.

Ерасов Б. С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. — М., 1972

Львова Э. С. Этнография Африки. — М., 1984.

Львова Э. С. Культуры народов Африки вчера и сегодня: Взаимодей­ствие культур и перспективы развития. — М., 1996.

Околдованная реальность. — М., 1995.

Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоя­щее. - М., 2000.




19 Культурология


Декоративно-прикладное искусство - student2.ru

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Наши рекомендации