Сущность исторического знания.
ОТВЕТЫ)))))))
1. Предмет истории, как науки: цель и задачи изучения. Исторические школы. Функции исторической науки, ее метод.
История:
- процесс развития какого-то явления
- процесс развития человека
- наука, изучающая прошлое природы и человека
- учебная дисциплина.
Появилась в Греции: Фалес применял к вопросам о происхождении. Гомер к рассказам о былом. Профессиональные историки: Геродот («отец»), Политий, Фукидид - Греция; Ливий, Тацит, Плутарх - Рим. Идеи цикличности в истории (араб Аль-Бируни, француз Боден, итальянец Вико). В XVII-XVIII начался процесс превращения истории в науку. Россия: Карамзин, Татищев. Гегель, Шеллинг: абсолютный дух в истории.
Всемирная История делится:
1)по времени (первобытная, древняя, средневековья, новая, новейшая);
2)по географическому признаку (стран, регионов, частей света);
Истории: экономическая, политическая, духовная, военная.
Исторические науки: антропология, археология, этнография.
Сущность исторического знания.
Под историческим знанием понимается совокупность представлений общества и его соц. групп в отдельности, о своем прошлом, о прошлом всего человечества. Осмысление исторического опыта – необходимое условие для поиска соц. и нравственных ориентиров в современной жизни.
Исторические школы:
Нестор: «Повесть временных лет.
«Житие Феодосия Печорского» - сведения о классовых боях, ценные географические данные.
«Слово о полку Игореве» - содержатся сведения по прекращению междоусобиц, глас о спасении русских земель.
«Задонщина» - подробности о Куликовской битве, подсчет потерь монгольских и русских войск.
Вывод: произведения насыщены фактическим материалом и политической оценкой.
Субъективистская методология: исторический процесс объяснялся действием великих людей(правителей, полководцев и др.)-приверженцев - Карамзин, Соловьев, Ключевский. Карамзин говорил, что власть - самое главное для развития гос-ва. Соловьев: «История России есть история страны, которая колонизируется», свел хронологию «от царя до царя».
Ключевский уделял внимание развитию России в контексте мировой истории, но большую роль он отводил не власти, а народу.
Два основных подхода к изучению истории – цивилизационный и формационный.
Формационный подход (Маркс, Энгельс)-материалистическое объяснение истории согласно Марксистско-Ленинской Точки зрения, Россия шла по формационному коридору, но с отставанием от западной Европы. Несмотря на существующие недостатки, эта теория была единственно приемлемой т. зрения в исторической Науке СССР
Цивилизационный подход - основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация.
Методы:
1. Историко - генетический: наиболее универсальный, последовательное исследование изучение раскрытия свойств и функций изучаемого объекта в процессе его изучения. При использовании познания идет от единичного к особенному, от общего ко всеобщему. Достоинство – можно найти индивидуальные особенности.
2. Историко – сравнительный: историческое развитие по законам природы – это повторяющийся внутренний обусловленный законный процесс. Многие события, происходящие в разное время и на разных этапах, и различаются и похожи, поэтому сравниваются разные периоды.
3. Историко – типологический: типологизация (классификация) служит для упорядочения явлений, событий, объектов в качестве определенных типов на основе событий.
4. Историко – системный: изучается единство событий, явлений в общественно историческом ходе событий.
Вывод: эти методы применяются в сочетании друг с другом, дополняя один другого. Использование одного метода или только одного источника приводит к снижению эффективности и объективности.
Изучить и понять особенности исторического развития Российского государства - основная цель курса истории Отечества.
Задачи курса: изучить основные исторические события, вехи истории России и населяющих ее народов;- привить навык исторического анализа;- научиться понимать самобытный характер исторического пути России;- сформировать чувство патриотизма, любви к своей Родине;- заложить основы для понимания будущего России;- уяснить свое место в историческом процессе и судьбе Отечества.
Фундаментом исторической науки является источниковая база. Она включает в себя документы и материалы, исторические памятники, летописи, мемуары выдающихся деятелей и их жизнеописание, свидетельства исторических событий, то есть всё то, что отражает действительные исторические факты и события, без которых нет истории. Не зная исторических фактов, люди вынуждены принимать на веру разные идеологические построения и. Чтобы выводы из истории были действительно научными, необходимо изучить все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения и в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину истории.
Функции исторической науки:
1) познавательная - интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
2) практически-политическая - сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений.
3) Мировоззренческая - история создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение — взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы выводы из истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину и обеспечить научность познания.
4) воспитательное воздействие. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм и интернационализм; показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества; позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом, видеть пороки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.