Влияние основных акторов избирательных кампаний на результаты выборов

Демократия предполагает, что сами граждане должны определять свое будущее, выбирая ответственную власть. На практике в любой стране можно найти достаточно фактов серьезных отступлений от этого идеала.

Но в России влияние на ход и результаты выборов таких субъектов, как исполнительная власть, финансово-промышленные группы, силовые структуры настолько значительно, что многие политологи говорят о строительстве в России «управляемой демократии», в условиях которой голос того или иного избирателя не так уж и важен.

Главное - обеспечить нужные договоренности между элитами, Дать «правильные» команды зависимым структурам и результат будет гарантирован на все 100%.

Пресловутый «административный фактор» все в большей степени определяет результат выборов, все чаще избиратели оказываются на выборах как бы и «ни при чем». Беззастенчивое манипулирование избирателями и процедурами голосования становится повсеместным явлением.

Иногда создается впечатление, что российским чиновникам избиратели в общем-то и не нужны, но их приходиться поневоле терпеть, раз уж в России «стало модным играть в демократию».

Например, партийное строительство, направленное на поддержку всего лишь одной «центристской» партии, которая объявила своей главной программой - «поддержку Президента России», постоянные разборки со СМИ, «идущими не в ногу» - все это, по-видимому, и есть звенья одной и той же цепи.

Группой экспертов-практиков было оценено влияние разного рода участников избирательного процесса на результаты выборов в России. Данные этого исследовния представлены в таблице 3.

Таблица 3

Влияние основных акторов избирательных кампаний на ее результаты в зависимости от уровня избирательной кампании

Виды выборов/ Акторы выборов ПрезидентаРФ Депутатов гд* Глав субъектов РФ Депутатов субъектов РФ** Муниципальные выборы
Администра ция Президента РФ +++++ ++++ +++++ +  
Правительство РФ и отдельные ведомства +++++ ++++ +++ ++ +
ФПГ (Олигархи) +++ +++++ +++++ +++ +
ЦИК +++++ +++ ++++ ++ +
Представители Президента в федеральных округах ++++ ++++ ++++ +++  
Прокуратура РФ +++++ +++ +++++ +++ +
Суд +++++ +++++ +++++ +++ +++

----------------------- 1--------------- 1----------------- 1---------------- 1----------------- 1-------------- '

ВИДЫ ВЫборОВ/ „ HpnvraTn» т- = ДепуТЗТОВ МуНИЦИ-

г Прези-Депутатов Глав субъ- .J J

Акторыг __ субъектов пальные

„ дента РФгд * ектов РФ■ ,., .

Выборов * А РФ ** выборы

1 2 3 4 5 6

Администра

ция Президента -

РФ_______________ +++++_______ ++++______ +++++________ +_________________

Правительство РФ и отдельные

ведомства_________ +++++_______ ++++________ +++_________ ++__________ +

ФПГ

(Олигархи)_________ +++________ +++++______ +++++_______ +++__________ +

ЦИК_____________ +++++_______ +++________ ++++________ ++__________ +

Представители Президента в федеральных

округах___________ ++++_______ ++++_______ ++++________ +++_________ ++

Прокуратура

РФ_______________ +++++_______ +++_______ +++++_______ +++_________ +

Суд______________ +++++______ +++++______ +++++_______ +++________ +++

Продолжение табл. 3

- 1
федеральные СМИ +++++ ++++ +++++ +++ +
Иностранное влияние +++ + + - -
Администрация региона +++ +++++ ++++ +++++ ++++
Региональные ФПГ + +++++ ++++ +++++ ++++
Директорский корпус + ++++ +++ ++++ +++++
Суды субъекта РФ + +++ ++++ ++++ +++++
Силовые структуры региона + +++ ++++ ++++ +++++
ЦИК субъектов Федерации + ++++ ++++ +++++ ++++
Муниципальные органы власти + ++++ ++++ +++++ ++++++
Политические партии +++ +++++ +++ +++ ++
Общественные организации ++ ++ + +++ +++
Региональные СМИ ++ +++ ++++ ++++ +++++
Местные СМИ + +++ ++++ +++++ +++++
Избиратели +++ +++ +++ ++++ +++++

~Z l I 2 I 3 I 4 5 I 6

федеральные

СМИ +++++ ++++ +++++ +++ +

Иностранное

влияние__________ +++__________ +___________ +_____________________________

Администрация

региона___________ +++_______ +++++_______ ++++_______ +++++_______ ++++

Региональные

ФПГ + +++++ ++++ +++++ ++++

Директорский

корпус + ++++ +++ ++++ +++++

Суды субъекта

РФ + +++ ++++ ++++ +++++

Силовые структуры

региона + +++ ++++ ++++ +++++

ЦИК субъектов Федерации + ++++ ++++ +++++ ++++Муниципальные органывласти + ++++ ++++ +++++ ++++++

Политические

партии________ +++ +++++ +++ +++ ++

Общественные

организации ++ ++ + +++ +++

Региональные

СМИ_________ ++ +++ ++++ ++++ +++++

Местные СМИ + +++ ++++ +++++ +++++

Избиратели +++ +++ +++ ++++ +++++

* - имеются в виду выборы по мажоритарным округам; ** - имеются в виду выборы депутатов представительных собраний субъектов РФ и мэров столичных городов.

Приведенные в таблице оценки влияния различных акторов приходится учитывать при планировании выборов любого уровня и масштаба, поэтому политические партии и кандидаты должны научиться их использовать в своих кампаниях.

Общее правило противодействия недемократическим методам выборной борьбы известно: «Предупрежден - значит вооружен!».

1. Выборы затрагивают практически все социальные структуры иинституты государства и общества.

2. В отличие от всего мира, где основными игроками на выборахявляются политические партии, в России партии представляют лишьодин, далеко не самый влиятельный субъект избирательной борьбы.

3. В нашей стране предвыборную борьбу ведут не столькопартии, сколько институты власти и финансово-политические кланы.

4. Шанс для выборной демократии в условиях отсутствияразвитых структур гражданского общества в России появляетсятолько при наличии серьезных разногласий среди основных акторовизбирательных кампаний (избиратели не в счет).

5. Если бы основные действующие лица выборов: власть, финансово-промышленные группы, СМИ - были консолидированы, тоникаких свободных и альтернативных выборов в России не было бы.

Рекомендованная литература:

1. Лучин В.А. Общественный контроль на выборах... [96]

2. Проблемы национального самосознания... [167]

3. Кодин М.И. Общественно-политические объединения... [71]

4. Кара-Мурза С. Манипулирование сознанием. [66]

5. ОлещукВ.А. Политическая Россия. [133]

6. Российский электорат... [176]

7. Автономов А. С, Морозова Е.Г. Избирательная кампания. [8]

8. Черников Г., Черникова Д. Люди и власть. [210]

9. Паппэ Я. Ш. «Олигархи». [143]

10. Макаркин А. Политико-экономические кланы современной России.[103]

Наши рекомендации