Технология выборов и избирательных кампаний.

Избирательнаяпроцедура – это конкретные действия государства по организации и проведению выборов, что предусматривает проведение следующих мероприятий:- назначение выборов;- создание избирательных органов (комиссий), ответственных за их проведение;- организацию избирательных округов, районов, участков;- регистрация кандидатов в депутаты;- организацию финансовой поддержки выборов;- печатание бюллетеней;- охрану порядка в ходе проведения выборов;- определение результатов голосования.Особая роль в проведении выборов принадлежит избирательным комиссиям, которые призваны обеспечить открытое, гласное и честное проведении выборов.Функции избирательных комиссий: толкование избирательного закона, определение правил и процедур проведения выборов, проверка подлинности собранных в поддержку кандидатов подписей, регистрация избирателей и кандидатов, урегулирование возникающих споров, контроль над ходом выборов, подсчет результатов выборов и т. д.Избирательная кампания – это деятельность участвующих в выборах политических субъектов (партий, общественных организаций, самих кандидатов), направленная на обеспечение своей победы. Существует несколько видов избирательных кампаний: кампании по выборам в общенациональные, региональные, местные органы власти и т. д. Первый шаг избирательной кампании – выдвижение кандидатов в депутаты. Существуют разные способы их выдвижения: 1) выдвижение кандидатов политическими партиями или общественными организациями, которое обычно происходит на соответствующих съездах, конференциях и пленумах; 2) сбор подписей в поддержку кандидатов. 3) выдвижение кандидатов трудовыми коллективами; 4) предоставление денежного залога, а также документов, свидетельствующих о наличии у кандидата группы поддержки. После регистрации кандидатов начинается предвыборная кампания. Предвыборные кампании: создание предвыборного штаба, политический маркетинг, определение слабых и сильных сторон кандидата и его соперников, выработка стратегии кампании, графика её проведения, подготовка программы, формирование бюджета кампании, разработка тактики кампании.Значительную роль в предвыборной кампании играет политический маркетинг, который представляет собой исследование политического рынка с целью изучения поведения избирателей, их потребностей, ожиданий и возможного воздействия на них для победы на выборах.По итогам изучения политического спроса имиджмейкеры определяют политический имидж претендентов на выборные должности. Агитационно-пропагандистская кампания кандидата включает в себя, прежде всего, его личные контакты с избирателями, в ходе которых разъясняются основные положении его программы, опровергаются аргументы соперников.Агитационно-пропагандистская кампания обычно завершается за сутки до голосования. Наряду с выборами суверенитет народа реализуется также через референдум. Существует несколько разновидностей референдума. По сфере применения выделяются референдумы общенациональные, проводимые на всей государственной территории, региональные, проводимые в рамках субъекта федерации, области или провинции, и местные, организуемые органами местного самоуправления на подведомственной им территории. По степениполномочий референдумы подразделяются на конституционные, направленные на принятие конституции или утверждение поправок к ней, и законодательные, нацеленные на принятие определенного законодательного акта. По характеру императивности референдумы делят на обязательные, результаты которых никакая власть отменить не вправе, и консультативные, которые, будучи формой выявления общественного мнения, принимаются к сведению властными органами и учитываются при решении тех или иных вопросов.

Типы избирательных систем.

Избирательная система представляет собой совокупность установленных законов, правил, норм, с помощью которых определяются итоги выборов и распределение мандата (право заседать). Мажоритарная избирательная система – победитель выборов получает большинство голосов. Различают абсолютное большинство (50%+1голос), относительное большинство (обычное большинство голосов), квалифицированное большинство (необходимо набрать определенное заранее количество голосов). + Учитывается мнение большинства, крепкие связи между избирателем и депутатом, - Не учитывается мнение меньшинства, преобладание местных интересов над интересами государства, глава государства может быть избран меньшинством. Пропорциональная избирательная система – голосование идёт не за кандидата, а за списки, представленные партией. Различают жесткие списки (голосовать нужно за весь список) и негибкие списки (голос отдаётся за список, в котором можно отдать предпочтение любому кандидату, в этом случае избиратель изменяет порядок кандидатов). Для определения итогов голосования установлена квота – минимальное необходимое количество голосов. Квота определяется через деление общего количества голосов на число депутатских мест, места между партиями определяется делением голосов на квоту. + Учитывается мнение меньшинства, широкое представление партий; - Сложности формирования правительства; слабые связи между избирателем и депутатом.

Смешанная избирательная система – избиратель обладает 2мя голосами. Как правило, для пропорциональной и смешанной систем существует понятие заградительного барьера – существование некоторого процентного порога, который должна переступить партия, чтобы стать депутатской.

Любая избирательная система сталкивается с таким явлением, как абсентеизм – неявка избирателей на выборы. Бывает осознанной и неосознанной.

Наши рекомендации