Вопрос 63. Правовые системы и их типологии.
Различие понятий «система права» и «правовая система». Система права – это исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя организация права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Это совокупность социально значимых норм права, регулирующих наиболее важные общественные отношения, установленных государством и обеспеченных государственным принуждением. Правовая система охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все правовые явления, необходимые для процесса правового регулирования: система права, правоотношения, юридические факты, законность, правосознание, система законодательства и др. Т.о. правовая система – общая подсистема, состоящая из совокупности всех взаимосвязанных и взаимодействующих правовых явлений, формируемых обществом, при необходимости опосредуемых государством, призванных особыми средствами и методами объединять людей в единый социум и регулировать их отношения в целях самосохранения общества и его прогрессивного развития.
В различных странах существуют различные национальные правовые системы. Их особенности определяются конкретным историческим развитием, спецификой культуры, религии, обычаев и традиций, своеобразием юридического содержания и т.д. В современном мире насчитывается около 200 национальных правовых систем.
Некоторые ученые предлагают типизировать правовые системы на основе формационного (рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический тип права) и цивилизационного подходов.
Одновременно с понятием правовая система используется понятие правовая семья, которым объединяются несколько близких, по характеристикам национальных правовых систем и которые обладают общностью: источников права; его структуры; исторического пути правового развития, а нередко и понимания нормы права (основоположником был Рене Давид «Основные правовые системы современности»). Указанные критерии легли в основу классификации правовых систем.
Соответственно выделяются следующие правовые семьи (Морозова): 1) Романо-германская; 2) Семья общего права (англосаксонская); 3) Латиноамериканская; 4) Скандинавская; 5) Мусульманская; 6) Индусская; 7) Семья обычного (традиционного) права; 8) Дальневосточная (по Соколову сомнительно); 9) Социалистическая; 10) Славянская. (5) и (6) – религиозные правовые системы, в основе которых лежит т.н. система вероучения. (7) и (8) – традиционные правовые семьи.
Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп семей. В связи с этим в юридической литературе иногда выделяют внутри правовых семей группы родственных правовых систем, например, в Семье романо-германского права различают группу романского права (Франция, Испания, Бельгия, Швейцария, Италия и др.) и группу германского права (Германия, Австрия, Венгрия и др.). В семье общего права различают группу английского права и американскую правовую систему.
(1) Романо-германская правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII—XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе. Особенности:
o основным источником права служит нормативный правовой акт (закон), следовательно, важная роль здесь принадлежит законодателю;
o существует четкая иерархия НПА (конституция, закон, подзаконный акт);
o существует единая иерархическая система источников права (ведущая роль принадлежит конституции), серьезное значение придается международному праву, нередко провозглашается его приоритет перед внутригосударственным правом (Германия, Россия);
o законодательство носит, в основном, кодицифированный характер, система признает деление на публичное и частное право, а также на отрасли права;
o существует общий понятийный фонд, т.е. сходство основных понятий и категорий, относительно единая система правовых принципов;
o прецедент не характерен для этой семьи, а судебная практика скорее служит вспомогательным источником, чем самостоятельным, и следование решению кассационной инстанции не обязательно для других судов, хотя и может восприниматься судами в качестве образца для решения аналогичных дел;
o на первый план выдвигаются не обязанности, а права человека и гражданина;
o правовая доктрина играет основную роль в процессе правотворчества (при правоприменении она используется лишь при толкований норм права, но судьи не могут ссылаться на мнения известных ученых-юристов в обоснование принимаемых решений);
o обычай имеет, как правило, ограниченное действие (его применение допускается в сфере частного права и нередко не только в дополнение к закону, но и кроме закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию).
(2) Семья общего (прецедентного) права (англосаксонская). Здесь главным источником права выступает судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела. При этом прецеденты строго обязательны для других судей при разбирательстве аналогичных дел. В структуре общего права можно выделить группу английского права (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, некоторые бывшие английские колонии), также выделяют право США.
Особенности англосаксонского права:
o нормы права не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический характер (создавать прецеденты вправе лишь Верховный суд Англии; Палата лордов);
o специфика структуры права: ей неизвестно деление на частное и публичное, отрасли права не выражены четко (в структуре английского права выделяют: прецедентное право; право справедливости (совокупность норм, сформировавшихся из решений лорда-канцлера, который действовал от имени короля при рассмотрении жалоб на решения обычных королевских судов, основываясь на «королевской справедливости»); статутное право – право парламентского происхождения, которое признается вторым источником права);
o особое значение имеют формы судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств, большая автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти (отсутствие прокуратуры и административной юстиции);
o некодифицированный характер законодательства (хотя в последние десятилетия в Англии были приняты, консолидирующие правовые нормы в институты и отрасли, прежде всего гражданское право);
o сохраняет значение обычай, отсутствует писаная конституция.
Право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием:
o в дуализме правовой системы, поскольку наряду с прецедентным правом действует система законодательства (но законодательные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами, и ссылки делаются на судебные решения), в отличие от Великобритании в США имеется федеральная Конституция;
o в федеральной системе США штаты обладают существенной самостоятельностью (суды одного штата не обязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, а могут принять иные решения; высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами;
o в кодифицированном характере законодательства многих штатов (уголовные кодексы действуют во всех штатах, во многих приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы, а в некоторых штатах — и уголовно-процессуальные);
o в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов, принимаемых на уровне отдельных штатов (Верховный Суд США, имеющий право толкования Конституции страны, а высшие судебные инстанции штатов – конституции своих штатов).
(3) Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом, поскольку она восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой — правовую систему США, как наиболее близко расположенной к Латинской Америке страны. К числу особенностей латиноамериканской правовой системы следует отнести значительную роль делегированного законодательства, т.е. издание правительственных актов в форме законов. Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах. Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила ее и судебную практику не рассматривает в качестве Источника права.
(4) Скандинавская правовая семья (Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания) не восприняла в полной мере романо-германскую модель. Для скандинавской правовой семьи характерно развитие кодифицированного законодательства, ему не присущ прецедент как источник права, не придается, как в английском праве, большое значение процедуре и процессуальным нормам.
(5) Мусульманское право(Иран, Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Ливан, Судан и др.) относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов и т.д. и включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи. Выделяются четыре главных источника мусульманского права: Коран – священная книга мусульман, где собраны речи и проповеди пророка Мухаммеда (вопросы религии, нравственности и лишь в очень незначительной части вопросы правовых взаимоотношений мусульман). Второй источник – Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий (нравственно-религиозные положения, по существу, интерпретации и пояснения правил Корана). Третий источник – Иджма – согласие мусульманского сообщества об обязанностях мусульманина. Четвертый источник – Кияс – суждение по аналогии, т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, Сунной и Иджмой. К второстепенным источникам относится закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине. Судья при рассмотрении дела ссылается не на Коран или Сунну, а лишь на автора, авторитет которого общепринят. В структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период выделяются в качестве основных отраслей уголовное, судебное и семейное право.
(6) Индусская правовая семья(Бангладеш, Непал, Бирма, Сингапур, Малайзия и др.) основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. Для этой правовой семьи характерны: связь с кастовой системой (все люди с рождения разделены на определенные социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, свое миропонимание и мораль). Источником права и религии считаются веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения. Индусское право основывалось на обычаях в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества (семейное и наследственное право). После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходил процесс кодификации индусского права.
Особенности религиозных правовых семей:
o источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, в законотворчестве учитываются принципы религиозного права, особое место занимают толкования религиозных деятелей;
o отличается архаичностью, консерватизмом, неизменностью концептуальных основ;
o прецедент не является источником права;
o на первое место ставятся обязанности человека.
(7) Семья обычного (традиционного) права(страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар). Для национальных правовых систем данной семьи характерно регулирование жизни обычаями (обычное право). Т.о. под системой обычного права понимается форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Для бывших колониальных стран характерен дуализм: в бывших колониальных владениях Франции наряду с обычаями действуют НПА (административные отношения, уголовное и торговое право), в бывших колониальных владениях Англии – судебный прецедент (наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права).
(8) Дальневосточная правовая семья(Япония, Гонконг, Индонезия, Корея и др.). Характерно отрицательное отношение к праву вообще, господство идеи примирения, добровольного соглашения сторон спора (конфликты предпочитают решать внесудебным путем, в суд обращаются после того, как исчерпаны все другие способы разрешения конфликта), традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между, человеком и природой, между самими людьми (поэтому его охрана должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения, а не законами), присуща идеология конфуцианства (основная ячейка общества – семья с иерархической организацией и абсолютной властью главы семьи, с подчинением младших старшим и запрещением любых возмущений).
Особенности традиционных правовых семей:
o дуализм источников права;
o основные источники – обычаи и традиции, усиливается значение писаного права и судебной практики;
o право выполняет орнаментальную роль;
o архаичность обычаев и традиций;
o главный метод правовой практики – воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.
(9) Семья социалистического права(Китай, КНДР, Куба, Вьетнам) ведет свое начало с Октябрьской революции 1917 г. в России и образования ряда социалистических государств в Восточной Европе, Азии. Данная правовая семья основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего типа и носит ярко выраженный классовый характер (закрепление интересов партийно-государственной верхушки). Особенности:
o устанавливает узконормативное понимание права, отождествляет право и закон, понимает право как исключительно исходящее от государства;
o объявляет основным источником нормативные правовые акты, причем приоритетное значение на практике придается не законам, а Ведомственным актам, нередко ущемлявшим права и свободы населения;
o императивный характер нормативных правовых установлений (главным образом запреты и обязанности)
o отрицает судебный прецедент как источник права, отсутствует конституционный контроль;
o отрицает деление права на частное и публичное (все сферы его действия объявляются публичными);
o провозглашается приоритет государственных интересов перед личными и общественными;
(10) Славянская правовая семьяоснована главным образом на национально-культурных и географических факторах. Ведущее место в данной правовой семье принадлежит российской правовой системе, которая является своеобразным культурно-историческим и юридическим образованием, имеющим свои закономерности развития.