Центральные детские библиотеки
Типообразующая
3. Явленческие: воспитательная, рекреационная, геоденическая, просвятительская, библиотерапефтическая.
Задачи ДБ как особого вида учреждений:
1) привлечение к чтению всех детей;
2) организация системного по содержанию, систематическогопо продолжительности чтения детей;
3) формирование гармонически развитой личности.
Система детских библиотек делится на 3 группы в зависимости от интеллектуального и физического развития:
1.б –к, юридически, территориально и организационно не доступные детям (научные, специальные, вузовские) обслуживают через посредников.
2. Общедоступные государственные, муниципальные, профсоюзные библиотеки, юридически, территориально и организованно доступные детям: обслуживают их лично и через посредников.
3. Специализированные библиотеки для детей, юридически, территориально и организовано предназначены им.
В сельской местности:
1) выделение читательской группы «дети», которая обслуживается вместе с взрослыми в сельской библиотеке (для детей – отдельный фонд детской литературы, отдельный план работы с детьми),
2) создание детского отдела в сельской библиотеке или детской библиотеки в большом селе.
3) ЦРДБ (филиал ЦБС).
4) школьные библиотеки.
5) библиотеки музыкальных школ, домов детского творчества.
21. Центральные детские библиотеки (ЦБ ЦДБС, областная детская библиотека, РГДБ): задачи, структура, категории читателей, роль в организации библиотечного обслуживания детей региона.
Центральные детские библиотеки
Российская государственная детская библиотека (РГДБ):библиотекафедерального значения (учредитель – Министерство культуры РФ), научный, методический и координационный центр всех российских ДБ и библиотек, обслуживающих детей, центр информационно-библиотечного обслуживания детей России.
Областные (республиканские) ДБ:государственные (учредители – органы государственной власти и управления субъектов РФ), научные, методические и координационные центры всех ДБ и библиотек, обслуживающих детей данного региона, центры информационно-библиотечного обслуживания детей региона.
Центральные городские (районные) детские библиотеки (ЦГДБ, ЦРДБ):муниципальные (учредители – органы местного самоуправления), методические и координационные центры всех ДБ и библиотек, обслуживающих детей данного города (района), центры информационно-библиотечного обслуживания детей города (района).
Задачи ДБ как особого вида учреждений:
1) привлечение к чтению всех детей;
2) организация системного по содержанию, систематическогопо продолжительности чтения детей;
3) формирование гармонически развитой личности.
Структура отделов обслуживания ДБоснована на возрастных особенностях детей: создаются отделы для детей младшего возраста (0–4 кл.), среднего школьного возраста (5–8 кл.). Наряду с этим, в структуре ДБ присутствуют видеозалы, медиазалы, «комнаты сказок», игротеки и др.; в центральных детских библиотеках – отделы иностранной литературы, нотно-музыкальные.
Актуальность детских библиотек и библиотечного обслуживания детей определена следующими факторами:
1) падение интереса детей к книге, чтению в условиях конкуренции с телевидением, компьютерами, новыми формами досуга, электронного, как правило (интернет-клубы, игровые автоматы и др.);
2) обострение морально-нравственных и педагогических проблем воспитания детей.
Следовательно, библиотечное обслуживание детей должно стать привлекательным для них (что должно отразиться в комфортности обслуживания, в создании особой специализированной среды, в наличии персонала с соответствующей подготовкой, в высоком качестве мероприятий и др.).
22. Библиотечное обслуживание молодежи: понятие «юношеская библиотека» («молодежная библиотека»): ее функции, задачи; система юношеских библиотек и библиотек, обслуживающих юношество; организация библиотечного обслуживания юношества в городе и селе.
Юношество (молодежь) – социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 25 лет.
Юношеская библиотека (ЮБ) – библиотека универсального профиля, обслуживающая пользователей в возрасте от 14 лет, а также всех интересующихся проблемами молодежи.
Задачи:
1) деятельность как информационных центров по проблемам молодежи;
2) пропаганда литературы (особенного внимания требует художественная классика, история, экономика, страноведение; естественные науки; граждановедение);
3) изучение информационных потребностей молодежи;
4) создание в библиотеках условий для духовного роста, самообразования и самовоспитания;
5) сотрудничество со школьными библиотеками;
6) координация и кооперация работы с молодежными организациями (экологическими, правоохранительными, политическими, спортивными; учебными заведениями; военными частями; краеведческими, музыкальными, писательскими организациями);
7) получение грантов в реализации программ по работе с социально-незащищенными группами молодежи, с инвалидами;
8) создание психологических, социологических служб и «телефонов доверия»;
9) создание специализированных молодежных филиалов ЦБС;
10) повышение престижа библиотек с помощью рекламы, посредством СМИ.
Организационные формы специализированного библиотечного обслуживания молодежи:
1) учебные библиотеки(школьные, профессиональных учебных заведений – училищ, ссузов, вузов).
2) общедоступные библиотеки для взрослых:
– выделение читательской группы «молодежь» на общем абонементе сельских, районных библиотек (фонд отдельно не выделяется, отдельно планируется работа и ведется ее учет);
– создание кафедры для обслуживания молодежи в общедоступной (публичной): (обслуживание осуществляет отдельный сотрудник);
– создание юношеского абонемента (отделения) в общедоступной (публичной) библиотеке (работают не менее 2 библиотекарей, имеется подсобный фонд, желательно отдельное помещение);
– создание юношеского отдела (филиала) (выделение абонемента с книжным фондом, читального зала с фондом на всех видах носителей и помещения для проведения массовых мероприятий; размещение в отдельном помещении, по возможности недалеко от библиотеки, при которой он был создан).