Проблемы формирования независимой казахстанской журналистики
Независимая пресса Казахстана возникла раньше официального провозглашения суверенитета республики в период с 1988 по 1991 Г.г. Одним из первых независимых изданий в истории журналистики страны переходного периода стали газеты «Избиратель» - «Аманат», «Бiрлесу», «Азат». «Избиратель» - «Аманат» - официальный орган антиядерного движения «Невада-Семипалатинск». Газета просуществовала три года и внесла значительный вклад в развитие независимой прессы. После подписания в 1991 году Указа Президента Республики Казахстан о закрытии ядерного полигона в Семипалатинске руководитель движения «Невада-Семипалатинск» Олжас Сулейменов выступил с заявлением, в котором главная задача движения объявлялась выполненной. Газета перестала выходить.
Кроме того, следует сказать и о так называемой самиздатовской неформальной прессе, которая была прообразом первых независимых газет: «Алматинский вестник», «Мнение», «Кокейкести», «Туркестан», «Желтоксан», журналы «Альтернатива» и «Ракурс». Это уникальное явление журналистики возникло в ответ на идеологические ограничения и монополию партии на мнения в СМИ. Издания выпускались тиражом в 30-50 экземпляров плохого полиграфического качества и преследовались со стороны властей. Но именно они вошли в историю страны как первые ласточки демократии в печати.
Следующий этап формирования независимой прессы Казахстана связан с принятием вначале союзного Закона «О печати и других средствах массовой информации» (1990), а затем аналогичного Закона Казахской ССР в 1991 году. Решающую роль в этом сыграл законодательно установленный регистрационный принцип издательской деятельности. Статья 9 закона гласила о том, что для издания СМИ необходимо подать заявление в уполномоченный орган. Этим был положен конец монополии на издательскую деятельность. Собственно процесс формирования независимой прессы в стране не закончен. Говорить однозначно о его завершении трудно, поскольку, очевидно, этот процесс по своей неоднозначности и многоаспектности не может иметь абсолютную завершенность. Однако есть основания анализировать задачи независимой прессы на разных этапах становления демократического государства.
Задачи независимой прессы на этапе провозглашения гласности сводились к следующему:
1.Нужно было выработать новый подход к освещению проблем переходного периода, многие из которых прёдставляли собой совершенно новый объект исследования, как в журналистском, так и в специальном аспекте. Например, возникшие экономические проблемы и последовавшие вслед за ними кардинальные изменения в экономике потребовали абсолютно новый журналистский подход в освещении хода этих реформ, а также многих экономических процессах.
2.Требовался новый масштаб политического видения процессов современной общественно-политической жизни государства. В условиях отсутствия руководства со стороны какой-либо партии или ведомства и отсутствия цензуры, однако, не снимается значимость ответственности за публичное слово, способное взбудоражить общественное мнение или подвигнуть массы людей на необдуманные поступки.
З.В условиях возникновения новых социально-политических и экономических институтов общества нужны были новые принципы консолидации между редакциями и институтами политической системы общества, чтобы не вызвать противостояния и изолированность друг от друга.
4. Наконец, от журналистов потребовался новый уровень аналитичности, новые формы подачи и интерпретации фактов действительности.
В работах исследователей периода перестройки неоднократно отмечалось, что существует целый ряд институтов, каналов, средств и форм для реализации процессов демократизации общества. К ним относятся собрания граждан, наказы избирателей, устные и письменные обращения в органы управления и управляющие подразделения организаций, учреждений и т.д. Однако превзойти роль средств массовой информации в процессах формирования нового политического сознания и привлечения граждан государства к участию в решении проблем во всех сферах жизни общества достаточно трудно. СМИ обладают уникальными возможностями «доходить до каждого», распространять информацию «с доставкой на дом». Производство и распространение информации в этой системе отличается оперативностью, всеохватностью, общедоступностью, устойчивостью/20/. Для журналистики характерна особая организационная инфраструктура, направленная на профессиональную обработку разнообразной информации, в которой нуждаются все социальные, национальные, имущественные и другие слои общества.
Система массовой информации обеспечивает социальным субъектам не только возможность знать, что происходит, но и предоставляет возможность обсуждать, анализировать происходящие события, соотносить свои взгляды с опубликованными, воздействовать на окружающий социальный мир и способствовать разрешению назревших общественных противоречий.
Задачи независимой прессы после официального провозглашения суверенитета можно свести к главной - всестороннему укреплению независимости суверенного государства и скорейшему построению демократических институтов общества. В связи с этим журналистам требовалось:
Четко сформулировать курс государства в СМИ и обозначить основные стратегические задачи всех его структур.
2.Всесторонне способствовать укреплению правовых отношений и традиций гражданского общества, в том числе в сфере обмена информацией; З. Распространять максимально объективную информацию.
Для того, чтобы люди могли плодотворно участвовать в обсуждении социальных проблем, подготовке и принятии решений, они должны быть хорошо информированы. Правы исследователи, заявляющие, что эта, бесспорная в общем виде, постановка вопроса достаточно трудно конкретизируется /22/. В самом деле: что значит быть хорошо информированным? Получать информацию полную, объективную, своевременную, - а что это значит, в свою очередь?
На современном этапе функционирования прессы на основе различных форм собственности говорить о степени информированности населения и степени его участия в разрешении актуальных политических, экономических и социальных проблем сложно. Казахстанское общество в силу ряда исторических причин неоднородно по многим параметра.1\1. Резкое разделение общества по имущественному признаку никак не способствует выдвижению оснований для анализа общей информированности населения.
С точки зрения технических возможностей распространения информации можно констатировать, что сегодня в целом радио- и телевизионная информация практически не имеет границ. Активно развивается интерактивное радиовещание и телевидение, когда все желающие могут принять участие в многочисленных ток-шоу, викторинах и других диалогических теле- радиопрограммах при помощи прямой связи с участниками таких передач. Свобода высказываний согласно Закону РК «О СМИ», принятому в 1999 году, есть у всех социальных субъектов, участвующих в информационном обмене, в обсуждении происходящих процессов /23/.
В целом следует признать, что независимая пресса - это такой субъект информационного обмена, который первым заявляет о своей позиции и часто становится основным в формировании определенного общественного мнения. Впрочем, то же самое можно отнести и к официальной прессе. Однако не следует термин (независимая» понимать как оппозиционная. Реалии казахстанской действительности на рубеже веков не позволяют говорить о сложившейся оппозиционной прессе как о явлении, имеющем существенное влияние на жизнь населения cтpaны. Хотя у нас и имеется оппозиционная печать, но она явление, скорее, спорадическое.
Состояние рынка СМИ характеризуется тем, по мнению ряда ученых, что он «либо почти отсутствует, либо полностью направляется и регулируется, либо двинулся в таком направлении, что действительно никакие цивилизованные законы к нему не применимы» /24/. Активно идет процесс монополизации СМИ, образование коммуникационных объединений: корпораций, холдингов, монополий. В Казахстане это АО «Караван», ТРК «31 канал», телевизионное агентство «Хабар», ТРК «Шахар» и другие. Сегодня вопрос Стоит не столько о политической или юридической гарантии, сколько о финансовой, которую большинство издателей сами дать не могут.
1. Козыбаев С. Мастодонт отечественной журналистики//Из истории отечественной журналистики: Республиканский научно-исследовательский журнал. N7, 2000, С.7-14.
2. Бекхожин Х. Козыбаев С. Maтвиенко С. Очерки истории журналистики Казахстана. Алма-Ата: Казахстан, 1988; Аргынбаев М. Печать Казахстана на завершающем этапе социалистического строительства. Алма-Ата: Казахстан, 1977; Ш.Елеукенов Казак китабынын тарихы. Алматы: Санат, 1999; А.Идрисов. Деятельность Компартии Казахстана по развитию партийно-советской печати республики в период 1926-1932 гг. Алма-Ата, 1972.
3. Рожков А. К вопросу об исторической журналистике//Из истории отечественной журналистики. Республиканский научно-исследовательский журнал. N 7, 2000. с.l08-112.
4. Крикунов Ю. Сила газетного слова. Алма-Ата: Казахстан, 1980; Подсказано жизнью. М., Мысль" 1984; Некоторые особенности аудитории современной журналистики//Вестник КазГУ, серия филологическая. 1994. с.З-5.
5.Козыбаев С. Аудитория - весь Казахстан. Очерки истории журналистики, Алма-Ата: Мектеп, 1984.
6. Кожакеев Т. Сатира негиздери. Алматы: Санат,1996.
7. Дмитровский М. Оружием смеха. Алма-Ата: Казахстан, 1968; Алтынбекова Р. Гоголевские традиции в казахской советской сатире//Автореф. канд.филолог.наук. Алматы, 1990.
8. Барманкулов М, Весь мир у вас в квартире. Алма-Ата: Казахстан, 1972 Журналистика для всех. Алма-Ата: Казахстан, 1979; Телевидение: деньги или власть? Алматы: Санат, 1998.
9. Ибраева Г. Телевидение в политической структуре государства. Алматы: Казак университетi, 1997; Турсын К. Когыльдыр экраннын купиясы. Алматы, 1999.
10. Омашев Н. В борьбе с негативными ... Алма-Ата: Казахстан, 1988; Фельетон в радиожурналистике. Алма-Ата: Рауан, 1990,
11. Жакып Б. М.Ауэзов - публицист// Автореф канд,филолог,наук. Алматы. 1994; Байменшин С Публицистика Б.Майлинa//Автореф канд. филолог.наук. Алматы, 1996; Нуртазина Р. Публицистика Г.Мусреповa//Автореф, канд,филолог,наук.Алматы, 1996; Есдаулетов А. Публицистика Ануара Алимжановa//Автореф ... , канд.филолог.наук. Алматы,-1999; Дудинова Е. Публицистика Олжаса Сулейменовa//Автореф…. канд.филолог.наук. Алматы, 1999; Мектеп А. Публицистика Халела Досмухамедовa// Автореф .... канд.филолог.наук. Алматы, 1999 и др.
12. Аскаров Н. Отражение социально-политических, литературно-культурных проблем в журнале «Айкап»// Автореф .... канд,филолог,наук. Алматы, 1999 и др.
13. Игенсартова А. Печать независимого Казахстана: поиски и решения (1991-1995)// Автореф, ... канд. филолог. наук. Алматы, 1997;
14, Велитченко С. Специфика, приемы и формы деятельности СМИ Казахстана в освещении проблем семьи и бракa//Автореф.. канд.филолог.наук. Алма-Ата, 1995; Рожков А. Тенденции развития военной печати Республики Казахстан//Автореф…. канд.филолог. наук. Алматы, 1999; Жарылкап К. Освещение в казахской прессе тем любви, брака и семьи//Автореф ....канд.филолог.наук. Алматы, 1999; Шыгысова Н. Проблемы молодежной программы Казахского телевидения//Автореф. канд.филолог.наук. Алматы, 1999 и др.
15. Барлыбаева С Синьцзянская Народная радиостанция в системе регионального вещания КНР//Автореф .... канд.филолог.наук. Алматы, 1992; Бегимтаева Р. Шетел радиохабарларынын проблемалары. («Азаттык», «Байолке» радиоларынын казакша хабарлары)//Автореф .... канд.филолог.наук. Алматы, 1996.
16. Лазебник Е. И мысли и эмоции//Советская печать. 1965, N8. С.16.
17. Колосов Г. Средства массовой коммуникации и журналистская информация. Журналистика и публицистика. Правовые науки и журналистика. Алма-Ата: КазГУ, 1969.с.74.
18. Горизонты публицистики: опыт и проблемы. М.: Мысль, 1981. С.7.
19. Ученова В. Публицистика и политика. М.: Политиздат., 1979.
20. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ, 2000. с.32-34.
21. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект-Пресс, 1999. С.55. Фомичева В. Трибуна для общественного диалога//Журналистика и перестройка. М. МГУ,1989. С.11-33.
22. Фомичева И. Трибуна для общественного диалога//Журналистика и перестройка. М.: МГУ, 1989.С.11-33.
23. Сарсенбаев А. Новое информационное пространство Республики Казахстан: проблемы и перспективы. Алматы, 1998.
24. Козыбаев С. Масс-Медиа: разобщение или корпоративность (Страницы эпохи драматической журналистики)// Вестник КазГУ. Серия журналистика, 1998. N3. С.8-12.
Тестовые вопросы для закрепления темы
1. Каковы исторические предпосылки возникновения журналистики?
активное развитие речи и необходимость тесного сплочения общества;
социальная потребность в обмене информацией;
необходимость формирования общественного мнения;
бурное развитие индустрии;
появление письменности.
2. В чем состоит современное социальное и политическое предназначение журналистики?
служить «ареной острой политической и идеологической борьбы» (КМаркс); быть «органом (изданием) определенной социальной или общественной группы» (партии) (Ленин);
активно информировать читателей о событиях, происходящих В мире; служить источником культурной информации;
быть активным воспитателем подрастающего поколения.
3. Что такое журналистика?
определенное количество учреждений, занимающихся подготовкой и выпуском
газет;
социальный институт;
правительственная структура, ответственная за распределение информации в обществе;
частная коммерческая структура, занимающаяся распространением информации; социальный государственный орган, ответственный за выпуск газет.
4. Что такое публицистика?
область политической деятельности;
активное позиционное выступление в печати;
род литературного творчества, связанный в основном с прессой; сфера научного исследования;
хобби известных писателей и поэтов.
5. Когда, какое событие способствовало установлению словосочетания «средства массовой информацию)?
1991 - развал СССР;
1989 - первый съезд народных депутатов СССР;
1988 - партийная конференция;
1986 - начало перестройки в СССР;
1985 - приход к власти М.Горбачева.
6. Что такое потенциальная информация?
информация, рассчитанная на читателей, объединенных профессиональным интересом;
информация, которую распространяют СМИ в расчете на массовую аудиторию; информация, которую получают подписчики определенного издания;
информация, необходимость которой подчеркивается визуально;
информация, необходимость которой не вызывает сомнения.
7. По мнению большинства ученых прародительницей журналистской профессии была деятельность:
глашатая; летописца;
разносчика писем;
оратора;
посыльного, гонца.
8. Слово «газета» возникло от:
названия древней местности, где впервые появилась газета;
названия определенной группы людей, которые разносили вести; названия листочка бумаги, на которой писались первые сообшения;
названия итальянской монеты, за которую продавались листки с сообщениями;
названия итальянского мальчика, разносившего первые газеты.
9. Примерно какого содержания были первые газеты?
светская хроника;
жизнь и деятельность богатых людей; деятельность правительства;
сведения для торговых людей, купцов;
сведения для простых людей о приказах монархов.