Поддержка и супервизия волонтеров

Формы поддержки
• Индивидуальные беседы волонтера с руководителем.
• Совместная работа с руководителем или другими волонтерами.
• Встречи волонтерской группы (с участием и без участия руководителя).
• Встречи по обмену опытом с другими группами волонтеров.
• Тренинги, семинары, обучение на рабочем месте.
• Техническое и информационное обеспечение, возмещение расходов.

Супервизия
Заключается в проведении беседы/обмена мне­ниями между руководителем и волонтером. При этом руководитель помогает волонтеру сформулировать са­мостоятельные выводы, оценить свою деятельность и поставить себе новые задачи на ближайший период. Одновременно выявляются проблемы, появление которых волонтер не всегда может осознать или сформули­ровать самостоятельно. Ценность такой беседы в том, что идентификация и поиск решения проблем происхо­дит совместно.
На супервизии обсуждаются:
• События, связанные с конкретной работой за конкретный промежуток времени.
• Опыт, который получил волонтер.
• Проблемы, которые возникли, пути их решения.
• Необходимость в обучении и внесении изменений в описание работы.
• Результаты работы.
• Задачи на будущее.

Проблемы, которые могут возникнуть
Волонтер не всегда может самостоятельно проговорить все темы и сформулировать вопросы и проблемы, или может считать это недостойным внимания, или просто стесняться поднять интересующие его темы. Для этого руководителю следует задавать волонтеру наводящие вопросы, например:
— Соответствует ли работа волонтером его ожиданиям?
— Получает ли он удовлетворение от своей работы?
— Что идет хорошо в его работе, что не очень?
— Что ему больше всего нравится в его работе?
— Что ему меньше всего нравится, вызывает тревогу?
— Есть ли какой-нибудь вопрос или тема, о которой он хотел бы поговорить?
— Как складываются отношениями с другими волонтерами, сотрудниками, подопечными?
— Испытывает ли он нехватку чего-либо (например, знаний)?

Если волонтер все же уходит…
Какой бы ни была причина ухода волонтера, обязательно найдите время для встречи (в крайнем случае, ис­пользуйте телефон). Во время встречи:
• Поблагодарите волонтера за его вклад.
• В мягкой форме выразите свое сожаление и скажите, что всегда будете рады вновь увидеть его/ее в качестве волонтера или просто гостя (оставьте волонтеру возможность вернуться).
• Пожелайте удачи!

Возмещение расходов волонтеров
Для части волонтеров расходы, связанные с теле­фонными переговорами, покупкой расходных материалов и др. являются незначительными, или же волонтеры считают это своим дополнительным вкладом в организацию и, следовательно, не ожидают возмещения. Но для некоторых суммы таких расходов могут оказаться слишком ощутимыми, что ограничит возможность их работы в организации в качестве волонтеров. Следует помнить, что, возмещая расходы волонтеров, мы обеспечиваем равную возможность участия в деятельности организации для всех, вне зависимости от уровня их доходов. Особенно это важно для привлечения к волонтерской деятельности людей из числа студентов.

7. Признание деятельности волонтеров
Важно помнить что признание — это плата волонтеру за его труд.
Золотым правилом признания является тот факт, что признание должно быть своевременным, индивидуаль­ным и искренним.

Неформальное признание
• Благодарность, выраженная непосредственно теми, кому волонтер оказывает помощь.
• Проявление уважения со стороны других волонтеров (например, обращение за советом).
• Проявление внимания к личности со стороны других волонтеров и сотрудников (например, когда сотруд­ники знают своих волонтеров и обращаются к ним по имени, поздравляют с днем рождения, интересуются делами в институте, семье).

Формальное признание — со стороны руководства организации, подопечных и других организаций (там, где волонтер непосредственно оказывает помощь).
Сложно сказать какая из форм является более значимой. Во многом это определяется личностью самого во­лонтера, которому выражается признательность за его деятельность. Так, для кого-то крайне важным будет получить благодарственное письмо на имя руководителя организации, в то время как для другого более важным будет проявление уважения и признание его равным со стороны сотрудников и других волонтеров.

Признание может выражаться в материальных и нематериальных стимулах.

Стимулы волонтеров
• Участие в молодежных Литургиях.
• Объявленная благодарность (устная, письменная).
• Участие в принятии решений (участие в планерках, планировании мероприятий и проек­тов).
• Выдача сертификатов о прохождении обучения и предоставление рекомендации.
• Возможность должностного роста (выполнение особых функций, например, тре­нера, руководителя волонтеров, членство в Правлении).
• Обучение (тот факт, что волонтер не платит за обучение, не означает, что оно бесплатно для организации, — важно, чтобы и волонтер понимал это).
• Участие в конференциях, слетах.
• Компенсация расходов, связанных с волонтерской деятельностью.
• Поездки и встречи волонтеров, совместный культурный/творческий/спортивный досуг.
• Скидки/бесплатное посещения мероприятий (концерты, выставки).
• Сувениры и призы с символикой организации (футболки, кепки, кружки и т.д.).
В целом, говоря о стимулах, следует отметить, что важна не стоимость, а регулярность и искрен­ность выражения признания.

8. Оценка
Оценка проводится с целью разработки планов по улучшению работы.
Этапы:
1. Формулировка критериев оценки.
2. Сбор данных.
3. Анализ данных.
4. Внесение изменений в планы, методы работы, мероприятия.

Примеры критериев оценки
• Число постоянных волонтеров в организации (например, в организации не менее 30 волонтеров, которые участвуют в мероприятиях на протяжении всего года).
• Приток новых волонтеров из числа целевой группы после начала осуществления программы (например, в течение 3 месяцев после начала реализации программы в качестве волонтеров привлечено 12 человек из числа целевой группы).
• Процент волонтеров, покинувших программу через 6 и 12 месяцев (например, после 6 месяцев программу покинули не более 30% набранных и обученных волонтеров).
• Число и виды выполняемых работ (например, волонтеры в среднем провели 20 сессий каждый в течение 12 месяцев).
• Позитивные отзывы получателей и партнеров (например, количество благодарностей).
• Процент привлеченных дополнительных средств (например, 20% средств проекта проекта были привле­чены из местных источников — население, бизнеса, власти).

9. Документация в волонтерском менеджменте
Прежде всего следует отметить, что ведение документации — это не «лишняя, пустая формальность, отнимаю­щая много времени впустую», а составная и обязательная часть успешной волонтерской программы (орга­низации работы волонтеров).
На основе документально зафиксированных данных можно предоставить достовер­ный отчет о своей деятельности не только в синодальный или епархиальный отдел, но благотворителям и общественности, например, о том, сколько человек получили по­мощь или сколько часов затратили волонтеры на работу в программе. Что, в свою очередь, окажет положи­тельное влияние, как на демонстрации профессионализма организации, так и на привлечение дополнительных средств и новых волонтеров.

Описание работы волонтера обычно включает:
• Название организации.
• Название волонтерской должности.
• Задачи (что должно быть сделано).
• Требуемые навыки и умения.
• График работы (количество часов в неделю/месяц, срок).
• Непосредственный руководитель, которому подотчетен волонтер, требования к отчетности.
• Обучение, получение сертификата, система компенсации расходов волонтера.
Описания работы волонтера следует регулярно пересматривать (не реже одного раза в полгода), ведь характер работы и выполняемых функций может меняться, что потребует внесения изменений. При этом обсуждение и пересмотр описания работы должен осуществляться с участием самого волонтера.

ВКонтакте: http://vk.com/club13667340
Вэб сайт: http://momondo.name
Моб. +7 (921) 565-35-66

Наши рекомендации