Общие закономерности генезиса древних цивилизаций

ГЕНЕЗИС ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ МЕСОПОТАМИИ И ЕГИПТА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Общие закономерности генезиса древних цивилизаций

Как отмечал немецкий философ-просветитель И. Гердер (1744-1803), у природы на Земле есть свои любимые места - это, прежде всего, берега рек и изысканные участки морского побережья; в таких местах пробуждалась и по достоинству награждалась деятельность людей (1). Как бы ни высокопарно, на первый взгляд, звучали эти слова, но историческая действительность такова, что первые цивилизации зародились именно на берегах великих рек.

Обширный мир неведомых дотоле грекам цивилизаций Востока, резко контрастных античности, открыл своим читателям Геродот Галикарнасский (485 - ок. 425 гг. до н.э.), основной идеей «Истории» которого стал извечный антагонизм Востока и Запада. «Отец медицины» Гиппократ (ок. 460 - ок. 370 гг. до н.э.), анализируя факторы, влияющие на различия между народами, соотнес телосложение и характер жителей с климатом среды обитания, с ее водами, почвами, сменой времен года. Он был убежден, что «все, что производится из земли, следует природе самой земли», а «формы людей и нравы отражают природу страны» (2). По Гиппократу, различия физической и психической конституции народов Европы и Азии, их образа жизни являются прямым результатом географического положения и климатических условий.

Но, несмотря на всю контрастность природы, облика и нравов народов, процесс генезиса древних цивилизаций при всех их многочисленных модификациях универсален. Термин «цивилизация» произошел от латинских слов civilis (гражданский, государственный, политический, достойный гражданина, подобающий гражданину, учтивый, приветливый, вежливый) и civilitas (обходительность, приветливость, учтивость, вежливость, управление государством, гражданство), которые в свою очередь восходят к понятиям civis (гражданин) и civitas (гражданская община-город) и вошел в оборот благодаря трудам французского экономиста В. Мирабо и шотландского философа А. Фергюсона (XVIII в.) для обозначения «зрелого» состояния человеческого общества. Мы называем цивилизацией общество с укоренившимся прогрессом, производящее прибавочный продукт, с организованной формой производства и потребления при наличии соответствующего аппарата организации и управления, определенной формой территориальной организации и сборов налогов, с общим психико-социальным укладом и религиозно-идеологическими установками. Создание цивилизации означало завершение переходного периода от первобытности к новому типу развития человеческих обществ, знаменовало принципиально новый этап всемирной истории.

Исследователи Л.С. Васильев, И.В. Виноградов, М.А. Дандамаев, И.М. Дьяконов, Г.Ф. Ильин, И.М. Кузищин, В.А. Якобсон и др. выделяют основные признаки этого этапа (3):

· Определяющую роль в зарождении цивилизаций играл природно-географический фактор: как наличие соответствующей фауны и флоры, так и климатических условий. Возникновение ранних цивилизаций и культурные прорывы, совершенные в разных концах света, разделенных многими тысячами километров суши или океана, - в Средиземноморье, Месопотамии, Юго-Восточной Азии, Европе, Америке, - происходят практически одновременно на исходе IV тыс. до н.э. Это время - эпоха самого сильного за последние 9 тыс. лет похолодания и повсеместного ухудшения климата (4).

· Технологической нишей зарождения древних цивилизаций явилось использование камня, меди и бронзы – на их основе осуществлялась хозяйственная деятельность общества. Производственные успехи эпохи неолита опирались на достижения мезолита, когда были изобретены земледелие и микролитическая техника из камня, кремня и рога, когда появилось скотоводство и начался процесс перехода людей от полуоседлого к оседлому образу жизни. В эпоху неолита (VI-IV тыс. до н.э.) началась добыча сырья, возникли первые очаги горных разработок кремня, кремнистого сланца, кварцита, обсидиана, базальта, диорита, строительного камня и др. Это значительно расширило качественный ассортимент каменных орудий труда. Использование различных по твердости пород камня определило разнообразие технических способов и приемов их обработки. Для неолита характерны усовершенствование каменных орудий труда методом шлифовки, лучного способа сверления с достаточно высокой скоростью движения сверла, широкого применения пиления с использованием абразивных материалов. Применение эффективных способов и приемов обработки камня способствовало созданию новых орудий труда и инструментов. Важнейшим из них был шлифованный, изготовленный из твердых пород камня и насаженный на удобную деревянную ручку топор. Появляются новые приемы строительной техники, жилища стали воздвигаться не только из сырцовых кирпичей, но и из кирпичей обожженных. Начинается строительство дорог, использование тягловой силы животных, появляются первые транспортные повозки. Важными изобретениями неолита стало изготовление тканей и глиняной посуды, важнейшим - открытие и постепенное освоение металла. В VII-VI тыс. до н.э. металл использовался, в основном, для изготовления украшений: самородное золото, медь, серебро, свинец и олово. Подлинное начало металлургии историки связывают с изобретением выплавки меди из руды в V тыс. до н.э. Примерно с IV тыс. до н.э. металл стал использоваться для изготовления орудий труда и оружия. Первым используемым для этих целей металлом была медь. Этот период развития археологи называют энеолитом или халконитом - меднокаменным веком, когда медные и каменные орудия труда сосуществовали рядом, и дорогая, незнающая методов упрочения посредством проковки, мягкаямедь не могла вытеснить камень. Техника плавки, отливки и литья меди позволяла изготавливать более совершенные орудия труда. В Египте IV-III тыс. до н.э. были выработаны типовые виды медных орудий: плоские широкие топоры и тесла, пилы с деревянными рукоятками, плоские двулезвийные ножи, массивные гарпуны, проволочные рыболовные крючки, различные типы оружия. В Двуречье III тыс. до н.э. также применялись медные орудия - топоры, долота, рыбные крючки и др. Стремление повысить твердость изделий привело к открытию нового материала бронзы - смеси медной и оловянной руд. Около 2200 г. до н.э. в Египте использовался уже классический вариант бронзы, содержащей около 90 % меди и 10 % олова. С III-II тыс. до н.э. бронза сделалась основным материалом для производства оружия, орудий, посуды и украшений. Но наряду с новыми бронзовыми орудиями еще долгое время употреблялись не только медные, но и каменные. Например, в Египте для ковки бронзовых орудий употреблялись каменные молоты, причем, даже без рукоятей, и каменные наковальни. Технический комплекс относился к ремесленной ступени производства, которая характеризовалась ручным трудом работников, как в индивидуальной форме, так и виде простой кооперации труда.

· В производственно-экономическом плане на смену экстенсивного присваивающего, бесприбыльного первобытного хозяйства (собирательство, рыболовство, охота) приходит интенсивное производящее хозяйство (земледелие, скотоводство, ремесло), рационально организованная экономика, основанная на маневрировании материальными и трудовыми ресурсами, со значительным прибавочным продуктом. Вершиной развития присваивающего хозяйства ранней родовой общины явилось высокоорганизованное собирательство, которое привело к культивации растений, а затем и к поливному земледелию. Палка-копалка собирателя превратилась в мотыгу земледельца. Основой ведения хозяйства становятся ирригационные работы, начиная с децентрализованного ручьевого орошения и заканчивая крупномасштабными ирригационными системами. Рубежом присваивающей и производящей экономики явилась неолитическая революция. Свидетельством значительно возросших возможностей организованного труда является монументальное строительство.

· Родовая коллективная форма собственности и половозрастной принцип распределения продукта сменяется трудовой формой собственности, основанной на личном труде индивидуального хозяйства соседско-территориальной общины с принципом распределения по труду, а затем и институтом частной собственности.

· В генезисе социальных связей на смену эгалитарному обществу в результате движения от реципрокности к редистрибуции пришло ранговое неравенство - простейшая модификация неравенства, а затем достаточно четкая социально-экономическая дифференциация.

Эгалитарное равенство - уравнительная система добычи, распределения и потребления пищи с учетом ролевых функций согласно половозрастному принципу, когда каждый член группы вне зависимости от вклада имел право на долю коллективного продукта уже в силу своего членства в ней.

Реципрокный обмен (reciproco - лат., двигать туда-сюда, возвращать обратно) - это обмен, основанный на уравнительности, когда каждый вносил в общий котел столько, сколько мог, черпал - сколько ему полагалось по полу и возрасту, а разница между отданным и полученным измерялась социальными ценностями в форме престижа и далее связанных с ним привилегий. Реципрокный обмен приводил к выдвижению на первый план принципа меритократии, т.е. выдвижению способных и честолюбивых людей, претендующих уже на престиж, авторитет, а затем и почести.

Редистрибуция - система перераспределения, в результате которого средства коллектива и его избыточный продукт оказываются в распоряжении главы группы. Посредством щедрых раздач лидер повышает свой престиж и занимает более высокое положение в обществе. Возникает ранговое неравенство.

Для рангового неравенства характерными являются:

- фиксация ограниченного количества высших рангов высокого статуса;

- значительно большее количество рангов среднего статуса;

- практически неограниченное - низшего: не имеющие самостоятельного хозяйства, дети, подростки, холостые;

- на самом низу - прибившиеся чужаки - аутсайдеры.

· В социально-психологическом плане на смену тотемизму и шаманизму приходят генеалогические структуры пантеонов во главе с «богом-вождем» и его семьей, важнейшие культы человеческого, животного и растительного плодородия. Складывается культ «богини-воительницы» – на смену эпохе обычно мирно сосуществующих, не считая случайных стычек, отдельных групп разделенных друг от друга значительным пространством, приходит эпоха войн всех со всеми. Так в Вавилонии еще во II тыс. до н.э. не было выражения «чужая страна» или «заграница», все иные страны обозначались одним понятием - «вражеская страна». «Естественные религии» – прямое продолжение представлений и верований первобытности. Они не были средством идеологического давления. В них практически отсутствовало этическое начало, не имели они и обязательного канона религиозных текстов, отрицавших все чужеродное. Для ранних религий характерны многобожие и полное отсутствие религиозной нетерпимости и вражды, по мере же их развития отмечается рост индивидуализма, складывается концепция индивидуальной ответственности.

· Родовая община как историческая общность трансформируется (не распадается!) в соседско-территориальную общину, представляющую собой систему отдельных домохозяйств, больших семей или семейных общин, выступающих как обособленные экономические ячейки, но сохраняющих общность экономических интересов, связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу и другим общинам, которая остается коллективным собственником земли (трудовая собственность возникает внутри нее и под ее защитой), а затем и в гражданскую общину. Сельской общине в определенной степени присущи такие черты как массовость, автономность, коллективизм, замкнутость, малая мобильность ее членов, консерватизм и устойчивость.

· Первобытные родоплеменные структуры с их традиционным правом заменяет институт государства и права.

· Возникает город как хозяйственный, административный, военный и культурно-религиозный центр - мощный организатор прогресса общества. Подчинивший экономически и политически сельскохозяйственную зону, город являет собой город-государство. Отмечая общую функциональную направленность восточного и античного города, исследователи отмечают, что по значимости эти функции располагались в различной последовательности:

ВОСТОК АНТИЧНОСТЬ
1. Политический центр 1. Ремесленная мастерская
2. Религиозный центр 2. Рынок
3. Ремесленная мастерская 3. Центр образования (т.к. рано появилась востребованность)
4. Рынок 4. Политический центр
5. Центр образования 5. Религиозный центр

· Изобретение письменности (системы графических знаков и символов, способных фиксировать и передавать потомству исторический опыт) свидетельствует о рождении нового менталитета, о мощном рывке в области материальных и интеллектуальных возможностей цивилизации.

· Возрастание роли государственной власти, создание ее специфической формы - неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией». Деспотия - форма государственной власти и такого политического режима, когда: а) полномочия главы государства не ограничены; б) светская и религиозная власти объединены в одном лице; в) осуществление власти является делом многочисленного бюрократического аппарата; г) подавление личности, отсутствие свобод, раболепие, которое делают всякого человека, в том числе формально свободного, рабом «порядка», традиции, веры.

Своеобразие восточной деспотии, создается, прежде всего, ее социальной базой - сельской общиной, полностью зависящей от ирригационной системы, а следовательно, остро нуждающейся в верховном организаторе, которым выступало государство. Еще Страбон отмечал, что строительство и содержание каналов в порядке требовало большого труда, т.к. глубокая, мягкая, рыхлая, а потому легко смываемая, почва наполняла каналы илом, он легко засорял устья, что снова вызывало разлив вод и образование озер, болот и зарослей тростника. Подобный разлив можно было удержать возведенной плотиной, помешать засорению каналов путем их расчистки и открытия устьев. Возведение плотины требовало большого количества рук, каналы следовало закрывать спешно и быстро, чтобы не допустить полной утечки воды из них, ведь если летом каналы высохнут, то они высушат и реку (5). Таким образом, чем более организованно государство заботилось об орошении - основе всего земледелия, тем успешнее была хозяйственная деятельность. Помимо финансового и военного ведомств, которые являются принадлежностью любой деспотии, на древнем Востоке неизменно фигурирует важнейшее ведомство - ведомство публичных работ, в чьи функции, в первую очередь, входит строительство и поддержание оросительных систем. Эти три ведомства составляют костяк государственного аппарата власти с многочисленной администрацией, организованной по бюрократическому принципу вертикальной иерархии: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Организационная, управляющая, регулирующая отношения в обществе, обеспечивающая государственный суверенитет (и в первую очередь, территориальный) функции государства позволяли ему рассматривать все ресурсы страны в качестве собственных, землю - государственной или царской. Однако понятие полной собственности, как считают исследователи, вряд ли применимо к государственной или царской земле на Древнем Востоке. Это была скорее не собственность в современном смысле слова, а право распоряжения и контроля, получения определенного налога. Фактически большая часть как возделываемой, так и нераспаханной (луга, леса и пр.) земли находилась в верховном наследственном владении многочисленных общин, внутри общин она распределялась между общинниками. Часть земли на правах пользования раздавалась придворным, воинам, аристократии, создававшим частные хозяйства. Они обычно платили поземельный налог в пользу государства, несли некоторые повинности.

Значительная часть земли была сосредоточена непосредственно в руках правителя и зависимого от него жречества. На этих землях были организованы крупные царские и храмовые поместья. К правителю-деспоту, обеспечивающему при помощи бюрократии организованное плановое хозяйство, стекалась продукция из царских имений и налоги со всего населения.

Особенностью древневосточной деспотии являлось не только особое положение правителя-деспота, но и обожествление его личности. Царь считался носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной. Он признавался сверхчеловеком, ставленником богов, их потомком или даже одним из богов. В разных странах Древнего Востока степень деспотизма была различной, наиболее полной она была в Древнем Египте, но даже там в разные исторические периоды интенсивность диктата была неодинаковой.

Функционирование древневосточной деспотии отвергает тезис о рабстве как предельной системе подавления. Рабство юридически утверждает, открыто декларирует, практически воплощает все степени самого отвратительного физического воздействия вплоть до смерти по отношению к рабу. Древневосточная деспотия распространяла систему подавления не только на рабов, но использовала меры психологического диктата по отношению ко всем свободным и полусвободным соотечественникам. Изначально слабое развитие вооружения, отсутствие или низкий профессионализм воинов, ограниченная возможность отторжения рабочих рук от процесса производства ограничивали возможность физического принуждения по отношению к рабам и, тем более, к соотечественникам. По мере развития военного дела, создания первых государственных и юридических норм, укрепления царской власти, отчуждения морали правителей от общечеловеческой, социальной морали, складывалась унифицированная система как физического подавления, так и подавления сознания, причем основным подавляемым слоем становились ее непосредственные производители, а все население - подданными правителя (6).

Наши рекомендации