Вопрос 98 Понятие, принципы и источники международного экологического права

Под источниками ЭП понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы. МЭП представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами МП по поводу охраны окружающей среды, рационального ресурсопользования, обеспечения экологических прав человека и экологической безопасности.

Все источники МЭП принято подразделять на два вида:

- закрепляющие действующие международно-правовые принципы и нормы то есть обязательное право;

- содержащие необязательные правила, нуждающиеся в особом характере и способах имплементации то есть рекомендательное право.

Источники "твердого" права в свою очередь, делятся на МД, международно-правовые обычаи и принятые единогласно резолюции ООН. Предметом регулирования являться либо общие вопросы защиты окружающей среды, либо защита отдельных объектов Мирового океана, атмосферы, Земли и околоземного космического пространства. Выработано три основных подхода к решению экологических проблем посредством заключения международных договоров.

Все три подхода обладают своими привлекательными чертамив глазах различных групп государств.

Первый подход наиболее приемлем на субрегиональном уровне, позволяя сконцентрировать усилия ограниченного круга государств, испытывающих сходные или идентичные экологические трудности.

Второй - требует принятия юридически обязательных правил и норм поведения государств, но не должен рассматриваться как своего рода ограничение государственного суверенитета. При этой процедуре государства, осуществляя на практике свои суверенные права, делегируют часть своей суверенной компетенции наднациональному органу, как они это часто делают при вступлении в Международные межправительственные организации. Одновременно это позволяет государствам даже расширить область своего суверенитета за счет аналогичных действий со стороны других стран, являющихся членами таких органов и организаций.

Третий подход в наибольшей степени отвечает интересамтех государств, которые желают сохранить за собой максимально возможный объем суверенитета. В этом случае так называемый "международный интерес" представляет та или иная международная организация,

Особой чертой этого третьего подхода является также и то, что он направлен главным образом на "управление" исчезающими природными ресурсами, а не на выработку общих принципов международного права.

Международно-правовой обычай также продолжает играть роль источника МЭП, поскольку многие вопросы охраны и защиты окружающей природной среды в целом и отдельных ее объектов продолжают оставаться неурегулированными с помощью МД.

Примерами источников "мягкого" права могут служить Стокгольмская декларация принципов Конференции ООН по окружающей человека среде 1972г., Всемирная стратегия охраны природы 1980г., Всемирная хартия охраны природы 1982г., Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию 1992г., и др.

Принципы экологического правасоставляют основу рассматриваемой отрасли, а их соблюдение может служить мерилом правового и социального характера государства, эффективности всей деятельности по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей среды, защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечению экологической безопасности.

Международное экологическое право основано как на общих принципах права, так и на принципах данной отрасли. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;

- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;

- научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

- охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;

- независимости контроля в области охраны окружающей среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

- учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

- приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;

- обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Приведенный перечень принципов не является ни исчерпывающим, ни полным. Процесс формирования принципов экологического права продолжается параллельно с совершенствованием и дальнейшим развитием международного экологического законодательства.

Наши рекомендации