Процесс политического анализа

Рассматривая политический анализ как специфический исследовательс­кий процесс, можно выделить его внутренние логические этапы, которые предопределяют успешность познавательно-прикладных действий. С точки зрения американских ученых Дж. Б. Мангейма и Р. К. Рича, к основным этапам этого анали­тического процесса можно отнести следующие*: этап концептуали­зации проблемы, этап ее моделирования, этап составления програм­мы исследования конкретной проблемы, этап выбора методов ее ис­следования.

* См.: Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

Смыслом начального этапа политического анализа являетсякон­цептуализация проблемы. Это предполагает рассмотрение конкретной ситуации с точки зрения ее влияния на реализацию интересов важ­нейших политических субъектов, на деятельность органов государ­ственного управления, их взаимодействия с зарубежными партнера­ми и вообще существенное изменение политического контекста. Вы­явление такой проблемы предполагает тщательный сбор информации, формулировку проблемы с характеристикой ее наиболее отличитель­ных черт и структурных компонентов, отличий от иных проблемных ситуаций.

На втором этапе осуществляетсямоделирование проблемы, т.е. выработка представлений, несколько упрощающих, но одновремен­но предполагающих целостное восприятие ее наиболее значимых эле­ментов, структуры, внешней и внутренней формы. Как правило, та­кая модель строится на основе определенной исследовательской ги­потезы, в рамках которой выявляются и уточняются важнейшие параметры проблемы. Уточнение характеристик проблемы осуществляется за счет последовательной операционализации, т.е. трансформа­ции абстрактных, качественных оценок, характеризующих понятие этой проблемы, в визуально наблюдаемые показатели, способные дать количественное описание ее изменений. Уточнение шагов и действий при проведении такого рода наблюдений составляет содержание про­цедуры инструментализации. А завершающим эти действия шагом яв­ляется измерение проблемы, т.е. выделение соответствующих индикаторов (объективно измеряемых показателей состояния ситуации с известными предельными значениями), которые раскрывают при­чинно-следственные связи, вырабатывают критерии успешных и не­удачных действий, определяют постоянные и переменные показате­ли как позитивных, так и негативных изменений ситуации и т.д.

В принципе эти действия упрощают содержание ситуации до ее основных значений и формализуют их. В идеале моделирование стре­мится к максимальной формализации, предполагающей использова­ние математического аппарата для описания данных политических явлений. С этой точки зрения моделирование представляет собой про­цесс рационализации представлений исследователя, в результате ко­торого на основе уточнений параметров ситуации и перехода от ка­чественных оценок к количественным проблема предстает как впол­не измеряемое явление, изменение параметров которого можно проверить. В целом процесс моделирования должен быть логически непротиворечивым, подчиненным задачам верификации выводов.

Следующий, третий, этап – это этапсоставления программы иссле­дования, обоснования и формулировки логики исследования конкрет­ной проблемы. В рамках данного этапа формулируются конкретные цели исследования (с учетом того, что должно быть достигнуто в результате изучения проблемы), уточняются значения переменных показателей в рамках различных альтернатив решения поставленной задачи, детально описываются организация и проведение наблюдений. Таким образом, на этом этапе специально обозначаются формы влияния наиболее важ­ных (структурных) факторов, последствия их позитивного и негатив­ного воздействия на решение проблемы, формулируются различные альтернативы, прогнозы относительно предположительной динамики ситуации, вырабатывается стратегия действий субъекта и т.д.

Задача такой программы – упорядочение эмпирических данных. Но в результате ее решения по сути дела формируется многоуровне­вая исследовательская конструкция, которая связывает воедино все имеющиеся и получаемые знания и предполагает постепенное раз­вертывание исследований в направлении решения конкретной прак­тической задачи. Поэтому разработку такой программы можно расце­нивать как образование самокорректирующегося способа овладения ситуацией.

В зависимости от того, ситуация какого характера анализируется и, соответственно, какой тип целей превалирует, могут формироваться различные программы политического анализа: прогностичес­кие, направленные на исследование будущей гипотетической ситуа­ции; актуальные, связанные с анализом текущей ситуации, и ретро­спективные, ориентированные на поиск новых подходов к прочтению уже произошедших событий.

Принципиальное значение имеет и четвертый этап – этапвыбо­ра методов исследования проблемы и решения конкретной задачи. Как уже отмечалось, применяемые на данном этапе методики имеют междисциплинарный характер. Тем не менее решение любой конк­ретной задачи всегда предполагает выбор приоритетных средств и приемов исследования, который определяется характером самой про­блемы, подготовленностью аналитиков, условиями, в которых осу­ществляется анализ. При всех вариантах такой выбор непременно тре­бует сочетания качественных и количественных, теоретических и эм­пирических подходов и т.д. Применяемые методы также могут разниться и по своей форме («мозговой штурм», индивидуальная или групповая экспертиза и т.д.).

Наряду с отбором методов исследования неотъемлемой составной частью этого этапа является определение правил, процедур, уточне­ние последовательности операций, упорядочивающих применение разнообразных техник и методик познания. Такие правила примене­ния методов основаны на логически последовательных методических и организационных процедурах, которые объединены целями полу­чения достоверных данных о явлении и использования этих результа­тов на практике.

В результате применения политического анализа формируется зна­ние, выраженное в форме либо окончательной или промежуточной рекомендации, совета, либо установки на действие, которое в даль­нейшем необходимо донести до «заказчика». Иногда же, при крайней неясности ситуации, это может быть не только готовая рекоменда­ция, но даже сама формулировка проблемы, лишь в малой степени снижающая неопределенность знаний об исследуемой ситуации и проясняющая позиции «заказчика».

Принципиальное значение для политического анализа имеют сбор и постоянное уточнение поступающей информации. Для выработки профессионального совета, выбора соответствующих технологий ре­шения задачи информация должна отвечать требованиям:необходи­мости (что означает прежде всего ее соответствие характеру решае­мой проблемы),минимальной достаточности для полноценного рас­смотрения проблемы,надежности (она должна быть достоверной) и своевременности (т.е. представленной в нужное время и в нужном месте). При этом необходимо стремиться к тому, чтобы она могла исчерпать потребности аналитика в сведениях о конкретной ситуа­ции. Должна она предполагать и воспроизводимость результатов ана­лиза, возможность их проверки.

Наши рекомендации