Духовная эрозия: врата зла
В древности под эсхатологической гибелью человечества понимался ее духовный, а не биологический аспект. Выродившись духовно, как следствие, человечество умрет и физически – предрекали пророки в каждой из религиозных традиций. Приоритетная этологическая установка заключалась в спасении души.
Традиционалистскому императиву «спасайте свои души» современная цивилизация противопоставляет другую максиму, а именно, сбережения тела. Модернизация, решая задачу высвобождения человека из пут традиций, разрушила закрепленные религиозными нормативами традиционные добродетели.[445]
Может ли быть модернизировано сакрализованное знание? Оказывается, может. Демонстрацией такой возможности явился христианский модернизм. Слово «христианский» обнаружило, впрочем, в скором времени свою необязательность. На пути модернизации содержание религии все более выхолащивалось, замещаясь человеческим истолкованием. Такие истолкования могли индивидуально варьировать. Будучи сведена к индивидуальному опыту религия как феномен коллективного сознания фактически растворялась.[446]
Первоначально на смену ей пришла религиозная философия. Однако, не имея в своей основе традиционалистски закрепленного ядра философия в скором времени вышла за рамки религии. Далее секуляризм распространился уже на сферу массового сознания. Субъективизм этической максимы привел к стиранию различий добра и зла. Если добродетели продолжают еще номинироваться в качестве модернистской дидактики, то категория зла оказывается совершенно не определена.
Даже современное христианство каким-то удивительным образом обходит всю сюжетную линию о системе ценностных координат. Добро и зло в прежнем своем традиционалистском понимании меняются местами и комбинируются друг с другом. Модерн создал в области морали некий этический гибрид. Но смешанное со злом добро утрачивает свою изначальную природу (рис.2.2.1)[447], так как ложка дегтя делает некондиционной бочку меда.
Что есть зло для современного секулярного общества? Прелюбодеяние, содомия, мошенничество, корыстолюбие, праздность, эгоизм – все эти пороки открыто и акцентированно популяризируются современными средствами массовой информации.[448] Что же до зла мирового масштаба, то сама проблема такого рода в сознании секулярного общества отсутствует. Сама ее постановка облекается в формы гротеска, эпатажа, психо-социальных девиаций, фобий и маний.[449]
Рис. 2.2.1. Координаты добра и зла в исторической эволюции
Постмодернизм обнаруживает все признаки описанной в откровении Иоанна Богослова инверсии. Под видом добра осуществляется планетарной проект универсализации зла. Формируется возведенная на данной платформе новая система глобального мироустройства, вызывающая устойчивые ассоциации с предрекаемым приматом определенно не добра.