Рабовладельческий (античный и азиатский);
Феодальный;
Буржуазный;
Социалистический.
5. Смешанного типа – при переходах от одной формации к другой и исторически переходный тип (государство диктатуры пролетариата), которое существует временно и предполагает полный слом старого ны и создание нового типа государства. - Классификация Роберта Даля – по степени демократизации власти:1. Демократическая;2. Авторитарная;3. Тоталитарная.- Классификация Габриэля Алмонда – по типу политической культуры: 1. Англо–американский(демократический стабильный);2. Европейско–континентальный(демократический нестабильный);3. Доиндустриальный(развивающиеся страны, недемократический, нестабильный);4. Тоталитарный (однородная политическая культура, высокий уровень интеграции, которые достигается путем насилия).
16. Политический режим. Тоталитаризм и его сущность и разновидности.
Политический режим – система методов, используемая государством для осуществления своих властных полномочий и функций + уровень обеспечения властью прав и свобод своих граждан.
Тоталитарный режим: полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:
- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.
- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).
- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).
- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.
- Подавление инакомыслия. Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.
Разновидности: фашистская диктатура, диктатура пролетариата, …
17. Авторитаризм: его характерные черты и разновидности.
Авторитарный режим: сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.
- Неограниченная власть в руках одного лица.
- Фиктивная многопартийная система.
- Отсутствие реальной оппозиции.
Разновидности: абсолютная монархия, диктатура, военная диктатура.
18. Демократия: понятие, принципы.
Демократический режим: либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:
1. Источник власти – народ.
2. Выборность и регулярная сменяемость органов власти.
3. Конкурентная многопартийная система.
4. Легальная политическая оппозиция.
5. Реальная свобода слова.
6. Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.
19. Политические режимы и их сравнительный анализ.
1. Демократический режим: либеральные методы управления, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм. Методы воздействия ограничены законом и находятся под контролем со стороны общества. Признаки:
- Источник власти – народ.
- Выборность и регулярная сменяемость органов власти.
- Конкурентная многопартийная система.
- Легальная политическая оппозиция.
- Реальная свобода слова.
- Стремление к созданию гражданского общества и правового государства.
2. Авторитарный режим: сосредоточение власти в одних руках, методы управления путём принуждения и репрессий, неприкрытое ограничение прав и свобод личности. Руководители – абсолютный монарх, диктатор, вождь с неограниченным авторитетом.
- Неограниченная власть в руках одного лица.
- Фиктивная многопартийная система.
- Отсутствие реальной оппозиции.
3. Тоталитарный режим: крайняя форма авторитаризма. Полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизни общества, их жёсткая регламентация и преимущественно репрессивные методы управления и принуждения. Признаки:
- Жёсткая регламентация всех сторон жизни общества, в основном на основе какой-либо идеологии. Всё, что не разрешено, то запрещено.
- Тотальный контроль властей за всеми сферами жизни общества и деятельностью его членов. Даже над личной жизнью (о чём думают и говорят).
- Репрессивная система правосудия: максимальные меры наказания, обвинительный уклон, уголовные меры наказания (не штрафы, а тюрьма).
- Однопартийная система, отсутствие и подавление политической конкуренции.
- Подавление инакомыслия. Возможные очаги сопротивления режиму подавляются в зародыше; гражданам запрещено публично обсуждать и оценивать правящий режим; исключена свобода печати, слова и отстаивания своего мнения.
4. Военно-диктаторский режим: захват и удержание власти военными под предлогом наведения порядка + военно-полицейские методы управления, ограничение прав и свобод личности. Признаки:
- Сосредоточенность власти в руках военных.
- Значительное ограничение демократических прав и свобод.
- Произвольное нарушение властью конституционно провозглашённых прав и свобод под предлогом наведения и сохранения порядка в стране.
20. Роль выборов и политической жизни общества. Избирательное право: принципы и виды. Абсентеизм.
Выборы – способ формирования системы представительской власти, осуществляемый путём голосования.
Должны быть свободными, периодичными, обязательными, открытыми, гласными, альтернативными (минимум 2 кандидата), справедливыми (объективными и защищёнными от фальсификаций).
Роль выборов:
1. Представительство общественных интересов (разных социальных групп и слоёв).
2. Легитимация власти: власть, избранная народом, является законной.
3. Социальный барометр политической жизни: степень влияния разных политических сил, отношение граждан к политическому режиму, правящей элите и оппозиции.
4. Рекрутирование политической элиты.
5. Институализация участия граждан в политической жизни страны.
6. Политическая социализация граждан: адаптация к данной политической системе.
Избирательное право – 1) право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти; 2) Совокупность юридических норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.
Виды избирательного права:
1) Активное – право голосовать;
2) Пассивное – право избираться.
Принципы избирательного права:
1. Принцип всеобщности – участвуют все взрослые и психически здоровые граждане.
2. Принцип равенства – каждый гражданин участвует в выборах на равных основаниях с другими.
3. Возрастной ценз – право участвовать в выборах с определённого возраста.
4. Ценз гражданства – избирательные права предоставляются только гражданам.
5. Принцип тайного голосования – исключение контроля за волеизъявлением (закрытая кабина).
6. Принцип прямого избирательного права – голосование непосредственно, лично. Косвенное избирательное право – голосование через избранную коллегию представителей (избрание президента США).
7. Ценз осёдлости – условие проживания на данной территории не менее определённого срока (в Японии – 3 месяца).
8. Ценз пола – признание избирательных прав только за мужчинами (некоторые мусульманские страны).
9. Имущественный ценз – право участия в выборах только при наличии имущества определённого размера или уплаты налогов.
Абсентеизм – уклонение от участия в голосовании. Причины – аполитичность, отсутствие достойных кандидатов, неверие в возможность личного влияния на ситуацию в стране, + «бытовой» абсентеизм – плохая погода, болезнь, отсутствие в городе.
21. Избирательные системы и их виды.
Избирательная система (электоральная формула) – способ определения результатов выборов.
Три основных вида:
1. Мажоритарная (принцип большинства голосов): побеждает кандидат, набравший большинство голосов. Разновидности: относительного большинства голосов (кандидату надо набрать голосов больше, чем любому из его соперников) и абсолютного большинства голосов (кандидату надо набрать 50 % голосов + 1 голос). Австралия, Бразилия, Франция. Россия – на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.
2. Пропорциональная (голосование за списки кандидатов, выдвигаемые партиями): распределение мандатов между партиями осуществляется пропорционально числу поданных голосов. Действует заградительный барьер (определяется минимальное число голосов, которое должна собрать партия для участия в распределения мандатов). Австрия, Дания, Бельгия, Латвия, Швейцария, Нидерланды.
3. Смешанная (соединяет преимущества обеих систем и смягчает их недостатки): либо с доминированием какого-либо типа, либо уравновешенное. Армения, Германия, Литва, Мексика, Япония.
22. Теории происхождения государства. Сущность государства, его основные признаки и функции.
Государство – основной институт политической системы общества. Управляет обществом, охраняет его политическую и социальную структуру на основе права с помощью специального механизма (аппарата).
Признаки:
- наличие системы органов и учреждений (представительных, исполнительных, судебных), осуществляющих функции власти;
- наличие права, системы норм, обязательных для исполнения всеми членами общества;
- наличие определённой территории, на которую распространяется власть и юрисдикция (законы) этого государства;
- исключительное право взимать налоги и сборы с населения.
Функции:
1. Внешние:
-защита общества от внешних врагов
-развитие отношений с другими государствами;
2. Внутренние:
- политическая (осуществление политической власти),
- правовая (разработка и реализация законов, защита прав и интересов граждан),
- экономическая(налоговая политика, кредиты, вложения, санкции),
-организаторская(принятие решений, координирование, контроль),
- социальная(забота о гражданах),
-культурно-образовательная(создание условий для удовлетворения культурных и образовательных запросов людей).
Теории происхождения государства:
1. Патриархальная теория (древняя Греция): государство – продолжение отцовской опекунской власти в семье, осуществляемой к общей пользе.
2. Теологическая концепция: государство – священный и неприкосновенный институт, дарованный Богом для организации жизни людей. Фома Аквинский, Августин Аврелий.
3. Теория общественного договора. Локк, Гоббс, Руссо: государство – результат своеобразного договора индивидов с целью обеспечить правопорядок, гарантирующий пользование естественными правами и собственностью.
4. Теория «насилия» или «захвата». Гумплович, Каутский: государство – результат акта насилия, завоевания одного народа другим, более сильным и организованным.
5. Социально-экономическая (марксистская) концепция: государство – результат общественного разделения труда и появления классов, находящихся в антагонизме, для поддержания господства одних классов над другими. Маркс, Энгельс
6. Расистская концепция: государство - продукт естественного отбора среди людей по их биологическим или личностным качествам для установления господства «высших» людей над «низшими». Ницше, Чемберлен.
23. Формы государственного правления и их характеристика.
1. Монархия: формальный источник власти – монарх. Власть передаётся по наследству. Устойчивая форма правления.
- Абсолютная – власть полностью в руках монарха. Немного стран. Саудовская Аравия.
- Конституционная – ограниченная или номинальная власть монарха как символа нации. Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания, Дания и пр.
2. Республика: формальный источник власти – воля народного большинства. Глава государства сменяем.
- Президентская – страной руководит одно лицо, избранное населением.
- Парламентская – страной руководит коллективный выбираемый орган.
- Смешанная (полупрезидентская) – страной руководят и президент, и парламент одновременно.
- Теократическая – страной руководит духовенство. Ватикан.
24. Государственно-территориальное устройство.
1. Унитарное государство – единое государственное образование, разделённое на административно-территориальные единицы, имеющие одинаковый юридический статус и не обладающие самостоятельностью. Франция, Польша, Беларусь.
2. Федерация – союзное государство, в которое входят составные единицы (республики, земли, штаты, кантоны и пр.), у которых есть свои права, сопоставимые с правами центра. У федерации есть 2 уровня власти: федеральная и местная, + двухпалатный парламент, представляющий интересы как субъектов федерации, так и всей федерации в целом. США, Российская Федерация, СССР.
3. Конфедерация – государственное правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель – проведение единой политики, решение совместных оборонных, экономических и пр. задач. Самое неустойчивое объединение. Объединённая Арабская республика – союз Сирии и Египта, Сенегамбия – Сенегал и Гамбия.
25. Правовое государство: сущность, принципы, пути формирования. Социальное государство. Основные направления, цели, методы социальной политики социального государства.
Правовое государство – государство со стабильным законодательством, где право первенствует над властью.
Принципы:
1. Незыблемость конституции, которую не вправе преступать даже само государство; стабильная система законодательства; главенство конституции и законов над остальными актами, распоряжениями и указаниями.
2. Равенство всех граждан перед законом.
3. Ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством: полная гарантия прав и свобод, защита от произвола власти + защита властью общества от покушения на него антисоциальных элементов.
4. Наличие эффективной системы правоохранительных органов, подчиняющихся только закону.
5. Развитое правовое сознание граждан и должностных лиц, уважение к закону.
Социальное государство – государство, ориентированное на социальную справедливость(право на труд и его достойное вознаграждение, справедливое распределение материальных благ) и решение социальных проблем (рост материального благосостояния граждан, охрану их здоровья, духовное развитие, получение образования).
Методы легитимные, демократические, основанные на социальной справедливости.
26. Гражданское общество: понятие и характерные черты.
Гражданское общество – в котором осуществляется превращение «подданных» государства в свободных граждан, способных делать самостоятельный выбор (политический, идеологический и пр.)
Признаки:
- Существенное ограничение государственного вмешательства в экономическую деятельность граждан;
- обеспечение широкого круга их экономических, политических, культурных прав и свобод.
27. Глава государства и его роль в структуре высших органов государственной власти.
Глава государства – человек или орган, считающийся верховным представителем государства. Соединяет законодательную, исполнительную и судебную власти.
В США президент является главой исполнительной власти. В Германии президент имеет лишь представительские функции. В других странах также является главой высшей судебной и/или законодательной власти и/или верховным главнокомандующим вооружённых сил страны.
В республиках главой государства является Президент или парламент, в монархиях — король или королева, в Японии — император.
Президент РФ назначает выборы в Государственную Думу и распускает её, пользуется правом законодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроект, подписывает и обнародует законы. Но: он не может принимать законы, а издаваемые им нормативные акты не должны противоречить Конституции и основным законам.
28. Правительство: порядок формирования, полномочия и функции.
Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти, осуществляющий руководство государственным управлением. РБ – Совет министров.
Состоит из членов правительства (министров) и возглавляется главой государства или премьер-министром.
Функции:
- приводит в жизнь законы, принятые высшим законодательным органом,
-осуществляет оперативное управление государственными делами,
- обеспечивает порядок в обществе и охрану прав граждан.
Формируются двумя основными способами:
1. Парламентским (в странах с парламентарной формой правления: парламентская республика, монархия, смешанные республики.). Формируется партией или коалицией партий, имеющей большинство мест в нижней палате парламента.
2. Внепарламентским(в президентских республиках, некоторых формах монархий и смешанных республик). Правительство формируется президентом.
Полномочия:
- разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
- обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
- осуществляет управление федеральной собственностью;
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
29. Политические партии: понятие и происхождение. Типы и функции политических партий.
Политическая партия – организованная группа единомышленников, представляющая интересы определённой части народа и ставящая целью их реализацию путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении.
Появились в древней Греции (клиентеллы – группы в поддержку какого-либо деятеля). В современном понимании – с 19 века. Цель – завоевание и осуществление политической власти. Есть детальная политическая программаиустав. Есть организационная структура в центре и на местах. Активно участвуют в выборных кампаниях.
Типы:
- по социальному признаку (какие социальные слои, страты представляет: буржуазные, крестьянские, рабочие и пр.);
- по идеологическому признаку (консервативные, либеральные, социалистические, коммунистические, националистические, клерикальные (религиозные) и пр.);
- по организационному признаку (кадровые – без фиксированного членства, свобода внутри партии, подбирают кандидатов во власть; массовые – жёсткое фиксированное членство, взносы, иерархия, ведут идеологическую работу);
- по ориентации, методам достижения целей (левые – социалистическая и коммунистическая направленность, радикально-революционные методы; правые – консервативные и буржуазные ценности, поддержка традиций, против реформ и революций; центристские – за умеренные нерезкие перемены и эволюционный путь развития, методы – реформы и компромиссы).
- по отношению к существующему режиму (правящие – победившие на выборах и сформировавшие правительство и оппозиционные – лишённые возможности влиять на формирование правительства, находящиеся в противостоянии власти и критикующие её).
Функции:
- Выражение интересов определённых страт и попытка реализации этих интересов;
- Участие в формировании правительства;
- Выработка курса социально-политического развития страны;
- Осуществление политической власти или попытка влиять на неё.
30. Партийные системы и их характеристика. Переход от однопартийности к многопартийности в России и Беларуси.