Придворная лирика каллимаха
Одним из главных и наиболее типичных представителей эллинистической поэзии является Каллимах из Кирены в Африке, происходивший из знатного рода. По-видимому, он получил образование в Афинах в школе перипатетиков и был приглашен в Александрию Птолемеем II Филадельфом. Ему было поручено заведование библиотекой. Пользуясь ее материалами, он написал много научных трудов. Каллимах имел большое число учеников и возглавлял художественное направление, тяготевшее к изысканной разработке малых форм.Каллимах был чрезвычайно плодовитым писателем, Работая в Александрийской библиотеке, он составил «Таблицы» — в 120 книгах. По-видимому, это были аннотации научных и художественных сочинений. Он оставил также «Записки», содержавшие собрание рассказов о достопримечательных событиях, географические описания, заметки по искусству, мифологии. Личность Каллимаха более всего видна из его эпиграмм. У Каллимаха эпиграмма получает законченный вид краткого и меткого стихотворения, иногда сатирического содержания. Основным произведением Каллимаха был сборник «Причины» в 4 книгах. Заглавие сборника, в котором были собраны многочисленные коротенькие элегии, было связано с тем, что в нем давалось объяснение происхождению различных праздников, обрядов, обычаев, культов, географических названий и т. п. Туда же Каллимах включил некогда самостоятельную элегию «Локон Береники. В основу стихотворения положено следующее реальное событие. Юный царь Птолемей III вскоре после свадьбы отправился в далекий военный поход. Его супруга Береника, бывшая киренская принцесса, в день прощания обрезала косу и возложила ее в храм Арея в залог благополучного возвращения мужа. Но наутро коса неожиданно исчезла из храма. Придворный астроном заявил Конон поспешил утешить царственную чету тем, что он «открыл» новое созвездие, которое и является перенесенным на небо локоном царицы (созвездие это и поныне сохранило наименование «Волосы Вероники»). Как придворный поэт, Каллимах счел необходимым прославить это «событие». Элегия представляет собой монолог локона, который рассказывает о своей судьбе в преувеличенно-патетическом стиле, с многочисленными учеными украшениями, но не без обычной для Каллимаха лукавой иронии. Локон скорбит о том, что ему пришлось расстаться с головой царицы; он уступил лишь непреоборимой силе «железа» (т. е. ножниц) и заканчивает пожеланием вернуться на старое место, хотя бы строй светил оказался при этом нарушенным.
68. Проблема женоненавистничества в понимании древних (на материале комедии Аристофана «женщины на празднике Фесмофорий», сведений о восприятии греками трагедий Еврипида «Медея» и «Ипполит»)
К числу самых сильных трагедий Эврипида принадлежит «Медея» (431 г.). Медея — мифологическая фигура из цикла сказаний об аргонавтах. Еврпипид дал Медее образ страстно любившей, но обманутой женщины. Медея пожертвовала всем для своего мужа Ясона; предав своих родных, она спасла ему жизнь и помогла ему добыть золотое руно и даже, по одному из вариантов трагедии убила своих детей. Чувство Медеи оказалось обманутым, ее любовь обратилась в ненависть.
Афинская театральная публика холодно встретила трагедию «Медея», признававшаяся впоследствии одной из самых замечательных трагедий античности, и получила лишь третий приз, равносильный провалу.
Интересна в этом отношении и трагедия «Ипполит». Миф об Ипполите — один из греческих вариантов широко распространенного сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного юношу, не пожелавшего разделить ее любовь. Обе трагедии написаны в достаточно реалистическом стиле. Женщины в них изображены то порочными, какими их сделал общественный гнет, которому они подвергались, то наделенными высшими добродетелями, однако в настолько реалистических, знакомых и привычных красках, что они становились действительно женами, сестрами или дочерьми зрителей, все в Афинах были возмущены и Еврипида стали обвинять в женоненавистничестве.
Использование таких образов, как Медея и Федра, для того, чтобы создать Еврипиду репутацию «женоненавистника» является неправильным.Особенно усердствовали в этом отношении комедийные поэты. Ситуация, сложившаяся вокруг Еврипида, послужила для Аристофана поводом к написанию комедии "Женщины на празднике Фесмофорий". Эврипид в «Женщинах на празднике Фесмофорий» - женоненавистник, безбожник, хитрец и обманщик. Важно отметить, что вместе с мотивами женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством в драмах Еврипида и жестокостью, весьма видное место занимают мотивы супружеской и материнской любви.