Египет в III тыс. до н.э. Экономическое и политическое развитие
Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели (в конце IV тыс до н. э.) первых протогородских центров. Одним из них становится протогород на месте Библа (археологический слой Библ IV).
В начале III тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье Ханаанеи расселяются из Сирии в Палестину. Они возводят основные города будущей Финикии (прибрежные ханаанеи) — собственно Библ (археологический Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX—XXVIII вв. до н. э.). Библ III тыс до н. э. был благоустроенным поселением с каменной стеной, улицами, храмами. Для Библа характерно развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой. Видимо, вывозились также вино и оливковое масло. Из Египта в Библ привозились бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное оружие из золота и серебра.
В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, скорее всего правителей города. Можно предположить, что к этому времени здесь уже сложилось политическое образование — город-государство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время было очень велико.
Угарит
Типичным городом-государством этого времени является Угарит, ведший обширную торговлю с Двуречьем, Египтом и Малой Азией, Палестиной, а также заморскими странами. В городе имелся особый квартал, населенный микенскими купцами из Греции. Отсюда микенские изделия ввозились в глубь страны. На небольшой, но густо заселенной территории Угарита, ограниченной нижним течением Оронта и Средиземным морем, было развито зерновое хозяйство и садоводство. Особенно много вырабатывалось вина и оливкового масла. Сельское хозяйство носило товарный характер. Цари собирали с сельских общин подати медью и серебром. Расцвет падает на конец XV — начало XII в. до н. э. Все свободное население делилось на 3 сословия: 1) «сыны страны Угарит» — земледельцы-общинники, роль которых постоянно уменьшалась; 2) «царские рабы» — приближенные царя, получавшие от него земельные наделы. 3) «рабы царских рабов» — лица, не имевшие своей земли и сидевшие на землях служилой знати. Это были разорившиеся земледельцы, утратившие свои земли и связь с общиной, и частично пришлые люди, чужеземцы-изгои (хапиру). На царской службе кроме крупных и средних землевладельцев находились также купцы и откупщики, называвшиеся, как и в Вавилонии, тамкарами. Имелись и настоящие рабы.
Крупных завоевательных войн маленькое Угаритское государство не вело, и о рабах-военнопленных сведений пока нет. Основным источником рабства здесь были купля-продажа и долговая кабала.
В начале XII в. до н. э. Восточное Средиземноморье подвергается нашествиям «народы моря». пройдя Юго-Западную Малую Азию и Киликию, обрушились на Восточное Средиземноморье. Они разгромили Кипр, Каркемиш, флот Угарита (сам Угарит одновременно погиб при землетрясении), уничтожили государство Амурру в Ливане, разорили Сидон и Тир и, наконец, напали на Египет, но, отброшенные египтянами, осели на побережье Палестины.
Тир
Финикийским городам не потребовалось много времени, чтобы оправиться от нашествия «народов моря». Уже в XII в. до н. э. Сидон отстроился, а группа выселенцев из него заняла и обустроила Тир (финикийцы стали именоваться «сидонянами»). К концу XII в. до н. э. власть Египта в Азии слабеет и исчезает, и в следующие десятилетия финикийцы самостоятельно осуществляют так называемую великую финикийскую колонизацию Западного Средиземноморья. Ок. 1100 г. до н. э. молодежь Тира основала крупный город Утику в Северной Африке, примерно в то же время создается тирская колония в Испании — Гадир, а затем финикийцы появляются на западе Сицилии, на Сардинии, Мальте и Балеар-ских островах. Тем временем к исходу XI в. до н. э. Тир подчинил себе Сидон и другие города, объединив всю южноцентральную Финикию в «царство сидонян (в общем значении «финикийцев»)». В науке его называют еще Тиро-Сидонским государством. Тиро-Сидонское царство оказалось монополистом международной торговли в масштабах всего Средиземноморья. Наивысшего расцвета оно достигло при царе Ахираме (Хираме, 969—936 гт. до н. э.), эффективно контролировавшем заморские колонии подвластных ему финикийских городов. На востоке Ахирам дипломатическим путем приобрел часть Палестины. При нем широко развернулось строительство. Цитадель столицы (Новый Тир) была расположена на скалистом островке. Здесь было очень тесно и приходилось строить многоэтажные дома. Пресную воду подвозили из материковой части города. Ахирам расширил территорию островка, приказав засыпать щебнем и песком морские протоки. На отвоеванной у моря земле была оборудована рыночная площадь и воздвигнуты богатые храмы богу Мелькарту и богине Астарте.
Показательно, что в X—IX вв. до н. э. тиро-сидонские цари не вели ни одной войны на материке. Все их внимание было устремлено на морские пути.
Цари, судя по всему, стремились к установлению деспотического правления, что вызывало противодействие в среде крупных купцов и рабовладельцев. Олигархические тенденции возобладали, и в конце IX в. до н. э. царская власть в Тире ослабевает. Усиливается роль купцов, в отличие от тамкаров Вавилонии и Угарита действующих самостоятельно и отправляющих за море собственные торговые флотилии.
8 Египет эпохи ХVIII династии: изменение в экономике, сословной структуре. Религиозно-политические реформы Аменхотепа IV.
Социальные отношения: египетское общество делилось на три основных класса: господствующий класс собственники
(рабов, домов, мастерских, поместий, различных богатств).Класс мелких производителей (земледельцев и ремесленников) Класс подневольных и рабов ( не имеющих собственных средств). Однако в эпоху Нового царства произошли серьезные изменения внутри каждого из этих классов, укрепились одни слои, появились новые, прежде занимавшие прочное положение в обществе потеряли свое значение в социальные прослойки. Важным изменением было распространение и укрепление рабовладельческих отношений. Рабы пявлялись за счет пленников. Большая часть рабов принадлежала к иноземцам — жителям Палестины, Сирии, Финикии, ливийцам, нубийцам и др. Множество рабов находились в руках знати. Однако в Египте Нового царства было появление у слоя мелких рабовладельцев, собственников одного-трех рабов. В египетских документах сообщается о распределении рабов среди рядовых воинов египетской армии.
Происходят серьезные изменения в составе господствующего класса, и прежде всего усложнение его структуры. Появляется прослойка мелких и средних владельцев, людей незнатного происхождения, занимавших низшие и средние посты в египетской администрации, получивших от фараона небольшое имущество, в том числе и рабов. Эти люди, обязанные своим благополучием царским благодеяниям, стали прочной социальной опорой фараонов. Наряду с этой прослойкой внутри господствующего класса выделяются еще две социальные группы: служилая аристократия и армия, группирующийся вокруг фараона. Верхушка номовой знати и высшегожречества, на первых порах поддерживавшая политику египетских фараонов XVIII династии, получила огромные дары после каждого успешного похода. Фараоны-завоеватели Яхмос I, Аменхотеп II, Тутмос III вносили в фонды храмов и особенно в фиванские храмы Амона щедрые дары в виде десятков тысяч военнопленных, сотен тысяч голов скота, огромные материальные ценности. Быстро росли богатства за счет завоеваний и у представителей наследственной знати, занимавшей высшие посты в армии и государстве.
Располагая огромными людскими и материальными ресурсами, номовая знать и высшее фиванское жречество стали с подозрением смотреть на неродовитых людей, пользовало свое влияние на формирование политики фараонов. Между номовой знатью и фиванским жречеством, намечается нарастание противоречий, которые вылились в религиозную реформу Эхнатона. Приток многих ценностей после успешных завоеваний, общее оживление экономической активности оказали благоприятное воздействие на положение основной массы египетского населения. Однако, пока завоевания были удачными, положение основных производителей. Было достаточно прочным, но как только ослабевала военная мощь Египта, их благосостояние ухудшалось, налоги и поборы увеличивались, эксплуатация возрастала.
Реформы Эхнатона:Египтяне поклонялись многим богам, и наиболее почитаемым из них строились пышные храмы, при которых создавались богатые храмовые хозяйства, насчитывавшие пахотные земли, тысячи голов скота, толпы невольников, ценности. Культовые обязанности отправлял обширный штат жрецов. Храмовые хозяйства входили в состав государственных владений, и налоги с них регулярно поступали в царскую казну, тем не менее, они пользовались значительной автономией, а львиная доля их доходов обогащалажречество. Особым влиянием при XVIII династии пользовался культ фиванского бога Амона, покровителя царствующего фараона, главного божества египетского государства. Аменхотепе IV, который предпринял попытку провести радикальную религиозно-политическую реформу, целями которой были, с одной сторон, изменения в египетской религии, с другой — уничтожение политического влияния высшего жречества. Аменхотеп IV (1365—1348 гг. до н. э.) с самого начала своего правления стал выдвигать на первое место в египетском пантеоне бога солнечного диска — Атона, ранее второстепенное божество, противопоставляя его могущественному царю богов Амону-Ра, что, естественно, встретило ожесточенное сопротивление фиванского жречества. В борьбе с оппозицией фараон на шестом году правления своим указом провозглашает верховным и единственным богом всего Египта Атонаа все другие традиционные боги, в том числе и великий Амон-Ра, теряют свою силу и превращаются во второстепенных прислужников верховного бога Атона. Сам фараон, объявленный единственным сыном Атона, меняет свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на имя Эхнатон («угодный Атону»). По его приказу меняют имена члены его семьи и придворные. Фараон покидает Фивы, местопребывание Амона-Ра, и поселяется в новой столице Ахетатоне (т. е. «Горизонт Атона»), где господствует новое божество Египта и всего мира — великий Атон. Здесь, в Ахетатоне (Телль-эль-Амарна), был построен новый город с роскошным дворцом фараона,
государственными учреждениями, ремесленными мастерскими, домами вельмож, великолепным храмом Атона.
Бог Атон понимался как единое божество всего мира, создатель Египта и других стран, он изображался в виде
солничного диск са исходящими на землю лучами-руками, дарующими людям свет, тепло и благополучие. В проведении своей радикальной реформы Эхнатон опирался на поддержку слоя новой служилой знати, но не нашел подержки. В скорое Эхнатон умер , а его преемники, в том числе и Тутанхатон не смогли противостоять всеобщей оппозиции новому культу Атона, и он был отменен. Уже Тутанхатон оставил новую столицу и переселился в Мемфис. Свое тронное имя он изменил и стал Тутанхамоном. Почитание Амона-Ра было восстановлено в полном объеме, а культ Атона, память и имя его фанатичного приверженца Эхнатона были преданы проклятию и вечному забвению.