Культурная революция в СССР
Цели | Социальные последствия | |
Утверждение марксистской идеологии в качестве государственной («революция в умах») | Преследование всех других идейных течений и установление монополии сталинизма в духовной жизни общества; идеологическая автаркия | |
Создание государственной системы образования; обеспечение всеобщего начального образования | Ликвидация неграмотности населения; идеологическая унификация и прагматизация образования | |
Формирование социалистической интеллигенции | Создание многочисленной советской интеллигенции, работающей под жестким партийно-государственным контролем; невостребованность значительной части творческого потенциала интеллигенции | |
Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве | Унификация и стандартизация творчества художественной интеллигенции; подавление других литературно-художественных направлений | |
Развитие науки и техники | Использование крупнейших достижений фундаментальной науки в интересах ВПК; неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники |
Комментарии
С 1920-х г. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.
Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.
2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг. и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, образования, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически – сталинизма.
3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру – в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.).
4. Развертывание советской индустрии, экономики в целом на основе самодостаточности, автаркии обусловливало действие такой тенденции, как усложнение, дифференциация. Мощное развитие получила наука. Для обслуживания десятков новых отраслей создавались учебные заведения, готовились специалисты по десяткам новых специальностей для работы на производстве и в научных учреждениях.
Советский рабочий класс
Комментарии
Словом «пролетарий» в Древнем Риме называли бедняков, у которых не было «ничего, кроме детей». Марксизм утверждал, что только пролетариат, лишенный каких-либо средств производства, частной собственности, может создать справедливое общество, экономика которого будет построена на общенародной собственности на средства производства и сознательном труде без эксплуатации человека человеком.
До революции Ленин доказывал, что сам по себе пролетариат способен выдвигать лишь экономические требования и нуждается в политическом руководстве со стороны Коммунистической партии, которая выступает выразителем воли пролетариата.
После октября 1917 г. пролетариат России получил 8-часовой рабочий день, контроль над производством через фабрично-заводские местные комитеты (ФЗМК), улучшил жилищные условия за счет буржуазии.
В ходе социалистического строительства и особенно индустриализации пролетариат превратился в советский рабочий класс, в самую многочисленную социальную группу советского общества. Если в 1940 г. численность рабочих по всем отраслям народного хозяйства составляла 23,9 млн. человек, то к 1986 г. она выросла до 82,1 млн.
В предпочтительном положении находились рабочие военно-промышленного, топливно-энергетического и транспортного комплексов. Их в первую очередь обеспечивали государственным жильем, более высокой заработной платой, качественным медицинским обслуживанием, бесплатными путевками в санатории, местами в детских садах и т. д. Большая часть интеллигенции, не говоря о колхозниках, отставала по своему социально-бытовому статусу от рабочего класса.
Рабочих в первую очередь принимали в КПСС, награждали орденами и медалями, выбирали в Советы и сажали в президиумы различных собраний. В советском искусстве и литературе рабочий человек был бесспорным героем, производственная тематика была ведущей. В крупных промышленных центрах не всегда было благополучно со снабжением продовольствием и потребительскими товарами, но алкоголя хватало.