Тема 1. 5. СТИЛЬ, СТИЛИСТИКА И СТИЛИЗАЦИЯ.
Сценарист, как правило, использует высшую форму родного языка, а именно язык литературный - обработанную часть общенационального языка, обладающую письменно закрепленными нормами. Литературный язык - это язык газет и журналов, документов и художественной литературы, театра, радио, телевидения и т.п.
Литературный язык функционирует в двух формах: письменной и устной. В сценарии художественного фильма используется письменная форма, в его видео воплощении - форма устная.
В зависимости от целей использования и сферы применения современный русский литературный язык имеет ряд стилевых особенностей.
Стиль есть совокупность средств и приемов художественной выразительности, обусловленных той или иной эпохой, определенным направлением в искусстве, школой, течением, социумом или художественной индивидуальностью автора. Каждому литератору, сценаристу, видеооператору присущ свой особый стиль, служащий словесной одеждой мыслей автора.
Есть стили, которые лучше отнести к стилистике. Стилистика может быть деловой, научной, публицистической. Особое место занимает стилистика художественная в ее прозаической, поэтической и драматургической формах.
Основная функция деловой стилистики — сообщение, информация: административная, юридическая, дипломатическая и т.п. Это - законы, договоры, уставы, протоколы и пр. Деловая стилистика может иметь место в сценарии видео действа, часто в ироническом и юмористическом виде.
Научная стилистика - это информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира, анализ этих явлений. Научная стилистика используется при написании сценария научно-публицестических, познавательны фильмах, иногда в рекламных видео роликах.
Публицистическая стилистика сочетает в себе две функции: информативную и чувственную. Другими словами, читатель, а значит, и зритель, должен не только осознать информацию, но и прочувствовать ее, тем самым быть привлеченным к поддержке той позиции, которую занимает автор. Подобная стилистика часто находит достойное место в сценарии политических программ.
И, наконец, художественная стилистика воздействует на чувства и мысли человека посредством создания художественных образов во всей сложности и противоречивости картин человеческой жизни.
Отметим, что между разными стилистиками существует взаимодействие и взаимопроникновение. Отдельные художественные образные средства могут быть использованы: в публицистическом очерке, в научной фильме, в деловом сюжете.
Для сценария игрового фильма больше характерна разговорная художественная стилистика, поскольку диалоги и монологи сценария должны быть озвучены исполнителями, общающимися между собой. Разговорная стилистика отличается непринужденностью, наличием междометий, восклицательных местоимений и наречий, неполных предложений, восклицательных и вопросительных форм предложений.
В последнее время широкое распространение среди молодежи получила стилистика поп-культуры с широким заимствованием иностранных слов в русской транскрипции («на этом сейшене мы так оттяжно поджемовали»). Явление достаточно уродливое, но, увы, давшее махровые всходы на ниве русской словесности. Серьезно относиться к этому нельзя, но, употребляя подобное арго в контексте фильма чисто саркастически, можно достичь немалого эффекта в негативном отношении зрителя к подобному лексическому недоразумению.
Разговорная стилистика присуща фольклорным и народным литературным формам, исключая эпос.
Что касается стилизации, то это есть намеренное воспроизведение особенностей стиля другой эпохи, литературного течения, творческой манеры другого художника, социального слоя либо подражание этим особенностям. Стилизация - основа пародии, утрирующей чужую художественную манеру.
Тема 1.6. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ.