Тема 1. 5. СТИЛЬ, СТИЛИСТИКА И СТИЛИЗАЦИЯ.

Сценарист, как правило, использует высшую форму родного язы­ка, а именно язык литературный - обработанную часть общенациональ­ного языка, обладающую письменно закрепленными нормами. Литера­турный язык - это язык газет и журналов, документов и художественной литературы, театра, радио, телевидения и т.п.

Литературный язык функционирует в двух формах: письменной и устной. В сценарии художественного фильма используется письменная форма, в его видео воплощении - форма устная.

В зависимости от целей использования и сферы применения совре­менный русский литературный язык имеет ряд стилевых особенностей.

Стиль есть совокупность средств и приемов художественной выразитель­ности, обусловленных той или иной эпохой, определенным направлени­ем в искусстве, школой, течением, социумом или художественной инди­видуальностью автора. Каждому литератору, сценаристу, видеооператору присущ свой особый стиль, служащий словесной одеждой мыслей автора.

Есть стили, которые лучше отнести к стилистике. Стилистика мо­жет быть деловой, научной, публицистической. Особое место занимает стилистика художественная в ее прозаической, поэтической и драматур­гической формах.

Основная функция деловой стилистики — сообщение, информация: административная, юридическая, дипломатическая и т.п. Это - законы, договоры, уставы, протоколы и пр. Деловая стилистика может иметь место в сценарии видео действа, часто в ироническом и юмо­ристическом виде.

Научная стилистика - это информация о разнообразных явлениях окружающего нас мира, анализ этих явлений. Научная стилистика используется при написании сценария научно-публицестических, познавательны фильмах, иногда в рекламных видео роликах.

Публицистическая стилистика сочетает в себе две функции: информативную и чувственную. Другими словами, читатель, а значит, и зритель, должен не только осознать информацию, но и прочувствовать ее, тем самым быть привлеченным к поддержке той позиции, которую зани­мает автор. Подобная стилистика часто находит достойное место в сцена­рии политических программ.

И, наконец, художественная стилистика воздействует на чувства и мысли человека посредством создания художественных образов во всей сложности и противоречивости картин человеческой жизни.

Отметим, что между разными стилистиками существует взаимодей­ствие и взаимопроникновение. Отдельные художественные образные сред­ства могут быть использованы: в публицистическом очерке, в на­учной фильме, в деловом сюжете.

Для сценария игрового фильма больше характерна раз­говорная художественная стилистика, поскольку диалоги и монологи сце­нария должны быть озвучены исполнителями, общающимися между собой. Разговорная стилистика отличается непри­нужденностью, наличием междометий, восклицательных местоимений и наречий, неполных предложений, восклицательных и вопросительных форм предложений.

В последнее время широкое распространение среди молодежи по­лучила стилистика поп-культуры с широким заимствованием иностран­ных слов в русской транскрипции («на этом сейшене мы так оттяжно поджемовали»). Явление достаточно уродливое, но, увы, давшее махро­вые всходы на ниве русской словесности. Серьезно относиться к этому нельзя, но, употребляя подобное арго в контексте фильма чисто саркастически, можно достичь немалого эффекта в негативном отношении зрителя к подобному лексическому недоразумению.

Разговорная стилистика присуща фольклорным и народным лите­ратурным формам, исключая эпос.

Что касается стилизации, то это есть намеренное воспроизведение особенностей стиля другой эпохи, литературного течения, творческой манеры другого художника, социального слоя либо подражание этим осо­бенностям. Стилизация - основа пародии, утрирующей чужую художе­ственную манеру.

Тема 1.6. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДРАМАТУРГИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ.

Наши рекомендации