Стиль и стилизация в дизайне

Стиль является одним из основных понятий, связанных с эволюцией костюма во времени и в человеческом обществе. Можно выделить так называемый иль эпохи, стиль исторического костюма, модный стиль, стиль модельера, фирменный стиль.

Стиль — наиболее общая категория художественного мышления, характеризующая определенный этап его развития; идейная и художественная общность изобразительных приемов в искусстве определенного периода или в остальном произведении; художественно-пластическая однородность предметной среды, которая складывается в ходе развития материальной и художевенной культуры как единого целого, объединяющего разные области жизни. Стиль характеризует формально-эстетические признаки объектов, в которых заложено определенное содержание. В нем выражается система идей и взглядов, в которой отражено мировоззрение каждой эпохи. Поэтому стиль можно

…итать общим художественным выражением эпохи, художественным переживанием человеком своего времени. В стиле проявляется, в частности, идеал красоты, преобладающий в данную историческую эпоху.

Стиль — это конкретное воплощение эмоциональных особенностей и путей мышления, общих для всей культуры и определяющих основные принципы формообразования и типы структурных связей, которые и являются основой Инородности предметной среды на определенном историческом этапе. Такие гили называют «большими художественными стилями эпохи», и они проявляются во всех видах искусства — в архитектуре, скульптуре, живописи, литературе, музыке. Традиционно историю искусства трактуют как последователь-

…бо стилей эпохи романский стиль, (рис… барокко (рис, .2 классицизм, рококо; неоклассицизм …

историзм, модерн (ар нуво сецессион, либерти рис формообразован характерные каждого …pe, …тял… особе ости формообразования истс ….ec

Гис 1.2. Барокко

костюма каждого периода, что дает основание сравнивать формы и пропорциональные членения костюме арлтсмурным формами явинши времени так, риторики костюма часта сравнивают драп ированные хитонь древних феков

…еским …онически вытянуты формы илииныл узоров ..ув: готики устремлен …сь ….ски: соьоров ри…

….жив множество разнообразных «мод» и модных стилей: универсальности

многофункциональностью, целостностью и простотой форм, соответвием потребностям человека и долговременным тенденциям образа жизни. К …сическим относятся такие стили, как английский (английская классика — юм, классические виды верхней одежды), Шанель, джинсовый, вестерн, ри, морской и т.д.

омимо «больших художественных стилей» и «микростилей» существует та-понятие, как «авторский стиль», или «индивидуальный стиль мастера», — совокупность главных идейно-художественных особенностей творчества масте-фоявляющаяся в типичных для него темах, идеях, в своеобразии изобразительно-выразительных средств и художественных приемов. Авторским стилем …чалось творчество таких крупнейших кутюрье и дизайнеров одежды, как Шанель, К. Диор, К. Баленсиага, А.Курреж, Дж.Версаче, К.Лакруа и др. Художественно-пластическая однородность современной предметной среди …юлучила определение «дизайн-стиль». Дизайн-стиль отражает результаты …тического освоения технического прогресса, достижения промышленного щения материалом. Он связан с новейшими материалами и технологиями, …рые способны не только изменять облик вещей, но и придавать новые …ства жизни человека, влияя на процесс взаимодействия вещи и человека…дизайне существует понятие «фирменный стиль» — стилевое единство с элементов промышленной фирмы (от оформления среды до продукции), оектированных для создания определенного запоминающегося образа все-что связано с деятельностью и продукцией предприятия. Фирменный стиль ведется конкретным автором, существует, как правило, вне территориальность границ и носит субъективный характер понятием «стиль» тесно связано понятие «стилизация». Стилизация является

художественным приемом при создании новых произведений искусства. стилизация — намеренное использование формальных признаков и образной темы того или иного стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в новом, необычном для него художественном контексте. а предполагает свободное обращение с прототипами, в частности транс-рмацию форм, сохраняя при этом связь с исходным стилем. В этом случае исторческий источник всегда узнаваем. В отдельные эпохи подражание стилям юсического искусства (античного искусства) было господствующим прин-пом. Так, прием стилизации использовался в классицизме, неоклассицизме

Стилизация как художественный прием служила источником появления вых форм и образов в искусстве модерна. В современном дизайне она сохраняет свое значение, особенно если речь идет о так называемом коммерческом зайне… («корпоративном» дизайне), ориентированном на создание продукции для массового потребителя.

Стилизация в дизайне — это, во-первых, сознательное употребление при-аков того или иного стиля при проектировании изделий (чаще употребляет-в этом значении термин «стайлинг»); во-вторых, прямой перенос наиболее ных визуальных признаков культурного образца на проектируемую вещь, Ще всего в область ее декора; в-третьих, создание условной декоративной Фмы путем подражания внешним формам природы или характерных для первой половины XVI в. Кроме того, в рамках «большого стиля» могут развиваться «микростили». Так, в пределах стиля рококо в 1730—1750-х гг. существо! «микростили»: шинуазри (китайщина) и тюркери (турецкий стиль); bhе стиля модерн (1890—1900-е гг.) можно выделить неоготику, неорусский геометрический стиль и т.п.; в стиле ар деко (1920-е гг.) — египетский, ….ский, африканский, геометрический стили и т.д.

Однако со сменой исторических эпох ушли в прошлое времена «боль художественных стилей»: ускорение темпов жизни человека и общества, витие информационных процессов, влияние новых технологий и массового рынка привели к тому, что переживание человеком своего времени проявляется не в одном стиле, а во множестве стилевых форм и пластических образ Уже в XIX в. появились стили, ориентированные на использованиепрошлого и их смешение (историзм, эклектика). Эклектика стала одной важнейших характеристик культуры XX в., особенно его последней трети культуры постмодернизма (эклектика — смешение различных стилей, … одновременно нескольких стилей), что оказало влияние и на m(j и на костюм. Последним «большим художественным стилем» можно считать наверное, стиль модерн. В XX в. на смену «большим стилям» пришли hoi концепции в искусстве, связанные прежде всего с инновационной сущность искусства авангарда: абстракционизм, функционализм, сюрреализм, поп и т.д., отражавшие мировоззрение человека XX в. Сегодня речь может идти о «большом стиле», а скорее о «модном стиле», когда стиль приобретает местные значения, теряя при этом устойчивость в течение достаточно длительного времени, которой обладали «большие стили эпохи». Так, в моде XX в. в каждое десятилетие существовали свои «микростили» в костюме, последовательно си нявшие друг друга: в 1910-х гг. — восточный стиль и нео-грек; в 1920-х гг| русский, египетский, латиноамериканский, африканский; в 1930-х гг. — н| классицизм, историзм, латиноамериканский, сюрреализм; в 1940-х гг. — к^ три и вестерн; в 1950-х гг. — нью лук, Шанель; в 1960-х гг. — космический 1970-х гг. — романтический, ретро, фольклорный, этнический, спортивна джинсовый, диффузный, милитари, бельевой, диско, сафари, панк-стиль) 1980-х гг. — экологический, новые пираты, неоклассика, необарокко, сек корсетный; в 1990-х гг. — гранж, этнический, экологический, гламур, историзм, нео-панк, киберпанк, нео-хиппи, минимализм, деконструктивизм т.д. Каждый сезон модные издания пропагандируют новые стили, каждый дизайнер одежды стремится создать свой стиль. Но впечатляющее многообраз стилей в современной моде вовсе не означает того, что они появляются порой вольно. Актуальным становится стиль, в котором находят отклик политиче кие события, социальные проблемы, волнующие людей, их увлечения и це ности. В модных стилях отражаются изменения образа жизни и образа челов ка, представления о его месте и роли в современном мире. На появление hobых стилей оказывает влияние изобретение новых материалов и способов их обработки.

Среди множества стилей можно выделить те, которые называют «класс ческими»: стили, которые не выходят из моды, сохраняя актуальность в течение длительного времени. Классическими становятся стили, обладающие o…

метов. Стилизация широко применяется в моделировании одежды для созда­ния новых форм и выразительных образов. Блестящими примерами стилиза­ции являются коллекции И.Сен-Лорана I960— 1980-х гг.: «Африканки», «Рус­ские балеты/оперы», «Китаянки», «Испанки», «Памяти Пикассо» и т.п.

Стиль является более устойчивым социальным феноменом, чем мода (мож­но в связи с этим вспомнить знаменитое высказывание К. Шанель: «Мода ме­няется, а настоящий стиль — никогда»).

При всем многообразии стилей, которые каждый сезон предлагают модель­еры и рекламируют модные журналы, телевидение и Интернет, можно выя­вить общие тенденции, определяющие направления развития современного дизайна одежды. Одна из этих тенденций — продолжающаяся демократизация моды, своеобразное «освобождение от ига моды», которое проявляется в от­сутствии единого и обязательного для всех модного образца, в стирании гра­ниц между одеждой разного назначения, в необязательности законов «хоро­шего вкуса» и правил сочетания различных вещей, цветов и материалов. Дру­гая тенденция — индивидуализация предметной среды, создание условий для свободного самовыражения каждого человека. Усиливается гуманитарная роль дизайна, способного помочь в решении проблем, стоящих перед современным обществом, так как он может влиять на формирование образа жизни, опреде­лять структуру потребностей человека, способствуя утверждению экологичес­ких ценностей в обществе. Таким образом, определяющей можно считать эко­логическую ориентацию в современном дизайне и в дизайне одежды в том числе.

Наши рекомендации