I. Проблемы мирного урегулирования после окончания войны

Поражение Османской империи в войне и ее распад

Накануне Первой мировой войны, в 1914 г., в Османской империи была установлена диктатура триумвирата: Энвера, Талаата и Джема-ля — они и руководили страной на протяжении всей войны. Осман­ская империя принадлежала к исламской цивилизации; она сложи­лась в результате завоевательных войн в XIV—XVI вв.

Но затем начались кризисные процессы, которые и привели к упад­ку империи в конце XIX — начале XX в. Мусульманский менталитет всегда исходил из того, что все лучшее есть именно у мусульман, заим­ствовать у других цивилизаций нечего. Попытки заимствовать отдель­ные элементы достижений Запада предпринимались в империи еще с конца XVIII в., но они всегда встречали жесткую реакцию в обществе со стороны традиционных структур.

С 1878 г. была установлена мрачная деспотия — режим «зулюма». Усилилось враждебное отношение ко всем атрибутам европейской цивилизации; на всех, получивших европейское образование, смотре­ли, как на неблагонадежных. Быстро распространялся панисламизм.

Страна была объявлена международным банкротом. В 1908 г., в ус­ловиях общего кризиса, началась революция младотурок. Они при­ступили к осуществлению некоторых реформ, но летом 1912 г. к влас­ти пришла другая группировка — «Свобода и согласие». Однако ее правление было недолгим: неудачи в Балканских войнах вновь приве­ли младотурок к власти и в 1914 г. ими была установлена диктатура.

Османская империя принимала участие в Первой мировой войне на стороне Германии и ее союзников — Австро-Венгрии и Болгарии. Несмотря на то, что в отдельные моменты турецкая армия действовала неплохо, война была все же проиграна, территория империи окку­пирована. 30 октября 1918 г. было подписано Мудросское перемирие, лидеры триумвирата покинули страну, партия «Единение и прогресс» (младотурки) самораспустилась.

Страны Антанты строили свои планы раздела империи: все внеш­ние владения были сразу же аннексированы, их судьбу предстояло ре­шать на Парижской мирной конференции в 1919 г. Все нетурецкие ча­сти империи передавались под мандат Лиги Наций.

Но даже в отношении собственно турецкой территории строились различные планы. В частности, предлагалось выделение из состава Турции двух автономий — Армении и Курдистана; на побережье Чер­ного моря, в районе Трапезунда (Трабзон), планировалось создание греческого Понтийского государства.

15 мая 1919 г. греческие войска оккупировали Измир, но на него претендовала также Италия. В зоне проливов был установлен между­народный контроль. Державы Антанты ввели свой флот и назначили комиссаров. Султан был лишь номинальным главой государства.

С начала 1919 г. власть перешла к турецким либералам из организа­ции «Свобода и согласие», но истинная власть находилась в руках Ан­танты. Турецкая армия демобилизовывалась, военные объекты переда­вались союзникам-победителям. Казалось, страна находится в полной власти Запада.

Возникновение движения сопротивления в Анатолии в 1919 г.

Действия западных держав в Турции вызывало возмущение населе­ния. С начала 1919 г. возникают очаги сопротивления по всей стране: в январе 1919 г. партизанское движение началось на юге, а в мае — в западной части Анатолии. Под руководством местной интеллиген­ции и офицерства образуются «общества защиты прав населения».

В числе руководителей одного из них выдвинулся Мустафа Кемаль-паша, 39-летний генерал, отличившийся еще во время войны удачной обороной в ходе Дарданелльской операции союзников. Он был известен как противник Германии, патриот своей родины.

После окончания войны Мустафа Кемаль уволился из армии, уехал в Стамбул, а затем 19 мая прибыл в г. Самсун, где и возглавил местное партизанское движение. Под его председательством 23 июля 1919 г. в Эрзеруме состоялся съезд «обществ защиты прав» восточных вилай­етов (провинций). Был избран Исполнительный комитет во главе с М. Кемалем, который заявил, что не допустит расчленения Турции.

4 сентября 1919 г. в г. Сивасе состоялся всетурецкий съезд «обществ защиты прав». Созданный на съезде Представительный комитет во главе с М. Кемалем заявил претензии на всю территорию страны, за исключением Стамбула и зон оккупации войсками Антанты. По тре­бованию съезда в Сивасе султан сменил главу правительства и дал со­гласие на выборы в парламент.

Выборы состоялись, парламент был избран, но многие депутаты отказались переезжать в Стамбул. Они примкнули к М. Кемалю и сде­лали своим местопребыванием город в глубине Анатолии — Анкару.

28 января 1920 г. парламент в Стамбуле принимает «Националь­ный обет». Фактически это была декларация независимости: она про­возглашала целостность турецкой территории, отмену иностранного экономического и финансового контроля, всех привилегий западных держав. Смириться с этим страны Антанты не могли.

Наши рекомендации