Октября 1067 года. Съезд русских князей в Любечи.
Одним из эпизодов в политической биографии Владимира Мономаха стал собранный по его инициативе в г. Любече съезд русских князей, где он, как говорится, поставил перед ними вопрос ребром: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы земли наши расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с тех пор объединимся чистосердечно и будем охранять Русскую землю. И пусть каждый владеет вотчиной своей». Дело в том, что почти каждый из удельных князей пытался овладеть Киевом и провозгласить себя Великим князем, что и порождало нескончаемые войны между потомками Ярослава Мудрого. Привязав каждого князя к своему уделу, Владимир Мономах, тем самым, пытался устранить это «яблоко раздора» - повод к возобновлению феодальных усобиц. Однако усобицы продолжались. На время они прекратились только во времена правления в Киеве Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого, а затем вновь продолжились, ослабив страну накануне монголо-татарского нашествия.
(С.В. Иванов. Съезд князей.
Годы. Схватки со Степью.
Одним из памятников древнерусской литературы стало известное «Слово о полку Игореве», где неизвестный автор повествовал о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев. Главная мысль этого произведения в том, что князья своими распрями губят русскую землю, позволяя степным кочевникам разорять и уводить её жителей в полон. Как отметил один из мыслителей XIX века Карл Маркс – это был призыв русским князьям к объединению как раз накануне монгольского нашествия. Живописуя удаль и боевое искусство русской рати, автор «Слова о полку Игореве» пытается убедить правителей отдельных русских княжеств, как бы они преуспели в борьбе со степными кочевниками, если бы действовали сообща:
«Они под звуком трубы повиты,
Концом копья вскормлены, −
Луки натянуты, колчаны их открыты,
Путь сведом ко врагам, мечи наточены.
Как волки серые, они по полю рыщут
И – чести для себя, для князя славы ищут.
Ничто им ужасы войны!
В душе пылая жаждой славы,
Князь Игорь из далёких стран
К коварным половцам спешит на пир кровавый
С дружиной малою отважных северян.
Но, презирая смерь и пламенея боем,
Последний ратник в ней является героем…»
(К.Ф. Рылеев. Слово о полку Игореве // Издревле сладостный союз. Антология поэзии пушкинской поры. – М. : Советская Россия, 1984. – кн. 2. – С. 286.)
(В.М. Васнецов. Бой славян со скифами).
Поход князя Игоря Святославича, как известно, закончился поражением русской рати, что вызвало новый шквал половецких набегов на русские земли. И в памяти это событие осталось как страшная трагедия. И в эту общерусскую трагедию влилась гибель одного из молодых князей, что послужило сюжетом для стихотворения Алексея Толстого «Князь Ростислав».
«Князь Ростислав в земле чужой
Лежит на дне речном,
Лежит в кольчуге боевой,
С изломанным мечом.
Днепра подводные красы
Лобзаться любят с ним
И гребнем витязя власы
Расчёсывать златым.
Его напрасно день и ночь
Княгиня дома ждёт…
Ладья его умчала прочь –
Назад не принесёт!
В глухом лесу, в земле чужой,
В реке его приют;
Ему попы за упокой
Молитвы не поют;
Но с ним подводные красы,
С ним дев весёлых рой,
И чешет витязя власы
Их гребень золотой.
Когда же на берег Посвист
Седые волны мчит,
В лесу кружится жёлтый лист,
Ярясь, Перун гремит,
Тогда, от сна на дне речном
Внезапно пробудясь,
Очами мутными кругом
Взирает бедный князь.
Жену младую он зовёт –
Увы! Его жена,
Прождав напрасно целый год,
С другим обручена.
Зовёт к себе и брата он,
Его обнять бы рад –
Но, сонмом гридней окружён,
Пирует дома брат.
Зовёт он киевских попов,
Велит себя отпеть –
Но до отчизны слабый зов
Не может долететь.
И он, склонясь на ржавый щит,
Опять тяжёлым сном
В кругу русалок юных спит
Один на дне речном…»
(А.К. Толстой. Стихотворения. – М. : Советская Россия, 1977 – С. 137 – 139.)
(М. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами)