Политические и правовые учения в Древнем Риме
Огромное влияние на формирование идей, воззрений римских мыслителей, юристов оказали достижения греческих мыслителей. Политико-правовая мысль в Древнем Риме развивалась в условиях острой борьбы различных слоев населения: патрициев и плебеев; нобилитета (представителей патрициев и богатых плебеев) и неимущих; оптиматов (приверженцев верхов общества) и популяров (сторонников свободных низов); свободных и рабов. Развитие права и правовой мысли в Древнем Риме привело к формированию юриспруденции как отдельной науки.
На ранней стадии развития римской правовой мысли право, согласно господствовавшим религиозным представлениям, выступало как нечто богоданное и обозначалось термином fas. В отличие от fas светское, человеческое право получило наименование jus, под которым стали понимать право вообще, охватывающее как право естественное (jus naturale), так и позитивное (положительное) право - обычное право, закон (lex), эдикты магистратов, решения сената (сенатусконсульты), право юристов, установления принцепсов, конституции императоров.
Самым известным памятником римского права является Свод Юстиниана (Corpus juris civilis) (529-533 гг. н.э.), послуживший основным источником последующей рецепции римского права в средние века и Новое время в целом ряде европейских стран.
Политико-правовое учение Марка Туллия Цицерона
(106-43 гг. до н.э.)
Родился в городе Арпинум неподалеку от современного города Чивитавекки в семье из сословия всадников. Приехав в Рим, обратил на себя внимание своим необыкновенным ораторским мастерством. Первое публичное выступление - Цицерон выступил с оппозицией диктатуре Суллы; первым его большим успехом было участие в громком процессе против сулланца Верреса; первую политическую речь произнес в поддержку Г. Помпея. В раскрыв заговор Катилины, Цицерон стал консулом и первым сенатором Рима. Цицерон был современником эпохи кризиса древнеримского государства. После образования II триумвирата Антоний добился внесения Цицерона в проскрипционные списки, а в 43 г. до н.э. Цицерон был обезглавлен без суда.
Взгляды Марка Туллия Цицерона, знаменитого римского оратора, политического деятеля и мыслителя изложены в систематическом виде в его основных сочинениях: "О государстве", "О законах", "Об обязанностях".
В учении о государстве и праве Цицерон исходит из обобщения взглядов предшественников, особенно Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Но Цицерон является не только последователем учений греческих философов. Он вводит такие новые и не известные греческим философам юридические понятия, как «определение», «прогресс», «гражданин», «государство».
В вопросе о происхождении государства Цицерон учитывает взгляды Аристотеля и Эпикура. Он поддерживает точку зрения Аристотеля, согласно которой человек является существом общественным и разумным, склонным общаться с себе подобными. Следовательно, человеку свойственно врожденное стремление к общению, а значит, - способность понять условия, которые нужно соблюдать.
Положения стоика Панетия также были учтены Цицероном. Он отмечает изначальную связь государства и собственности и подчеркивает, что причиной возникновения государства является охрана собственности. Нарушение неприкосновенности государственной и частной собственности Цицерон считает осквернением и нарушением справедливости и права.
Ц. определяет государство как дело народное, как достояние (вещь) народное, т.е. он дает определение государства вообще. Но народом он считает не всякое множество людей, Цицерон отделяет народ от толпы.
Общественные договор, по мнению Цицерона, - это согласие в понимании права (в вопросах права) и общего интереса. Исходя из данного определения, можно заключить, что государство, по Цицерону, - это правовой союз, правовое общение. Именно такое понимание государства позволяет причислить Цицерона к основоположникам идеи правового государства. Он впервые заложил правовой принцип: «Под действие закона должны подпадать все», а не только некоторые, избранные граждане.
Цицерон полагал, что государство основано на идее справедливости, против насилия.
В решении вопроса о формах государства у Цицерона нет полной ясности. С одной стороны, он разделяет взгляды Полибия, отдавая предпочтение смешанной форме государства. С другой стороны, он явно предпочитает всем формам монархию. К правильным формам государства он относит: монархию, аристократию и демократию (власть народа - всех). Монархия, по его мнению, является лучшей из простых форм государства. В основе всех правильных форм государства лежит один критерий - право.
Все эти простые формы (виды) государства являются несовершенными, но все же терпимыми. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки. Но наилучшей формой государства он считает смешанную форму.
К неправильным формам государства Цицерон относит: тиранию, олигархию, охлократию, которые выродились из правильных форм.
Основой правового учения Цицерона стало различение права и закона. Он выделяет естественные законы и позитивные. Естественный закон – это «нечто извечное, правящее миром благодаря мудрости своих повелений и запретов». Вместе с тем есть законы позитивные, которые принимаются людьми и которые должны соответствовать этим естественным законам. Если они не соответствуют естественным законам, то такие позитивные установления, по его мнению, вообще нельзя называть законами. Цицерон подчеркивает, что «народ не должен называть законом любое, даже пагубное постановление, если народ таковое принял».
Цицерон считал справедливым социальное расслоение и неравенство в общественно-политических отношениях.