Политико-правовая направленность учений аврелия августина

3.1 Учение Августина о Божьем Граде и Земном Граде

Между 413 и 427 гг. мыслитель написал свой самый обширный труд «О граде Божьем», представляющий особый интерес для изучающих историю политических и правовых учений, поскольку в нем заложены позиции, определяющие отношение к государству, праву, политике, законодательству, власти, свойственные целой эпохе начинавшегося христианского Средневековья.

В произведении «О граде божием» Августин писал, что в мире существует два государства: «божий град» (церковь) и «град земной» (государство). Церковь «странствует по земле, имея цель на небе», «церковь и теперь есть царствие небесное». Только в церкви – право и общая польза, истинная справедливость, мир и покой. К граду божию принадлежит первый праведник – Авель. Основателем же града земного был братоубийца Каин; поэтому государство есть создание человеческое, его цель – временная, т.к. оно создано насилием, держится принуждением.

Оправдание государства состоит в том, утверждал Августин, что оно поддерживает земной, временный порядок, причем и тут государства разные: есть два вида земных царств. Одни – организации насилия и разбоя, они начинаются с братоубийцы Каина, олицетворяют грех, несправедливость, насилие, «общество нечестивых». Другие царства – это «христианские государства», власть которых основана на заботе о подвластных.

В конечном счете, оправдание государства – в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний. [3, c. 68]

Августин – один из первых церковников, призывавших насильственно приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси. Проблема уничтожения еретиков и принудительного крещения неверующих занимает немалое место в трудах Августина. Насилие – не зло, если оно применяется в благих целях. Источник зла – свободная воля людей, влекущая их от единства к множеству. Еретики хуже отравителей, они – враги единства. Коль скоро цель христианского государства – благо, государство, если неверие не поддается убеждению, должно «принуждать людей, а не учить» [1, c.74-75].

Оправдание государства, по Августину, – и в поддержании социального порядка: «Никак не следует о нем (Боге) думать, чтобы законам его провидения были чужды человеческие царства, владычество людей и их рабство». Августин выдвинул новый довод в обоснование рабства. Рабство не создано ни природой, ни правом народов – «имя рабства заслужила вина, а не природа». Источник рабства – прегрешение: «Грех – первая причина рабства, и это бывает не иначе, как по суду божию, у которого нет неправды».

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и Богатых. «Кто сотворил тех и других? – Господь. Богатого – чтобы помочь бедному, бедного – чтобы испытать Богатого». В произведениях Августина христианское вероучение открыто и откровенно приспосабливается к самым земным интересам власть имущих.

Характеризуя «христианское государство» как образец «земного града», Августин писал: «Государство лучше всего устрояется и хранится, будучи основано и связано верой и прочным согласием, когда все любят общее благо; высшее же благо есть Бог». Практически образцом этого идеала явилось рабовладельческое христианское государство, управляемое при участии духовенства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны. Оправдывая последние, Августин дал обстоятельное толкование заповеди «не убий». Его перетолкование свелось к тому, что «ее отнюдь не преступают те, которые ведут войны по полномочию от Бога» [3, c. 67-70].

Следует отметить, что теократические идеи Августина в определенной мере осуществились в Восточной Римской империи (Византии). Тесный союз церкви и государства, переплетение их механизмов создали теократическую империю, задержавшую распад рабовладельческого строя.

3.2Вклад работ Августина в историко-правовые науки

В развиваемой Августином христианской концепции истории человечества, опирающейся на библейские положения, все социальные, государственные и правовые учреждения и установления предстают как следствие греховности человека.

Вместе с тем, пока еще не наступило время прихода миссии, Августин берет под защиту земные социально-политические порядки, правда с оговоркой, чтобы они не чинили препятствий христианской религии и церкви; в противном случае (т.е. при антихристианских политико-правовых порядках) власть превращается в насилие и господство шайки разбойников.

В вопросе о различных формах человеческой общности Августин с известной христианской модификацией разделяет воззрения своих предшественников о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая Богов и людей. Вместе с тем у Августина встречаются суждения о том, что было бы лучше, если бы вместо мировой римской державы, охватывающей различные народы, возникло бы множество малых по размерам «правлений народов», которые жили бы рядом друг с другом в мирном соседстве как различные семьи [1, c. 76].

Подытоживая все выше изложенное, мы можем сделать следующий вывод о том, что Августин представил миру всеобъемлющее мировоззрение, которое стало мировоззрением западного Средневековья по меньшей мере до XIII в., т. е. до времени, когда стали появляться мыслители, способные соперничать с авторитетом Августина. Его мысль была тем образцом, с которым соизмеряли свои суждения все средневековые теологи, философы, историки, юристы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги контрольной работы по теме «Политико-правовые учения Аврелия Августина», мы пришли к следующему выводу - появление христианства как мировой религии в пределах Римской империи стало важным фактором обновления мира, поиска новой модели жизнеустройства. Возникнув в I в. н. э. христианство за пять столетий распространилось на все народы Средиземноморья, а затем и всей Европы, оказав огромное влияние на общественно-политическую мысль.

Отражение новых религиозных взглядов этого периода на политику, право нашло свое отражение трудах выдающихся Богословов своего времени. Одним из ярчайших представителей своего времени был Аврелий Августин. Родившись язычником, он преодолел долгий путь к христианству. Став одним из известнейших отцов христианской церкви.

По утверждению Августина Древний Рим, как греховное земное государство, находился под властью дьявола. Поэтому в своих работах, чтобы подтвердить этот факт, он обращается к истории римского государства и старается доказать исторически, что счастье государства в целом и каждого человека в отдельности не является истинным, если оно находится за пределами божественной власти. Только стремление к Царствию Божьему может даровать счастье при жизни в Царствие Земном. Сочинения Августина послужили главным источником многих средневековых воззрений на философию, историю, право, государство.

Сложно переоценить влияние, которое оказала деятельность Августина Аврелия на христианскую догматику; в истории можно найти лишь единицы примеров подобного масштаба. Благодаря почти сотне его трудов вектор развития западной церкви был задан на несколько веков вперед.

Подытоживая все выше изложенное, можно утверждать, что в своей работе мы добились поставленной ранее цели и задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воротилин Е. А. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Сер. «Классический университетский учебник» / Е. А. Воротилин, О. Э. Лейст, И. Ф. Мачин, В. Н. Струнников, В. А. Томсинов, Е. А. Фролова, — М. : Зерцало-М, 2009. — 584 с.

2. Графский В. Г. История политических и правовых учений : учебник для вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. / В. Г. Графский, Н. М. Золотухина, Л. С. Мамут, В. С. Нерсесянц, Л. Р. Сюкияйнен / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. — М. : Норма, 2004. — 944 с.

3. Демиденко Г. Г. История учений о праве и государстве: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – Харьков: «Право», 2008. – 432 с.

4. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

5. Философия: учебное пособие / отв. ред. В.П. Кохановский. - 16-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007. - 575 с.

Наши рекомендации