Прокуроры Российской Империи 23 страница

Объектом опротестования также являются определения суда первой инстанции, в отношении которых законом допус­кается обжалование. К ним, как правило, относятся определе­ния, препятствующие движению процесса, например, об от­казе в приеме искового заявления, о приостановлении произ­водства по делу, о прекращении производства по делу и др. На незаконные определения суда прокурор подает частный протест.

Кассационные и частные протесты адресуются в кассаци­онную инстанцию, но подаются через суд первой инстанции, рассматривавший дело по существу. Кроме того, протест мо­жет быть подан непосредственно в кассационную инстанцию.

Гражданское процессуальное законодательство устанав­ливает общие как для лиц, участвующих в деле, так и для прокурора сроки для подачи кассационных жалоб или проте­стов — десять дней со дня вынесения решения в окончатель­ной форме. Однако данный срок относится к разряду процес­суальных сроков, которые могут быть при пропуске по уважительным причинам восстановлены судом. Подобными уважи­тельными причинами являются болезнь и командировка долж­ностного лица, стихийные бедствия, военные действия и т.д. О восстановлении пропущенного срока вместе с кассационным протестом подается соответствующее ходатайство.

В связи с развитием действия принципов диспозитивности и состязательности гражданского процесса 27 октября 1995 г. внесены изменения в ст. 286 ГПК РСФСР, допускающие вне­сение новых доказательств в кассационную инстанцию, если будет обоснована невозможность их представления в суд пер­вой инстанции. Чаще всего подобная ситуация возникает при несостоятельном отказе суда приобщить доказательство к делу, например, по мотивам его неотносимости или недопу­стимости; в случаях запроса доказательств и неполучении от­вета на него до момента вынесения решения. Кассационная ин­станция вправе исследовать новые доказательства, устанавли­вать новые факты и при необходимости выносить новое реше­ние, основывая его в том числе на новых доказательствах.

Таким образом, прокурор также вправе прилагать к про­тесту новые доказательства (справки, заключения специали­стов, информацию и т.п.) в подтверждение необоснованности и незаконности судебного решения.

В кассационном протесте прокурор должен юридически и фактически подтвердить свою позицию, изложив доводы, в силу которых он считает судебное решение незаконным или необоснованным. При подготовке кассационных протестов и участии в кассационной инстанции прокуроры учитывают, что основаниями к отмене судебных решений согласно гражданс­кому процессуальному законодательству являются их необос­нованность и незаконность при неправильном применении или толковании материального закона и в случаях нарушения про­цессуального закона. В кассационном протесте указываются: наименование суда, в который приносится протест; наимено­вание лица, принесшего протест; решение, которое опроте­стовывается, и суд, постановивший его; сущность неправиль­ности решения и просьба лица, принесшего протест; перечень прилагаемых материалов.

Протест прокурора освобожден от оплаты госпошлиной.

Протест представляется в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле.

Если после направления кассационного протеста проку­рор, его подавший, убедится в несостоятельности правовой позиции, он вправе отозвать этот протест до начала его рас­смотрения судом (ст. 37 Закона о прокуратуре). В 1999 г. таким правом на отзыв протеста прокуроры воспользовались лишь в 7 % случаев. Существовавшее ранее подобное полномочие вышестоящего прокурора, упоминание о котором до сих пор содержится в ст. 292 ГПК РСФСР, отсутствует в Законе о прокуратуре (ст. 37).

При рассмотрении протеста прокурора в суде кассацион­ной инстанции прокурор выступает первым после доклада дела председательствующим или членом суда, а затем заслу­шиваются объяснения сторон. После объяснений лиц, участву­ющих в деле, прокурор дает заключение о законности и обо­снованности решения.

Второй формой участия прокурора в суде кассационной инстанции является вступление в процесс, возбужденный по инициативе лиц, участвующих в деле. В этом случае проку­рор участвует в кассационном рассмотрении дела и дает свое заключение после объяснений лиц, участвующих в деле. Зак­лючение прокурора обусловлено доводами поддерживаемого им протеста.

Прокуроры, участвуя в рассмотрении дела, учитывают, что кассационная инстанция проверяет законность и обосно­ванность решения суда первой инстанции в пределах кассаци­онной жалобы. Вместе с тем в интересах законности суд кас­сационной инстанции вправе проверить решение в полном объеме (ст. 294 ГПК РСФСР), поэтому прокурор, установив су­щественные обстоятельства, свидетельствующие о неправосудности судебного решения, о чем нет ссылки в жалобах, ориентирует суд на необходимость воспользоваться предостав­ленным ему полномочием.

В своем заключении прокурор должен проанализировать законность и обоснованность проверяемого решения с учетом доводов кассационной жалобы и высказать свое мнение о не­обходимости изменения, отмены решения или об оставлении его без изменения. Подобное заключение прокурора не явля­ется обязательным для суда, но практически в 93 % случаев суды соглашаются с позицией прокурора, изложенной в зак­лючении, и выносят определение в соответствии с ним.

§ 4. Участие прокурора в пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу

Вступившие в законную силу решения, определения, по­становления судов Российской Федерации могут быть пере­смотрены в порядке судебного надзора, а также по вновь от­крывшимся обстоятельствам.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Закона о прокуратуре проку­рор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истре­бовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, определение или постановление вступили в закон­ную силу. Усмотрев, что судебный акт является незаконным или необоснованным, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с соответствующим представлением к вышестоящему прокурору.

В системе судов общей юрисдикции надзорными инстан­циями выступают президиумы судов субъектов Российской Фе­дерации, судебная коллегия по гражданским делам и Прези­диум Верховного Суда РФ. В связи с этим правом принесения надзорных протестов обладают соответственно прокуроры субъектов Российской Федерации в президиумы судов субъек­тов Федерации, Генеральный прокурор РФ во все надзорные инстанции и его заместители в судебную коллегию Верховного Суда РФ и в президиумы судов субъектов Российской Феде­рации. Прокурор района (города) подобным правомочием не обладает. Однако они вправе, изучив материалы гражданско­го дела и убедившись в незаконности или необоснованности вынесенных по нему судебных актов, подготовить представле­ние вышестоящему прокурору о принесении протеста в поряд­ке надзора.

Поводом к принесению протестов чаще всего являются жалобы лиц, участвующих в деле. Генеральный прокурор РФ обязывает проверять такие жалобы, как правило, с истребо­ванием гражданских дел. В случае отказа в принесении про­теста заявителю направляется мотивированный ответ, а по делу составляется заключение, в котором отражаются основ­ные обстоятельства гражданского дела с учетом доводов жа­лобы. При наличии же оснований приносится протест в поряд­ке надзора, о чем извещаются лица, подавшие жалобу. Граж­данское процессуальное законодательство основаниями для от­мены судебных актов в порядке надзора признает только их незаконность в случаях неправильного применения или толко­вания норм материального права, а также существенного на­рушения норм процессуального права, повлекшего вынесение незаконного судебного акта (ст. 330 ГПК РСФСР).

В необходимых случаях в целях защиты интересов ответ­чика прокуроры решают вопрос о приостановлении исполнения судебного акта в порядке ст. 323 ГПК РСФСР.

Если прокурор, принесший протест, убедится в его несо­стоятельности, то он может его отозвать, однако сделать это он вправе лишь до начала его рассмотрения (ст. 326 ГПК РСФСР).

В протесте указываются: наименование суда, которому адресуется протест; решение, определение или постановление какого суда опротестовывается; в чем заключается их непра­вильность, т.е. должно быть четко указано — какая норма материального права неправильно применена или истолкова­на судом; какие нарушения норм процессуального права до­пущены судом и в чем их существенность.

В протесте указывается, какие документы приобщаются к нему.

Прокурор представляет протест в суд с копиями по чис­лу лиц, участвующих в деле.

Участие прокурора в рассмотрении дел в порядке надзора является обязательным. Если дело рассматривается по проте­сту прокурора, то он поддерживает принесенный им или вы­шестоящим прокурором протест.

Если дело рассматривается надзорной инстанцией по про­тесту судебного должностного лица, то прокурор, участвуя в деле, дает заключение по делу, не будучи связан доводами протеста. На основании материалов он делает вывод о закон­ности судебного акта. При этом прокурор учитывает, что в на­стоящее время суд надзорной инстанции проверяет правиль­ность применения и толкования норм материального и процес­суального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста. Однако в интересах законности суд вправе выйти за пределы протеста (ст. 327 ГПК РСФСР). В связи с этим прокурор, ус­мотрев существенные обстоятельства, свидетельствующие о серьезных нарушениях закона, оставшиеся не отраженными в протесте, вправе ходатайствовать об использовании упомяну­того полномочия суда.

Если прокурор придет к выводу, что оснований для отме­ны или изменения судебных актов нет, он просит оставить протест без удовлетворения, а судебные акты без изменения.

В 1999 г. прокурорами Российской Федерации было при­несено около 14 тыс. протестов в порядке надзора, 88 % ко­торых удовлетворены.

Решения, определения и постановления, вступившие в законную силу, могут быть пересмотрены по вновь открыв­шимся обстоятельствам. Заявление прокурора о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам подается в суд, вынесший решение.

В заявлении прокурор указывает: наименование суда, постановившего решение, прокурора, обратившегося с заявле­нием; решение, о пересмотре которого прокурор ставит воп­рос; излагает основания, в связи с которыми должно быть пересмотрено вынесенное судом решение.

Прокурор должен учитывать, что вновь открывшимися обстоятельствами признаются факты объективной действитель­ности по гражданскому делу, оставшиеся неизвестными суду и заявителю при рассмотрении дела, имеющие существенное значение для его правильного разрешения, достоверно уста­новленные особым процессуальным способом и указывающие на неправосудность судебных актов, вступивших в законную силу.

В соответствии со ст. 333 ГПК такими основаниями явля­ются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) установленные вступившим в законную силу пригово­ром суда заведомо ложные показания свидетеля; заведомо ложное заключение эксперта; заведомо неправильный пере­вод; подложность документов либо вещественных доказа­тельств, повлекших за собой постановление незаконного или необоснованного решения;

3) установленные вступившим в законную силу пригово­ром суда преступные действия сторон, других лиц, участву­ющих в деле, либо их представителей или преступные дей­ствия судей, совершенные при рассмотрении данного дела;

4) отмена решения, приговора, определения или постанов­ления суда либо постановления иного органа, послужившего основанием к вынесению данного решения, определения или постановления. Например, был отменен приговор и осужден­ный оправдан. Однако на основании отмененного приговора с гражданина уже был взыскан материальный ущерб. Прокурор в заявлении просит суд в связи с вновь открывшимися обсто­ятельствами отменить ранее вынесенное решение, определе­ние или постановление. К заявлению прокурор прилагает не­обходимые доказательства.

Возбудить дело по пересмотру решения по вновь открыв­шимся обстоятельствам прокурор может по собственной ини­циативе либо по просьбе лиц, участвующих в деле.

Срок для подачи заявления о пересмотре решения для прокурора не установлен, для лиц, участвующих в деле, он составляет три месяца. С заявлением прокурор может обра­титься только с определенного законом момента. Так, если прокурор просит пересмотреть решение суда в связи с нали­чием обстоятельств, имеющих существенное значение для дела (п. 1 ч. 2 ст. 333 ГПК), — со дня их открытия; при пре­ступных действиях участников процесса либо подложности до­кументов или вещественных доказательств, установленных приговором суда, которые повлекли вынесение неправосудно­го решения (п. 2, 3 ч. 2 ст. 333 ГПК), — со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу; в случае отме­ны соответствующего судебного или иного акта, который по­служил основанием к вынесению решения (п. 4 ч. 2 ст. 333 ГПК), — со дня вступления в законную силу приговора, реше­ния, определения, постановления суда или вынесения органом государственного управления постановления, противополож­ных по своему содержанию приговору, решению, определению или постановлению, на которых было основано пересматрива­емое решение, определение или постановление (ст. 335 ГПК).

Глава XVII. Участие прокурора в арбитражном судопроизводстве

§ 1. Характеристика правового статуса прокурора в арбитражном судопроизводстве

Правовой статус прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности.

С одной стороны, согласно ст. 32 АПК РФ прокурор, об­ратившийся в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов, признается лицом, участвующим в деле. На него распространяются все права и обязанности уча­ствующих в деле лиц:

• право знакомиться с материалами дела, делать выпис­ки из них, снимать копии, заявлять отводы;

• право представлять доказательства, ходатайства, свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитраж­ного процесса вопросам, возражать против доводов и сообра­жений других лиц и т. д. (ст. 33 АПК).

Но вместе с тем, являясь должностным лицом правоохра­нительного органа — прокуратуры Российской Федерации, прокурор выполняет возложенную на этот государственный орган функцию надзора за точным и единообразным исполне­нием действующих на территории Российской Федерации за­конов, используя при этом как права лица, участвующего в деле, так и возможность принесения протеста в порядке над­зора на вступившее в законную силу решение и постановле­ние любого арбитражного суда, за исключением постановле­ний Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Таким образом, иск прокурора с использованием правомо­чий по апелляционному и кассационному обжалованию, а так­же надзорный протест являются средствами прокурорского реагирования на нарушения законности, выявленные в процес­се осуществления его надзорной функции.

В отличие от ч. 3 ст. 5 Закона о прокуратуре, в общей форме предусматривающей право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, арбит­ражным процессуальным законодательством не предусмотре­на возможность вступления прокурора в дело на любой его стадии. Вступление прокурора в арбитражный процесс воз­можно лишь посредством предъявления им иска, подачей со­ответствующей апелляционной или кассационной жалобы по делу, возбужденному по иску прокурора, а также иницииро­вания производства в суде надзорной инстанции путем прине­сения надзорного протеста.

Участие прокурора в арбитражном процессе рассматрива­ется как действенное средство укрепления законности и пре­дупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов, нарушенных или оспариваемых прав участников предпринимательской деятель­ности.

Генеральный прокурор РФ в Приказе от 24 октября 1996г. № 59 "О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе" ориентирует подчинен­ных ему прокуроров использовать обращения с исками в арбит­ражные суды в целях оперативного и реального устранения правонарушений, возникающих из гражданских, администра­тивных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы, а также для возмещения причиненного ущерба, привлечения виновных к установленной законом ответственности.

Гражданский оборот в современных условиях характери­зуется значительной степенью самостоятельности управомоченных лиц по осуществлению гражданских прав, которые сами должны заботиться о своих правах, исполнении своих обязан­ностей. В связи с этим возрастает роль и более последователь­но реализуется в арбитражном процессе принцип диспозитивности, выражающийся в большей самостоятельности организа­ций, предприятий, индивидуальных предпринимателей в за­щите своих нарушенных прав.

В этих случаях прокуроры проявляют особую взвешен­ность при подготовке исков для того, чтобы не подменять ини­циативу и самостоятельность субъектов хозяйствования.

Принимая во внимание, что обращение прокурора в арбит­ражный суд с иском вытекает из его должностных обязанностей по осуществлению надзора за исполнением законов, дей­ствующих на территории Российской Федерации, осуществле­ние данного правомочия возможно в случае необходимости защиты государственных и общественных интересов. Данное положение не означает, что прокурор не может предъявить иск в интересах конкретной организации или гражданина-пред­принимателя, однако прокурор должен убедиться, что при этом не только нарушены права конкретных истцов, но и ущемлены государственные и общественные интересы, напри­мер, в случаях срыва выпуска социально значимой продукции, нарушения нормальной эксплуатации объектов транспорта, энергетики, медицинских и образовательных учреждений и т. д.

При подготовке любого иска в арбитражный суд прокурор выявляет наличие нарушений государственных и общественных интересов. Безусловно необходимым признается вмешательство прокурора: в случаях выявления правонарушений, для устра­нения которых законодательство обязывает его обратиться с иском (ст. 30 Закона "О приватизации государственных и муни­ципальных предприятий в Российской Федерации", ст. 4 и 7 Закона "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и др.); при установлении фактов занятия как запрещенными видами деятельности, так и коммерческой деятельностью, требующей специального разрешения, при его отсутствии либо истечении срока действия; при выявлении данных как о недействительно­сти оспоримых сделок, так и о ничтожности сделок, не соот­ветствующих требованиям закона, совершенных с целью, про­тивной основам правопорядка и нравственности; при нарушени­ях природоохранительного законодательства; связанных с при­чинением вреда здоровью людей и природным объектам; при невыполнении обязательств в пользу государства, если это привело или могло привести к срыву крупных инвестиционных проектов; при установлении несоответствия учредительных до­кументов юридических лиц требованиям законодательства, а также нарушения установленного порядка их образования и государственной регистрации.

В остальных случаях приоритетными объектами защиты со стороны прокурора выступают государственные и обще­ственные предприятия, в том числе федеральные казенные предприятия, если объективные причины либо недобросове­стность их руководителей и других должностных лиц препят­ствуют их самостоятельному обращению в арбитражный суд. Прокурор всегда обращается в суд только в случае наруше­ния закона, ущемляющего государственные или обществен­ные интересы, права и охраняемые законом интересы граж­дан и юридических лиц, и невозможности устранить это нарушение другими (неисковыми) средствами.

К иску прокурора не применяются требования об уплате государственной пошлины и принятии мер к непосредственно­му урегулированию спора.

Вступивший в арбитражный процесс путем предъявления иска прокурор пользуется всеми правами и несет обязаннос­ти истца. Он может изменить основания или предмет иска, от­казаться от иска. Он обязан обосновывать и доказывать предъявленный иск. Однако истцами по этим делам выступа­ют предприятия, организации, органы государственной влас­ти и управления, индивидуальные предприниматели, в инте­ресах которых заявлен иск. Прокурор, не являясь в матери­ально-правовом смысле субъектом спора, имеет юридическую заинтересованность, характеризующуюся процессуально-пра­вовыми аспектами и обусловленную возложенной на органы прокуратуры обязанностью по осуществлению надзорных пол­номочий за соблюдением Конституции и исполнением законов. В связи с последним обстоятельством, учитывая действие принципов диспозитивности и состязательности, прокурор не может закончить процесс, заключив мировое соглашение по спору, к нему не может быть предъявлен встречный иск.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на значительное сужение полномочий прокурора в арбитражном процессе, вызванное изменениями в экономической сфере и усилением действия принципов состязательности и диспозитив­ности, прокурор остается должностным лицом, осуществляю­щим надзорные полномочия через предоставленные ему ар­битражным процессуальным законом права и обязанности.

§ 2. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции

Правом на обращение с иском в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации наделены Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, в арбитражные суды субъектов Российской Федерации — также прокуроры субъектов Российской Федерации, их заместители, приравнен­ные к ним прокуроры и их заместители.

Районное и городское звенья прокурорской системы уча­ствуют в работе по обеспечению участия в арбитражном про­цессе. Генеральный прокурор РФ возлагает на них обязанность в тесном взаимодействии с аппаратами прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур проводить работу по подготовке и предъявлению исков в ар­битражные суды.

Обращения руководителей предприятий, организаций и граждан-предпринимателей о проведении проверок и предъяв­лении прокурорских исков в арбитражные суды должны, как правило, рассматриваться соответствующим районным (город­ским) прокурором. Последний после проведения проверки на­правляет в вышестоящую прокуратуру проект искового заяв­ления и все необходимые материалы.

Ответственность за своевременную и качественную подго­товку проектов исковых заявлений (заявлений) в защиту госу­дарственных и общественных интересов Генеральным прокуро­ром Российской Федерации возложена наряду с руководителями районных, городских и приравненных к ним прокуратур также и на начальников управлений и отделов вышестоящих прокура­тур, проводящих надзорные проверки, осуществляющих изу­чение материалов, расследование уголовных дел, проверку законности и обоснованности решений по уголовным и граждан­ским делам.

Проекты исковых заявлений со всеми необходимыми ма­териалами должны передаваться в образованные в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации на правах само­стоятельных подразделений отделы (группы) по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, которые рас­сматривают поступающие из других подразделений и подчи­ненных прокуратур материалы, требующие реагирования в форме иска в арбитражные суды, дорабатывают тексты иско­вых заявлений (заявлений) в защиту государственных и обще­ственных интересов, докладывают их руководству соответству­ющей прокуратуры.

Окончательное решение о предъявлении иска в арбит­ражный суд принимает один из руководителей прокуратуры субъекта Российской Федерации или приравненной к ней про­куратуры.

Отдел (группа) по обеспечению участия прокуроров в ар­битражном процессе организует направление исковых матери­алов в арбитражный суд согласно установленным правилам о подсудности споров.

Прокуроры могут направлять иски в арбитражный суд любого субъекта Российской Федерации согласно установлен­ным законодательством правил подведомственности и подсуд­ности дел.

Подведомственность дел арбитражному суду определена ст. 22 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подве­домственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: между организациями, гражданами-предпринимателями; меж­ду Российской Федерацией и субъектами Российской Федера­ции; между субъектами Российской Федерации.

Кроме дел искового производства арбитражные суды рас­сматривают также дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банк­ротстве) предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Прокурор имеет право на обращение в арбитражный суд без соблюдения досудебного (претензионного) порядка урегу­лирования споров (п. 3 ст. 4 АПК РФ), предусмотренного в ряде законов для других субъектов.

Круг дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом РФ, весьма ограничен и перечислен в ст. 24 АПК РФ. К ним относятся экономические споры между Российской Федераци­ей и ее субъектами, между субъектами Российской Федера­ции, а также дела о признании недействительными ненорма­тивных актов Президента Российской Федерации, Совета Фе­дерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федера­ции, не соответствующих закону и нарушающих права и за­конные интересы организаций и граждан-предпринимателей.

По общему правилу территориальной подсудности проку­роры предъявляют иски по месту нахождения ответчика либо по месту нахождения обособленного подразделения юридичес­кого лица. Кроме этого, в АПК РФ закреплены правила альтер­нативной, исключительной и договорной подсудности, которые также учитываются прокурорами при предъявлении исков.

Основной формой обращения в арбитражный суд выступа­ет исковое заявление. По делам об установлении юридических фактов и о признании должника банкротом предусматривается подача заявлений, в том числе прокурором.

В исковом заявлении указывается точное наименование должности прокурора, его фамилия и инициалы; исковое за­явление подписывается именно тем прокурором, должность и фамилия которого в нем указаны.

В исковом заявлении должны быть указаны:

1) полное наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование лиц, участвующих в деле (истца, ответ­чика, третьего лица, не заявляющего самостоятельные тре­бования на предмет спора) и их почтовые адреса;

3) цена иска, если иск подлежит оценке;

4) обстоятельства, на которых основаны исковые требования;

5) доказательства, подтверждающие основания исковых требований (доказательства, приводимые в исковом заявлении, должны соответствовать критериям относимости и допустимо­сти);

6) расчет взыскиваемой или оспариваемой суммы;

7) исковые требования со ссылкой на законы и иные нор­мативные акты, а при предъявлении иска к нескольким ответ­чикам — требования к каждому из них;

8) сведения о соблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, когда это предус­мотрено федеральным законом, если прокурору известно о подобных мерах, предпринятых истцом и ответчиком;

9) перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении может указываться на необходимость привлечения к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, вызова свиде­телей, истребования письменных или вещественных доказа­тельств, назначения экспертиз.

Прокурор при предъявлении иска обязан направить дру­гим лицам, участвующим в деле, копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

В целях реального исполнения решений судов, минимиза­ции материального и иного ущерба, причиняемого правонару­шениями, прокуроры ставят перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска.

Прокуроры достаточно эффективно используют предос­тавленные им законом полномочия. Так, в 1999 г. ими было предъявлено в арбитражные суды свыше девяти тысяч иско­вых заявлений, подавляющее большинство которых вытека­ло из гражданско-правовых отношений. Среди них наиболее часто были представлены иски об изменении, расторжении или исполнении договоров, а также иски о неисполнении обя­зательств в пользу государства.

Прокуроры обязательно принимают участие в судебном разбирательстве всех дел, возбужденных по их искам. При этом поддержание иска обеспечивается работниками соответ­ствующих подразделений аппаратов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, а в Высшем Арбитражном Суде РФ — аппаратом соответству­ющего управления Генеральной прокуратуры РФ. Так, в 1999 г. прокуроры приняли участие в 98% арбитражных дел, возбуж­денных по их инициативе.

Если в силу требований подсудности иск предъявлен в арбитражный суд другого субъекта Российской Федерации, то эту обязанность прокуроры, как правило, выполняют силами прокуратуры субъекта Российской Федерации по месту нахож­дения арбитражного суда, рассматривающего дело.

Прокурор, обратившийся с исковым заявлением в арбит­ражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры (если в деле не обеспечено участие подчиненных ему работ­ников), одновременно с направлением материалов в суд высы­лает копии документов соответствующему прокурору субъек­та Российской Федерации с извещением о необходимости уча­стия в процессе подчиненного работника, а также информи­рует об этом арбитражный суд. Прокурор, получивший такое извещение, обеспечивает участие работника прокуратуры в процессе при рассмотрении арбитражного дела, возбужденно­го по инициативе прокурора другого субъекта Российской Фе­дерации, и незамедлительное направление последнему сооб­щения о результатах рассмотрения дела.

Наши рекомендации