Правовая культура: понятие, уровни, виды, функции

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом че­ловеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов, так и в виде духовных ценностей.

Традиционно под понятием «культура» понимается специфический спо­соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представ­ленный: в продуктах материального и духовного труда, в системе соци­альных норм и учреждений, в духовных ценностях; в совокупности отно­шений людей между собой, к самим себе, к окружающей природе.

Культура как феномен жизни людей относится к числу полисистемных, собирательных общественных явлений. Она включает в себя, наряду с мораль­ной, научной, религиозной и др., правовую культуру.

Правовая культура - непременный атрибут современного общества, один из видов его идейно-нравственного и правового состояния. В государст­венно организованном обществе значительная часть общественных отношений регулируется правом. Это позволяет правовой культуре занять особое место. Поэтому она не совпадает ни с одним из видов культуры (материальной, духов­ной и т. д.), создавая своеобразное сочетание как материальных, так и идеаль­ных, духовных компонентов. В основе понимания правовой культуры находит­ся активный деятельностный аспект личности, общества и государства, направ­ленный на пресечение или ограничение антиобщественного и потому противо­правного поведения.

Следует обратить внимание еще на одну особенность понятия правовой культуры. Нельзя забывать о том, что измерение уровня развитости правовой культуры связано с различными традициями права (например, западная, вос­точная и т. д.). Поэтому в научной литературе можно встретить понятие «пра­вовая культура Востока», «правовая культура западной цивилизации» и т. д. Однако надо иметь в виду, что оценка понятия «правовые культуры» свя­зана не только с уровнем правового прогресса той или иной цивилизации, но и с пониманием выбора правового пути, по которому шло развитие каждой из них.

На выбор того или иного пути влияли политические, идеологические и другие факторы. Поэтому «правовые культуры» стали рассматриваться как элементы основных мировых цивилизаций, каждая из которых вносила свои особенности в формирование общего понимания права.

В научной литературе существует достаточно большое количество опреде­лений понятия «правовая культура». Если обобщить основные из них, то можно выявить общепризнанные содержательные элементы и черты правовой культуры.

Во-первых, правовая культура принадлежит к конкретному этапу истори­ческого развития общества, права и государства.

Во-вторых, представляет со­бой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового ре­гулирования общественных отношений.

В-третьих, отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом.

В-четвертых, объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, обеспечивающие правовой контроль регулирования и исполнения права, а также уровень при­знания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Таким образом, правовая культура - это реально функционирующая система духовных элементов культуры, относящихся к сфере действия права, отражающихся в сознании и проявляющихся в поведении субъектов права, ориентирую­щихся на признание роли и значения как непосредственных ценностей права, так и общечеловеческих ценностей в виде прав человека в жизни общества.

Следовательно, под правовой культурой следует понимаетсяобусловленное всем со­циальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового разви­тия субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Ка­ково «устройство» правовой культуры?

1. Первый элемент правовой культуры - это уровень развития правового сознания населения, т.е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиск компромиссов и т.д., насколько информирование в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отно­шение населения к закону, суду, различным правоохранитель­ным органам, юридическим средствам и процедурам, какова ус­тановка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых пред­писаний и т.д.

2. Вторым элементом структуры правовой культуры явля­ется уровень развития правовой деятельности. Правовая деятельность со­стоит из: 1) теоретической - деятельность ученых-юристов; 2) образо­вательной - деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и т.д.; 3) практической - правотворческой и правореализующей, в том числе правоприменительной, деятельности.

Правотворчеством должны заниматься компетентные в юридическом и мно­гих других отношениях лица с соблюдением демократических и собственно юридических процедур и принципов.

Существенно влияет на правовую культуру общества и право­применение, т.е. властная деятельность государственных орга­нов, осуществляющих индивидуальное регулирование общест­венных отношений на основе закона с целью его реализации. Ка­чество правоприменительной деятельности зависит от многих фак­торов как институционального (структура государственного ап­парата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного ха­рактера (профессионализм, культура правоприменителя и др.).

Правовая культура общест­ва во многом определяется реальным правовым поведением граж­дан, деятельностью их по реализации права, тем, насколько они знают и своевременно исполняют свои обязанности (например, по заполнению налоговой декларации о совокупном годовом доходе), соблюдают запреты и насколько полноценно используют свои права.

3. Третьим элементом правовой культуры общества является уро­вень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов до­кументов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возмож­ности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опуб­ликованным в доступном для населения источнике и т.д.

Понимание культуры связано с широчайшим спектром человеческой дея­тельности и соответствующими социальными отношениями. В иерархии соци­альных отношений можно выделить три уровня: общество в целом, обществен­ные образования и объединения (группы, классы, слои, круги и т. д.) и, нако­нец, уровень индивидуальных отношений. Каждому уровню соответствуют своя специфика, своя общественная значимость, особенный этап исторического развития отношений. Поэтому можно сказать, что с развитием общества и го­сударства происходит соответственно развитие и всех уровней культуры.

Виды:Правовая культура общества зависит от уровня правового развития различных социальных и профессиональных групп, а также от уровня развития отдельных индивидов. В этом аспекте нужно выделять правовую культуру

1. правовую культуру личности, человека, 2 групповую правовую культуру и 3. правовую культуру населения в целом

1. Правая культура личности - это знание, уважительное отношение че­ловека и гражданина к требованиям права, умение использовать права человека при защите своих интересов, а также сознательное выполнение всех правовых предписаний.

Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизирова­лось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала, ранее нам не известные.

Идея правового государства привела к пониманию права как формы контроля гражданского общества за государством, подчинению государства гражданскому обществу. Учитывая, что в последние годы в Российском государств одним из главных социально-правовых событий стал процесс возрождения гражданского общества, правовая культура личности напрямую стала сопрягаться с правовой культурой общества.

3. Правовая культура общества - это соответствующее прогрессивно логике развития человеческой цивилизации воспроизводство права, накопление и использование правовых ценностей, образующих правовое достояние общества.

Правовая культура нашего общества, находясь в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима демократическому, характеризуется еле дующими чертами:

- обобщенное формирование правовых ценностей;

- наличие системы юридического образования;

- развитие системы правовой информации;

- обеспечение состояния законности и соответствующего уровня законности;

-признание приоритета международно-правовых норм над внутренними.

Отсюда видно, что тесная взаимосвязь правовой культуры личности с пра­вовой культурой общества не приводит к их взаимному поглощению. И право­вая культура личности и правовая культура общества - это самостоятельные и достаточно обособленные правовые явления.

ФУНКЦИИ:

1. Познавательно-преобразовательная функция призвана со­действовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить соци­альную справедливость, политическую свободу, возможность все­стороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность, доброта и милосердие, моральный само­контроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода вы­бора.

2. Праворегулятивная функция направлена на обеспечение ус­тойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функцио­нирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и об­щества в целом.

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, вза­имность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядо­ченности в эти отношения.

3. Ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценнос­тях в праве и самом праве как ценности.

4. Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Важнейшими элементами нравственно-правовой социали­зации наряду с деятельностной активностью личности признать воспитание ее правовой культуры и формиро­вание правосознания (важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности).

5. Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она сущест­вует через это общение и влияет на него.

6. Прогностическая функция охватывает правотворчество и ре­ализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, харак­терных для всей правовой системы.

Наши рекомендации