Классификация методов государственного управления
Методы, используемые в государственно-управленческой практике, можно классифицировать по различным основаниям: по содержанию управленческой деятельности и технологии достижения целей управления, по характеру воздействия на волю и сознание объекта управления, по добровольности обеспечения должного поведения объекта управления.
При классификации и характеристике методов мы примем за основу, что метод можно понимать как систему способов воздействия, т.е. метод включает способы воздействия, а способ, в свою очередь, состоит из средств, приемов, действий[47]. Метод в данном случае выступает как родовое понятие, а способ - как видовое.
Применительно к содержанию основных направлений управленческой деятельности в зависимости от технологии достижения целей и решения задач принято выделять следующие методы административно-правового воздействия[48].
В рамках подзаконной нормотворческой деятельности используется метод нормативно-правового воздействия, который включает такие способы, как: закрепление в подзаконных нормативных актах моделей поведения участников управленческих отношений, обеспечивающих реализацию норм закона, прав и свобод граждан; формирование подзаконной нормативной базы, направленной на организацию правоприменительной деятельности.
В рамках оперативно-распорядительной деятельности (это созидательная, организующая правоприменительная деятельность органов государственного управления) используются следующие методы:
Структуризация состоит из следующих способов: создание организаций, их реорганизация, ликвидация, распределение и перераспределение полномочий, подчинение, изменение подчинения.
Легализация осуществляется посредством признания (беженцем, безработным и т. д.), регистрации (предпринимателей, автомашин, иностранцев, сделок и т. д.), нострификации (признания соответствия зарубежных документов об образовании российским) и другими способами.
Правонаделение – прием (на службу, в учебное заведение), призыв на воинскую службу, наделение правами, выдача разрешений (в том числе лицензирование), аккредитация.
Распределение ресурсов основано на том, что государственная администрация распоряжается колоссальными финансовыми, материальными средствами, включая природные ресурсы. Способы осуществления этого метода – бюджетное финансирование, кредитование, фондирование продукции, распределение жилых и нежилых помещений, земельных участков, выдача пенсий, пособий, квотирование, а также многое другое.
Контроль как метод управления осуществляется путем использования различных способов наблюдения (информационно-статистического, документального, непосредственного, истребование установленных отчетов), проверки (гласной, негласной) и оценки соответствия объекта контроля установленным требованиям (сертификация продукции, работ и услуг, аттестация объекта управления).
Временное ограничение полномочий, прав используется в условиях экстраординарных ситуаций путем введения на конкретной территории или объекте соответствующего административно-правового режима (чрезвычайного положения, контртеррористической операции, чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, карантина).
В рамках правоохранительной (юрисдикционной) деятельности применяются два метода: разрешение споров и принуждение.
В условиях внешней агрессии, вооруженной борьбы необходимо военное подавление попыток нарушить территориальную целостность, конституционный строй, суверенитет страны.
Поскольку каждый метод состоит из ряда способов воздействия, количество последних очень велико. Иными словами, у государственной администрации имеется большой арсенал способов властного регулирования деятельности организаций и граждан.
В зависимости от характера воздействия на волю и сознание объекта управления выделяют: методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на волю и сознание управляемых путем прямых приказов (распоряжений, команд), исполнение которых носит обязательный характер. Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления.
Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что субъект управления с их помощью создает такие условия, которые, в свою очередь, воздействуя на сознание и интересы объекта управления, стимулируют его действовать желаемым для субъекта управления образом. Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления.
С общетеоретических позиций, исходя из критерия добровольности обеспечения должного поведения объекта управления, выделяют два универсальных метода воздействия: убеждение и принуждение. Метод убеждения рассчитан на добровольное исполнение закона и решений субъекта государственного управления, метод принуждения позволяет заставить объект управления исполнять возложенные на него юридические обязанности.
Для того чтобы обеспечить исполнение действующего законодательства и решений органов государственного управления субъекты исполнительной власти используют прежде всего метод убеждения, применение которого можно разделить на два этапа:
- на первом этапе субъект исполнительной власти доводит до адресата (объекта управления) требования законодательства и принимаемые органами государственного управления решения, разъясняет их содержание, используя способы и приемы, обеспечивающие добровольное их исполнение;
- на втором этапе, оценивая реакцию объекта управления на первоначальное воздействие, субъект исполнительной власти, в случае положительной реакции и позитивного результата, применяет к нему поощрение.
При отрицательной реакции объекта управления на первоначальное воздействие и невыполнения им своих юридических обязанностей к нему в установленных законом случаях уполномоченным на то субъектом государственного управления может быть применено принуждение.
Принуждение как метод воздействия состоит в применении государственными органами и их должностными лицами установленных законом мер принуждения для преодоления правовой аномалии и позволяет посредством правовых ограничений, лишений, обременений или ответных действий заставить обязанных лиц исполнять возложенные на них юридические обязанности и соблюдать установленные законом запреты, а также обеспечить правопорядок, безопасность личности, общества и государства от потенциальных и реальных угроз.
Под правовой аномалией как основанием для применения принуждения следует понимать:
либо виновное или объективно противоправное неисполнение лицом юридической обязанности по соблюдению наказуемых запретов или по исполнению законных требований уполномоченных должностных лиц;
либо неисполнение лицом конкретных обязанностей, в том числе дополнительных, в связи с совершением правонарушения или возникновением иной потенциальной или реальной угрозы;
либо иную опасность, возникшую для урегулированных правом и охраняемых законом общественных отношений.
В качестве ответной реакции на правовую аномалию применяются меры принуждения, которые являются «первичным»структурным элементом принуждения.
Меры принуждения – это закрепленные законом способы, приемы и средства воздействия личного, имущественного и организационного характера, позволяющие заставить лицо исполнять юридические обязанности и соблюдать правовые запреты, и состоящие из правовых ограничений, лишений, обременений, ответных силовых физических действий, влекущих наступление правового урона, причинение морального, материального и (или) физического вреда.
Таким образом, убеждение и принуждение, являясь взаимосвязанными элементами механизма обеспечения правопорядка, взаимно дополняют друг друга.