Продовольственная проблема
Демографическая проблема
Вопрос 60 (Россия после 1991 г. Становление политической системы. Эконоческие реформы и их последствия. Реформы)
Политическая жизнь России отличается нестабильностью и своеобразием. Весьма динамична ситуация и в партийной жизни: образуются новые партии, распадаются существующие, возникают неожиданные блоки и коалиции.
Для анализа партийной жизни сегодняшней России необходим краткий исторический экскурс в дореволюционную эпоху (до октября 1917 г.), партийную жизнь той поры. Кстати, это поможет анализу политических партий сегодняшней России по следующим основаниям: традиция, заимствование зарубежного опыта, новаторство и оригинальность.
Становление многопартийности в России отличалось самобытностью. В начале сформировалась социал-демократия, а затем ~ непролетарские партии. К октябрю 1917 года в России действовало 15 общенациональных и не менее 35 региональных политических партий. По некоторым источникам, в стране существовало более 75 политических партий и организаций партийного типа. Наиболее многочисленными и влиятельными были: Партия социалистов-революционеров (эсэры) - более 500 тысяч членов; Российская социал-демократическая партия (большевики) -350 тысяч членов; Российская социал-демократическая партия (меньшевики)-193 тысячи членов; Конституционно-демократическая партия народной свободы (кадеты) - 70 тысяч и другие.
С 12 декабря 1917 года по 15 марта 1918 года функционировало коалиционное правительство.
Установление однопартийной системы в советском обществе произошло скорее под давлением обстоятельств, чем в результате заранее разработанного плана, отмечается в изданном в Лондоне "Словаре политики". Тем не менее более чем на 70 лет был приостановлен процесс формирования многопартийной демократической системы.
Отечественный опыт показывает, что длительная монополизация властных функций одной партией крайне отрицательно сказывается на обществе: сковывается демократия, народ отчуждается от власти, а власть - от народа, устраняется возможность соревновательности в политической жизни. Монополия на власть создает простор для произвола, развращает носителей властных полномочий и разрушает гражданское общество.
Не следует, однако, идеализировать многопартийную систему. В ней тоже есть свои слабости и недостатки, и это отмечают зарубежные политологи, изучавшие ее в течение многих лет изнутри. И все-таки надежды и перспективы демократизации общества сегодня во многом связываются именно с многопартийностью.
Процесс формирования многопартийности в обществе, которое не знакомо с опытом демократического развития и не имеет развитых демократических традиций, не может быть простым и безболезненным. Несостоятельными оказались надежды на то, что многопартийность можно внедрить сразу, скажем, после публикации Закона СССР об общественных объединениях. Этот закон лишь создал необходимую правовую основу для выхода на политическую арену уже существовавших организаций партийного типа и создания новых.
Генезис многопартийности в России проходит несколько этапов. Первый этап становления многопартийности нередко называют "неформальной волной" (1986-весна 1988 г.). Окончание этого этапа характеризуется становлением массовых политических движений. В то время КПСС сохраняла всю полноту политической и государственной власти. Первоначально будущая многопартийность зарождалась в недрах массовых политических движений. И лишь со второй половины 1990 года многопартийный режим политической системы обретает самостоятельный облик.
Сложившаяся в это время политическая культура неформального общественно-политического движения имела элитарный характер. Итогом полуторагодовой деятельности неформальных групп явилось фактическое признание их существования официальными властями, а достижением стало формирование устойчивого ядра лидеров и активистов (по экспертным оценкам - около 1-1,5 тыс. человек) с широкой аудиторией (около 50 тыс, человек).
Скачок в развитии оформившегося самодеятельного политического движения населения, так называемых "общественных инициатив", явился следствием изменения внутри- и внешнеполитического климата страны, связанного с попыткой части руководства КПСС осуществить новый поворот в реформах, ориентированный на большую либерализацию политической системы. Именно в это время происходит практически полная легализация "неформалов" в рамках объявленной осенью 1988 года ЦК КПСС политики "широкого общественного диалога". Неформальные организации получили реальный шанс расширить свое участие в политической жизни и деятельности. Индикатором новых веяний в советской политике того периода стали критические публикации в журналах и развертывание газетной кампании за перестройку, новые элементы в диалоге руководства страны с Западом, "всенародная" дискуссия газеты "Правда" по поводу статьи Н. Андреевой "Не могу поступиться принципами", а также призывы М.С. Горбачева к созданию "широкого общественного движения в поддержку реформ".
Волна "народо-фронтовского" движения в России сложилась в ходе массовых акций социального протеста весны-лета 1988 года и достигла своего апогея в 1989 году. В это время впервые удачно и широкомасштабно "неформалами" была использована официальная кампания - подготовка наказов XIX Всесоюзной партконференции. В Москве, в городах Поволжья, в Южно-Сахалинске прокатились многотысячные митинги по вопросам социальной справедливости, звучала мощная критика в адрес местных руководителей как "оплота антиперестроечных сил", предлагались альтернативные варианты по дальнейшей демократизации страны.
Показателем успешного использования в пропагандистских целях официальной массовой политической кампании явились подготовка и проведение выборов народных депутатов СССР. Сотни митингов сформировали постоянную аудиторию в сотни тысяч людей. Только в Москве эта аудитория насчитывала более 50 тысяч человек.
К этому периоду относится пояление первых "партий". Они являлись по сути теми же "неформальными" группами малой численности, которые возникли на основе провозглашения "клубами" и группами" того, что они превращаются в партии.
1988-1990-е годы явились своеобразным бумом партийного строительства. Тогда же и стала прорастать реальная многопартийность. В ходе избирательных кампаний 1989-1990 годов "народные фронты" предпринимали усилия по развитию территориальных организаций в качестве опоры для расширения массовой базы в виде постоянно действующих митинговых активистов, инициативных групп избирательной направленности и различных форм самодеятельного народного контроля.
В конце 1990-первой половине 1991 года сложились первые партии: Социал-демократическая партия РФ (СДПР), Республиканская партия РФ (РПРФ), Партия свободного труда (ПСТ), Либерально-демократическая партия Советского Союза, Российское христианско-демократическое движение (РХДД), Демократический союз. Крестьянская партия РФ и ряд других. По приблизительным экспертным оценкам, число политических организаций, принявших наименование "партия", составляло в СССР на январь 1990 года около 40. Своих лидеров эти партии получили зимой-весной 1991 года, когда началась подготовка к выборам Президента РФ, сложился первый эшелон фракций в Верховном Совете РФ, которые воспроизвели в том или ином виде партийное ядро этих организаций,
Принятие в октябре 1990 года Закона СССР "06 общественных объединениях" стимулировало следующий этап формирования партий. Этот этап начался в августе 1991 года и фактически продолжается по сей день.
Важно отметить, что до конца 1993 года выборы и формирование органов власти происходили не на многопартийной основе. После выборов в Государственную думу и принятия Конституции Российской Федерации, статья 13 которой признает политическое многообразие, многопартийность, партии, казалось бы, получили реальную возможность влиять на государственную жизнь через своих представителей. Однако, как показала практика, эта возможность практически сведена на нет отсутствием у партий из-за рыхлой организационной структуры возможности влиять на поведение своих членов-депутатов. В реальности политические партия зачастую изолированы от механизма принятия государственных> решений, имеют минимальную возможность выработки и осуществления альтернативных программ общественного развития.
В современных зарубежных государствах происходит соперничество между основными политическими партиями. Но оно осуществляется по поводу приоритетности решения стоящи? перед обществом задач. А именно: первоочередности обеспечения специфических социальных интересов, в том числе интересов различных слоев господствующего класса; методов осуществления социальных и общенациональных интересов, распределения высоких постов, путь к которым открывает государственная власть Однако соперничество ведущих политических партий не затрагивает коренные устои общества, основные принципы его организации и функционирования. Правящие группы, стоящие за этими партиями, а также сами партии едины в признании и верности основных ценностям и идеалам, целям общества с доминирующей частной собственностью. Именно эта приверженность составляет основу для сотрудничества партий в главном - сохранении существующего строя, исключении сотрясающих общество социальных конфликтов, достижении консенсуса и политической стабильности.
В современной России зарегистрировано несколько десятков политических партий, но еще рано говорить о сложившейся многопартийной системе. Серьезным препятствием на пути многопартийности является отсутствие в обществе консенсуса по поводу базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития. А нормальное функционирование многопартийности возможно лишь на базе признания и поддержки таких ценностей основными политическими силами общества. Нельзя представить себе чередование у кормила власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средство производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.
Вопрос 50 (Народы Азии и Африки во второй половине XX в.)
ОСВОБОЖДЕНИЕ НАРОДОВ АЗИИ И АФРИКИ ВО II ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Крупнейшим событием послевоенной истории стал распад колониальной империи. Это было во многом связано с ослаблением старых колониальных империй в ходе II Мировой войны. В сороковых годах освобождаются большинство колоний в Азии. Начинается процесс деколонизации.
В августе 1947г получили независимость Индия и Пакистан.
1957г англичане, подавив партизанское движение, передали власть умеренным националистам в Малайе.
В Бирме Англия не пыталась восстановить колониальный режим.
В 1968г Англия объявила об уходе из своих бывших владений и военных баз в Азии к востоку от Суэца.
Франция потерпела поражение в войне во Вьетнаме (1946-1954г). Проблемны северо-африканские колонии.
В 1956г получили независимость Марокко и Тунис. 8 лет продолжалась борьба в Алжире.
Итальянские колонии взяты под опеку ООН. В1951 г. Ливия и в 1960 г. Сомали стали независимыми. Проблема Ближнего Востока.
После образования Ирака (1932 г.) и Египта (1936 г.) Великобритания 20 лет сохраняла там свое военное присутствие.
В 1945-1946 гг. Франция отказалась от мандата на Сирию и Ливан, а Англия на Трансиорданию. Английский мандат в Палестине: террор арабских и еврейских националистов; обращения Англии в ООН об отмене мандата; резолюция ООН о создании в Палестине арабского и еврейского государств, 1948 г. вывод войск Англией. Создано еврейское государство Израиль. Арабское государство создано не было. В Палестине началась гражданская война. Исчезло пространство для территории арабского государства: Израиль захватил Сектор Газа, Трансиордания присоединила Западный берег. Палестинские беженцы. Заявление арабских государств о непризнании Израиля. Арабо-израильские войны. 1964 г. создание Организации освобождение Палестин. Семидневная война 1967 г.: победа Израиля, оккупация западного берега и Голландских высот. Арабские беженцы. 1970 г. конфликты между арабскими странами.
Воинствующие мусульмане объявили джихад (священную войну) против Израиля став на пути терроризма. Палестинская проблема сохраняется. У Израиля нет единого подхода к справедливым требованиям арабов о праве на организацию своего «национального очага».
Африка позднее освобождается от колониализма (50-60-е гг.)
1956 г. Франция признала независимость Марокко и Туниса, 8 лет вела войну в Алжире(1954-1962 гг.)
1960 г. – «год Африки». Образовалось 45 независимых государств в бывших английских и французских колониях.
1974 г. – Ангола и Мозамбик сами завоевали независимость (Португальские).
1990 г. – обрела свободу Намибия.
Деколонизация Африки осуществлялась в обстановке различных конфликтов (международных, межпланетных, расовых). В большинстве государств установились военные диктатуры или авторитарно-монархические режимы. В нескольких государствах правительство терпимо к оппозиции. Конфликты порождают проблему беженцев. В Африке – 10% населения мира, 1% промышленного производства. Бедность. Безработица. Растущая задолженность.
Значение: Образование новых государств – важный фактор в мировой политике. Они – две - трети членов ООН. Развитие человеческой цивилизации в глобальном масштабе.
Возможность самостоятельного развития, модернизации и выбора пути развития с учетом национальных традиций и культурно-цивилизационных особенностей.
Модернизация догоняющая (обычно говорят о «III эшелоне»).
Начался в70-80-е гг. Выявились мощные культурно-цивилизазационные регионы, силу традиций которых не может подорвать никакое влияние Европы:
1) Китайско-конфуцианский регион (Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур)
2) Индо-буддийско-мусульманский блок (Индия, Пакистан, Юго-Восточная Азия)
3) Арабо-мусульманский регион (Ближний восток, Афганистан, Ирак, Иран, страны Магриба)
4)Центральная и Южная Африка.
Проблема выбора путей развития:
- «Социалистический путь» (Китай, Вьетнам, Северная Корея). Позже выход на рыночные реформы, отказ от построения социализма по марксистской модели.
- Социалистическая ориентация (род африканских и арабских стран). Идея мировой революции, избавление от отсталости и скачка к обеспеченности и свободе не реализовалась. Национализация, кооперирование, однопартийность, авторитарно-диктаторские режимы привели к серии военных переворотов и переходу к рыночно-собственническим отношениям, многопартийности.
Итоги: в 50-60-е гг. десятки стран III мира добились успехов в индустриализации, модернизации, социальной сферы.
Малые и средние «тигры» (Сингапур, Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Турция). Крупнейшие «драконы» (КНР, Индия, Индонезия, Нигер, Пакистан)
В них ВВП возрастал на 5,1%. Вдвое обгоняли по темпам развития ведущие страны. Создали относительно эффективную экономику и социальные структуры. (Роль форсированной индустриализации 50-70 гг., расширение внутреннего потребления, увеличение экспорта, изменение структуры экономики; государственное регулирование, поддержка приоритетных сфер, мелкого и среднего бизнеса, экспортных отраслей, социальной инфраструктуры).
В 80-90-е гг. – острые кризисы в ряде стран. Проведены реформы хозяйственного механизма.
Несмотря на 10-кратное отставание от Запада имеет место существенный прогресс: сокращение бедности, рост уровня грамотности, рост продолжительности жизни.
Однако: за порогом бедности более 1,2 млрд. человек (900 млн. человек в Азии, 300 млн. человек в Африке).
НТР на Западе способствует ликвидации в III мире неэффективных структур и адаптации к новым условиям, развитию науки.
Вопрос 41 (Российские революции 1917 г. Гражданская война)
I Мировая война глубоко потрясла основы европейского общества. Революции, политические кризисы, обнищание народов требовали от правительств, политических партий нового политического курса. В это время усилилось влияние и позиции социал-демократических партий, которые возглавляли правительства ряда стран или вошли в правящую коалицию. Расширено избирательное право. Важную роль стали играть пресса, радио, кинематограф, зарождалась «массовая культура».
В развитии обществ проявлялись тенденции:
1) к стабилизации и реформам (Великобритания, США, Франция, Скандинавские страны, а также страны с умеренно-реформистким центром)
2) к установлению авторитарных режимов (страны южной и Юго-Восточной Европы – Венгрия, Болгария, Греция, Албания)
3) к установлению тоталитарных режимов (Италия, Германия, Испания, Португалия)
В период между двумя мировыми войнами в Европе функционировали 2 разновидности политических режимов: авторитарно-тоталитарная модель и либерально-демократическая модель общественного развития. Наиболее полным логическим завершением тоталитарной модели были фашистские режим, утвердившиеся сначала в Италии, затем в Германии (в форме нацизма), также в Испании и Португалии (иберийский вариант).
Тоталитарные режимы создавались для решения задач:
- выхода из тяжелого экономического и политического кризиса
- милитаризации и подготовки к войне
- ускорения индустриализации или изменения общества и человека в соответствие с заранее заданной идеологической конструкцией.
Для тоталитарной системы характерно поглощение гражданского общества государством. Налицо всеобщность, тотальность государственного регулирования. Рыночные отношения заменены государственно-бюрократическим регулированием, планированием, распределением. Ограничивается частная собственность, исчезает экономическая основа свободы личности. Уничтожаются режимы и институты либеральной демократии, устанавливается государственно-партийная диктатура. Создание системы государственного регулирования экономики с экономическим планом, нацеленным на милитаризацию и подготовку к войне. Разгоняются профсоюзы. Вместе с тем сохраняется активная социальная политика. Однопартийность, превращение террора в средство управления государством. Отсутствие реальных прав и свобод, репрессии.
Авторитарно-демократические режимы утвердились в межвоенный период в Центральной и Юго-Восточной Европе (Австрия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия, Польша). Основан на власти какого-либо авторитета. Безраздельно господствует исполнительная власть. Парламент сохраняется, но превращается в совещательное учреждение. Методы государственной деятельности – приказы и команды. Личность слепо следует авторитету. Рассмотрим страницы истории некоторых из этих стран.
Австрия: В 1918г произошла революция, в ходе которой без вооруженной борьбы свергнута монархия, выбрано Учредительное собрание. В 1920г. Конституция закрепила республиканский строй и демократические права граждан. Приняты заказы о ликвидации титулов и привилегий, конфискации имуществ, императорской семьи, социальные законы.
Югославия: Антиавстрийские выступления в землях Австро-Венгрии началось осенью 1918г. В результате государство словенцев, хорватов, сербов (ГСХС) приняли решение об объединении в Королевство сербов, хорватов, словенцев. Позднее вошла Черногория. Возникшее государство приняло название Югославия.
Польша: Восстановление независимости Польши проходило этапно: под влиянием революции в Германии в оккупированной германскими войсками Польше создано Временное польское правительство. В декабре 1918 освобождена часть западных Польских земель. Другие территории отошли к Польше по Версальскому мирному договору. Формирование Польши как республики завершилось в марте 1921г с принятием конституции. Государство возглавил Ю.Пилсудский. Его правление имело авторитарный характер.
Вопрос 39 (Первая мировая война: причины, этапы. Гражданская война)
Обстановка накануне войны
В начале XX в. произошло оформление блоков стран — участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой - Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904-1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами лежал в основе будущей мировой войны. При этом Германия стремилась завоевать достойное место под солнцем, Англия защищала сложившуюся мировую иерархию.
Германия в начале века вышла на второе место в мире по уровню промышленного производства (после США) и первое место в Европе (в 1913 г. Германия выплавила 16,8 млн. т чугуна, 15,7 млн. т стали;
Англия соответственно — 10,4 млн. т и 9 млн. т (для сравнения Франция — 5,2 млн. и 4,7 млн. т соответственно, а Россия — 4,6 млн. т и 4,9 млн. т). Достаточно быстрыми темпами развивались остальные сферы национального хозяйства Германии, наука, образование и т. д.
В то же время геополитическое положение Германии не соответствовало растущей мощи ее монополий, амбициям крепнущего государства. В частности, колониальные владения Германии были весьма скромными в сравнении с другими индустриальными странами. Из 65 млн. кв. км совокупных колониальных владений Англии, Франции, России, Германии, США и Японии, в которых проживало 526 млн. туземцев, на долю Германии к началу Первой мировой войны приходилось 2,9 млн. кв. км (или 3,5%) с населением в 12,3 млн. человек (или 2,3%). При этом следует учитывать, что население самой Германии было самым многочисленным из всех стран Западной Европы.
Уже в начале XX в. усиливается экспансия Германии на Ближнем Востоке в связи с постройкой Багдадской железной дороги; в Китае — в связи с аннексией порта Цзяочжоу (1897) и установлением ее протектората над Шаньдунским полуостровом. Германия также устанавливает протекторат над Самоа, Каролинскими и Марианскими островами в Тихом океане, приобретает колонии Того и Камерун в Восточной Африке. Это постепенно обостряло англо-германские, германо-французские и германо-русские противоречия. Помимо этого германо-французские отношения были осложнены проблемой Эльзаса, Лотарингии и Рура; германо-русские — вмешательством Германии в Балканский вопрос, ее поддержкой там политики Австро-Венгрии и Турции. Обострились и германо-американские торговые отношения в области экспорта продукции машиностроения в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока (в начале века Германия экспортировала 29,1% мирового экспорта машин, в то время как доля США составляла 26,8%. Предвестниками Первой мировой войны стали марокканские кризисы (1905, 1911), Русско-японская война (1904-1905), захват Италией Триполитании и Киренаики, Итало-турецкая война (1911—1912), Балканские войны (1912—1913 и 1913).
Накануне Первой мировой войны резко усилилась пропаганда милитаризма и шовинизма практически во всех странах. Она ложилась на вздобренную почву. Развитые индустриальные государства, добившиеся ощутимого превосходства в экономическом развитии в сравнении с другими народами, стали ощущать и свое расовое, национальное превосходство, идеи которого уже с середины XIX в. культивировались отдельными политиками, а к началу XX в. становятся существенным компонентом официальной государственной идеологии. Так, созданный в 1891 г. Пангерманский союз открыто провозгласил главным врагом вошедших в него народов Англии, призвав к захвату принадлежащих ей территорий, а также России, Франции, Бельгии, Голландии. Идеологическим основанием этого стала концепция о превосходстве немецкой нации. В Италии велась пропаганда расширения господства в Средиземном море; в Турции культивировались идеи пантюркизма с указанием на главного врага — Россию и панславизм. На другом полюсе — в Англии процветала проповедь колониализма, во Франции — армейского культа, в России — доктрина защиты всех славян и панславизма под эгидой империи.
Итоги войны
По Версальскому договору территория Германии сократилась на 70 тыс. кв. км, она лишилась всех немногочисленных колоний; военные статьи обязывали Германию не вводить воинскую повинность, распустить все военные организации, не иметь современных видов вооружения, выплатить репарации. Основательно была перекроена карта Европы. С распадом Австро-Венгерской дуалистической монархии была оформлена государственность Австрии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, подтверждены самостоятельность и границы Албании, Болгарии, Румынии. Бельгия, Дания, Польша, франция и Чехословакия вернули себе захваченные Германией земли, получив под свое управление часть исконных немецких территорий. От Турции были отделены Сирия, Ливан, Ирак, Палестина и переданы в качестве подмандатных территорий Англии и Франции. Новая западная граница Советской России также была определена на Парижской мирной конференции (линия Керзона), при этом закреплялась государственность частей бывшей империи
Вопрос 58 (Система международных отношений в современном мире )
Современная система международных отношений имеет общепринятое название Вестфальской системы международных отношений. Своим рождением она обязана Вестфальскому миру 1648 г., который подвел черту под эпохой тридцатилетней войны в Европе. С этого момента миновало уже 360 лет. Многое изменилось в системе международных отношений с тех пор – изменилась политическая карта мира, во многих регионах в характере международных отношений произошли фундаментальные изменения, принципиально новой стала и технологическая основа мировой экономки и политики. Тем не менее концепт Вестфальской системы остался прежним. Почему? Очевидно, причиной выступает некая целостность пространства мировой политики прошлого и настоящего. Она состоит в том, что как в прошлом, так и в настоящем времени ведущим фактором международных отношений выступает национальное государство.
Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства. Включают валютно-финансовые, торговые, производственные, трудовые и другие отношения. Лидирующей формой международных экономических отношений являются валютно-финансовые отношения. В современном мире особенно актуальным является глобализация и регионализация международных экономических отношений. Доминирующая роль в установлении мирового экономического порядка принадлежит транснациональному капиталу и международным институтам, среди которых важная роль принадлежит Всемирному Банку и Международному валютному фонду (МВФ). В результате международного разделения труда сформировались мировые полюса экономического и технологического развития (Североамериканский, Западноевропейский и Азиатско-Тихоокеанский). Среди актуальных проблем международных экономических отношений выделяются проблемы создания зон, международных и интернет-экономики.
«Международные политические отношения - это политические отношения, которые также включаются в предмет политологии, поскольку речь идет об отношениях между государствами (и другими политическими субъектами) по поводу власти в форме гегемонии и/или господства на мировой арене». Властные отношения могут проявляться и в других формах - влияния или давления, доминирования, контроля и др. Совокупность отношений между народами в рамках их государств, образующая разнообразие международной жизни, составляет объект внешнеполитического регулирования. Вместе с тем, международные политические отношения - это и социально-экономические, военные, экологические, культурные и т. п. связи, образующие определенную систему отношений, комплексных по своему содержанию. Однако все они, будучи в той или иной мере связанными с государством и другими политическими субъектами, неизбежно при этом политизируются.
Международные (межгосударственные) отношения составляют основу мирового политического процесса, участниками которого являются сотни государств, межгосударственных и неправительственных организаций. Его направленность, как и структура международных отношений, сложна, изменчива, зависима от соотношения сил на мировой арене. Особенно динамично международные политические отношения менялись в XX веке. Это связано с такими историческими событиями, как первая и вторая мировые войны, Октябрьская революция в России, возникновение и распад Советского Союза, и обусловлено появлением двух основных военно-политических группировок-НАТО и ОВД, крушением колониальной системы империализма, гонкой вооружений, возникновением глобальных проблем человечества.
Вопрос 55 (Массовая культура в XX в. )
Массовая культура или поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе и поп-музыку, литературу, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п.
Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX века в текстах М. Хоркхаймера и Д. Макдональда, посвященных критике телевидения. Термин получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.
Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.
В ХХ веке массовое общество и сопряженная с ним массовая культура стали предметом исследований виднейших ученых в разных научных областях: философов Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс»), Карла Ясперса («Духовная ситуация времени»), Освальда Шпенглера («Закат Европы»); социологов Жана Бодрийара («Фантомы современности»), П. А. Сорокина («Человек. Цивилизация. Общество.») и других. Анализируя массовую культуру, каждый из них отмечает тенденцию к ее коммерциализации.
Говоря об искусстве в целом, приблизительно аналогичную тенденцию отмечал П. А. Сорокин в середине XX века: «Как коммерческий товар для развлечений, искусство все чаще контролируется торговыми дельцами, коммерческими интересами и веяниями моды… Подобная ситуация творит из коммерческих дельцов высших ценителей красоты, принуждает художников подчиняться их требованиям, навязываемым вдобавок через рекламу и другие средства массовой информации». В начале XXI века современные исследователи констатируют те же культурные явления: «Современные тенденции имеют кумулятивный характер и уже привели к созданию критической массы изменений, затронувших самые основы содержания и деятельности культурных институтов. К наиболее значимым из них, на наш взгляд, относятся: коммерциализация культуры, демократизация, размывание границ — как в области знания, так и в области техники, — а также преимущественное внимание к процессу, а не к содержанию».
Отношение науки к массовой культуре меняется. Если Карл Ясперс назвал массовое искусство «упадком сущности искусства», а Жан Бодрияр говорил, что все сферы современного искусства «входят в трансэстетическую сферу симуляции», то эти концепции были пересмотрены в 1960—1970 гг. в рамках постмодернизма, уничтожившего для многих исследователей противопоставление массовой и элитарной культур качественного оценочного смысла Говоря об искусстве (подразумевая элитарное искусство) начала XX века, Ортега-и-Гассет говорит о его дегуманизации. В таких условиях увеличение роли «сверх-гуманизированного» массового искусства — процесс закономерный.
Вопрос 52 (Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX в.)
В течение 1989 г., особенно в последние месяцы, в странах Центральной и Восточной Европы произошли важные революционные события, положившие начало длительному периоду глубоких общественно-экономических и политических перемен, которые по масштабу этих перемен носят характер демократических революций.
Это были революции, которые ставили своими задачами разрушение политических и экономических структур, закрепляющих состояние социально-экономического тупика, восстановление общечеловеческих механизмов прогресса, ликвидацию тоталитарных политических режимов и грубых ограничений или нарушений прав и свобод, утверждение общепринятых в мире принципов демократии.
В Польше, например, где революционные события нарастали с начала 80-х гг., а правящие круги вынуждены были идти на уступки оппозиции, диалог между правящей партией и оппозицией в форме "круглого стола" привел к соглашению о проведении парламентских выборов на основе политического плюрализма. Была легализована главная оппозиционная сила существующему режиму - движение "Солидарность", в июле 1989 г. были проведены свободные выборы, на которых правящая партия (ПОРП) потерпела поражение и к власти пришла оппозиция.
Наиболее плавной и мирной стала венгерская революция в силу постепенного назревания здесь кризисных явлений, неудавшегося революционного выступления 1956 г. и последовавшего за ним более чем тридцатилетнего периода поисков выхода из экономического тупика с помощью реформ и относительной либерализации политического режима.
В Венгрии, особенно к концу социалистической эпохи, существовала многопартийность, был ослаблен тотальный контроль над словом и печатью (с середины 60-х гг., например, здесь была упразднена предварительная цензура, а ответственность за "крамольные выступления" прессы целиком перекладывалась на редакторов), большей свободой деятельности обладали профсоюзы, владельцы частных предприятий, которые могли нанимать до 100 рабочих, и пр.
Гибкая политика правящей партии (ВСРП) в событиях 1989 г. дала возможность ей удержаться на политической арене и даже занять на ней определенное место. В октябре1989 г. здесь был принят закон о многопартийности и деятельности партий. Согласно закону, была значительно упрощена процедура создания новых политических партий и возрождения старых, так называемых исторических партий (к моменту принятия закона их число достигало 15), был изменен порядок деятельности партий, которые впредь не могли осуществлять эту деятельность "на рабочих местах", в органах государственной власти, вооруженных силах, полиции и пр. Предусмотрен был и жесткий финансовый контроль за их хозяйственной деятельностью. Партии должны были впредь отчитываться о размерах своего имущества и источниках поступления доходов перед вновь созданной Государственной учетной палатой. Контроль за всеми другими аспектами их деятельности был передан Конституционному суду.
Уже в октябре 1989 г. в старую Конституцию 1949 г. Законом XXXI был внесен ряд существенных изменений, отразивших поиск социальных компромиссов. Как подчеркивалось в самой преамбуле Конституции, они преследовали цели "мирного политического перехода к правовому государству, в котором реализуются многопартийная система, парламентская демократия и социально ориентированная рыночная экономика". В соответствии с этими целями в гл. 1, "Общие положения", был определен характер экономики Венгрии, "использующей преимущества планирования рыночной экономики, в которой общественная собственность и частная собственность равноправны и пользуются равной защитой", а государство "на основе принципа равных возможностей признает и поддерживает предпринимательство и свободу конкуренции, которые могут ограничиваться лишь конституционным законом". Венгрия, согласно, провозглашалась республикой, независимым, демократическим, правовым государством, в котором в равной степени "реализуются ценности буржуазной демократии и демократического социализма".
На мартовских выборах 1990 г. ВСРП не набрала минимума в 4% голосов для того, чтобы войти в Государственное собрание Венгерской Республики, а созданная на основе ее раскола самостоятельная Венгерская социалистическая партия получила лишь 8,5% голосов. Большинство мест в парламенте заняла центристская партия Венгерский демократический форум. Поражение на выборах левых сил дало основание в июле 1990 г. новому составу Государственного собрания исключить из Конституции упоминание о социализме. После того как Венгерская социалистическая партия отвергла марксистско-ленинскую идеологию и сделала выбор в пользу западной социал-демократии, ей вновь удалось прийти к власти в 1994 г.
Определенным "амортизатором" крайнего обострения обстановки стали и события 1968 г. в Чехословакии, когда была сделана попытка качественно изменить тоталитарную систему, сохранив при этом некапиталистический характер развития. Ставилась задача, как тогда говорилось, придать социализму "человеческое лицо", то есть вернуть страну в тот народно-демократический строй, который существовал здесь до 1948 г. (с разнообразными формами собственности, частным крестьянским хозяйством и пр.). Под влиянием активизации "политики улиц", массовых демонстраций в декабре 1989 г. правящая партия отказывается от монополии на власть. На основе "Гражданского форума", общественного движения, сыгравшего одну из главных ролей в революции, создается Федеральное правительство национального согласия. Вслед за этим один из его признанных лидеров, В. Гавел, становится президентом страны. На июльских выборах 1990 г. лидирующие позиции завоевывает в федеральном собрании также "Гражданский форум", а КПЧ получает лишь 13,5%. голосов.
Рост революционных настроений в ГДР, выражение недовольства значительной части населения страны существующим порядком приобрели, как уже отмечалось, форму массового бегства восточных немцев за границу, приостановить которое не смогло и сооружение в 1961 г. ненавистного символа тоталитаризма - Берлинской стены.
Еще в 1953 г. здесь произошло открытое антиправительственное выступление, подавленное с помощью советских войск. На первых свободных выборах в ГДР в марте 1990 г. победу одержала оппозиция (Альянс за Германию, Христианско-демократический союз, Германский социальный союз и Демократическое движение), набравшая 48% голосов.
В Румынии на майских выборах 1990 г. 66% голосов получил Фронт национального спасения, возглавлявший ранее восстание румынского народа против авторитарно- деспотического режима Н. Чаушеску, который на основании приговора, вынесенного в декабре 1989 г., был казнен вместе с женой.
Новые массовые демонстрации с требованием отставки коммунистического руководства Албании прошли лишь в феврале 1991 г., более того, на первых свободных выборах в марте этого года здесь победила, благодаря поддержке сельских избирателей, правящая Албанская партия народа. Только через год на парламентских выборах победила Демократическая партия и был избран первый некоммунистический президент страны - Сали Бериша.
Вопрос 53 («Биополярная» система международных отношения во второй половине XX в.)
Окончание Второй мировой войны ознаменовало важный рубеж развития международной системы в ее движении от множественности главных игроков международной политики к уменьшению их числа и ужесточению иерархии – то есть отношений соподчиненности – между ними. Многополярная система, сформировавшаяся во времена Вестфальского урегулирования (1648 г.) и сохранявшаяся (с модификациями) на протяжении нескольких веков до Второй мировой войны, преобразовалась по ее итогам в биполярный мир, в котором доминировали США и СССР. Этот структура, просуществовав более полувека, в 90-х годах уступила место миру, в котором уцелел один «комплексный лидер» – Соединенные Штаты Америки.
Как описывать эту новую организацию международных отношений с точки зрения полярности? Без выяснения различий между много-, би- и однополярностью корректно ответить на этот вопрос нельзя. Как отмечалось во введении к первому тому настоящего издания, подмногополярной структурой международных отношений понимается организация мира, для которой характерно наличие нескольких (четырех или более) наиболее влиятельных государств, сопоставимых между собой по совокупному потенциалу своего комплексного (экономического, политического, военно-силового влияния и культурно-идеологического) влияния на международные отношения.
Для биполярной структуры типичен отрыв всего двух членов международного сообщества (в послевоенные годы – Советского Союза и США) от всех остальных стран мира по этому совокупному показателю для каждой из держав. Следовательно, если налицо отрыв не двух, а всего одной державы мира по потенциалу своего комплексного влияния на мировые дела, то есть влияние любых других стран несопоставимо меньше влияния единственного лидера, то такую международную структуры приходится считать однополярной.
Вопрос 45 (Политическая карта мира после Второй мировой войны)
После Второй мировой войны, политическая карта мира условно разделилась на три мира. Первый мир - капиталистические страны (такие как: Австралия, Австрия, Андорра, Бельгия, Бермудские острова, Ватикан, Великобритания, Германия, Греция, Гонконг, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сингапур, США, Тайвань, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Южная Корея, Япония), второй мир - социалистические страны (в середине 1980-х годов в СССР к социалистическим относили 15 стран: Народная Социалистическая Республика Албания, Народная Республика Болгария, Венгерская Народная Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Германская Демократическая Республика, Китайская Народная Республика, Корейская Народно-Демократическая Республика, Республика Куба, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Монгольская Народная Республика, Польская Народная Республика, Социалистическая Республика Румыния, Союз Советских Социалистических Республик, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В настоящее время к странам второго мира как в политическом, так и в экономическом отношении относятся КНДР и Куба.), а к третьему миру относятся все, неприсоединившиеся страны к двум предыдущим мирам, в некотором роде, отстающие в своём развитии страны! К ним можно отнести страны: Южной Америки, Центральной Америки, Африки, Аравийского полуострова и полуостровов Индостан и Индокитай.
Вопрос 47 (Западная Европа после Второй мировой войны)
Вторая мировая война принесла человечеству огромные материальные и людские потери. Коренным образом изменилось соотношение сил в капиталистическом мире. Германия, Италия и Япония потерпели поражение в войне. Экономически ослабела и потеряла былое значение Франция. Значительно ухудшилось положение Великобритании. В результате войны ее позиции были подорваны. США, наоборот, обогатились на военных поставках. Они превратились в самую сильную капиталистическую державу.
После окончания второй мировой войны перед странами Западной Европы встала основная проблема восстановления разрушенной в ходе войны экономики. В 1945 г. ВНП Италии находился на уровне 1909 г., Германии - 1908 г., Франции -1891 г., Австрии - 1886 г. В отличие от стран Западной Европы, доля США в мировом валовом продукте достигла 45%, а их превосходство в научно-технологической сфере было настолько велико, что не поддавалось оценке.
Европа после войны не только оказалась в тяжелом экономическом положении, но и в состоянии духовного кризиса. Нацистское господство в Германии в течение 12-ти лет привело к тому, что страна являлась поверженным агрессором и обвиненным в невиданных ранее преступлениях против человечности (геноциде). Территория Германии была разделена. В Испании, Португалии и Греции сохранились полуфашистские режимы. Во Франции часть политических кругов надолго запятнала себя сотрудничеством с нацистами. Европа в первое послевоенное десятилетие перестала быть активным субъектом международных отношений.
Важную роль в решении основной проблемы - восстановлении экономики ведущих западно-европейских стран - сыграло то, что, освободившись от одиозных тоталитарных режимов, этим странам при поддержке США удалось разработать правильную стратегию экономического развития. Был взят курс на соединение развитого человеческого капитала с достижениями мировой культуры и научно-технического прогресса, а также создание и развитие “государства благосостояния”.
Началось беспрецедентное ускорение НТП, создание новых сфер производства, масштабное развитие науки и превращение ее в непосредственную производительную силу. Уже в конце 40-х-начале 50-х годов в Западной Европе прокатилась первая волна НТП. Она позволила восстановить на новой качественной основе экономическую инфраструктуру. Быстро развивались наукоемкие производства.
5 июня 1947 г. государственный секретарь США Маршалл предложил план “помощи” разоренной Европе. Страны Западной Европы (Австрия, Англия, Бельгия, Голландия, Греция, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Португалия, Швейцария, Швеция, Турция, Франция, Эйре) приняли план помощи. В 1948 г. к нему присоединилась и Западная Германия.
Действие “плана Маршалла” продолжалось с 1948 по 1952 г. и было направлено не только на помощь пострадавшей в войне Западной Европе, но прежде всего на укрепление экономических и политических позиций США в важнейшем стратегическом и геополитическом регионе планеты. Наряду с военно-политическим альянсом НАТО, созданным в 1949 г., “план Маршалла” способствовал укреплению союза Западных стран в борьбе против СССР и коммунистического движения.
Уже в конце второй мировой войны в развитых капиталистических государствах начался подъем рабочего движения, усилилось влияние коммунистических партий, активизировались другие демократические движения. Наибольших успехов добился пролетариат Франции и Италии, где были созданы мощные профсоюзные объединения трудящихся (Всеобщая конфедерация Труда во Франции и Всеобщая итальянская конфедерация труда). Рабочий класс этих стран уже в условиях фашистской оккупации выступал в роли активной силы единого Национального фронта, что способствовало сплочению патриотических элементов всех слоев населения в борьбе с фашизмом.
Активное участие в борьбе с фашизмом принимали коммунисты западноевропейских стран. Борьба за свободу и независимость своих стран привела к укреплению авторитета и влияния коммунистических партий среди широких масс населения. В 1945 г. Коммунистическая партия Франции стала самой крупной и влиятельной партией в стране. В ее рядах насчитывалось около 700 тыс. членов. В массовую марксистско-ленинскую партию превратилась Коммунистическая партия Италии. В 1945 г. в ее рядах насчитывалось до 1700 тыс. членов, и она пользовалась огромным доверием широких слоев трудящихся.
Под руководством коммунистических партий трудящиеся Франции, Италии вели борьбу за демократизацию, за восстановление экономики в интересах трудящихся, за улучшение социального положения населения. Важное место в борьбе коммунистов занимали вопросы укрепления сотрудничества с Советским Союзом и другими демократическими странами в целях обеспечения мира и безопасности во всем мире.
К концу второй мировой войны и в первые послевоенные годы коммунистические партии входили в правительства 12 капиталистических стран: Италии, Франции, Австрии, Финляндии, Норвегии и др.
Укрепилось влияние лейбористской партии в Англии, которая обнародовала программу “демократического социализма”. Наращивала свое влияние в широких слоях трудящихся и Французская социалистическая партия. Продолжали или возобновили свою деятельность социалистические и социал-демократические партии и организации в других странах. К началу 50-х годов они насчитывали около 10 млн. членов. За социалистические и социал-демократические партии Западной Европы голосовали в 1945 - 1947 г. около 35 млн. избирателей.
Рост политической активности и сознательности трудящихся, укрепление единства рабочего класса создавали возможности и открывали новые перспективы для усиления борьбы всех демократических сил за мир, демократию и прогресс.
В первые послевоенные годы зародилось и получило широкое распространение движение за мир. Движение сторонников мира охватило все континенты. Состоялся ряд Всемирных конгрессов мира (1949, 1950, 1952 годы), на которых принимались Манифесты в защиту мира, намечались программы конкретных требований в защиту мира, выдвигались требования запрещения пропаганды войны в законодательном порядке, прекращения войн в Корее, Индокитае, Малайе.
Важную роль в борьбе за мир и международную безопасность должна была сыграть Организация Объединенных Наций (ООН). Она начала свою работу в январе 1946 г. Уже на первых четырех сессиях Генеральной Ассамблеи ООН (с 1946 по 1949 г. включительно) СССР внес важные предложения о запрещении производства и применения атомного оружия с учреждением в рамках Совета Безопасности международной комиссии по контролю над предприятиями, производящими расщепляющие материалы; о всеобщем сокращении вооружений и безотлагательном запрещении производства и использования атомного оружия; о запрещении пропаганды войны и о привлечении к уголовной ответственности лиц, ведущих такую пропаганду; о сокращении государствами - постоянными членами Совета Безопасности в течение одного года своих вооруженных сил на одну треть; о заключении пятью великими державами - Великобританией, Китаем, СССР, США и Францией - Пакта мира. Эти и другие предложения сыграли важную роль в укреплении и расширении антивоенного и других демократических движений на планете.
В первые послевоенные годы в ряде ведущих стран Западной Европы были приняты новые конституции (Франция -1946 г., Италия - 1947 г., ФРГ - 1949 г.). Все они носили демократический характер и закрепляли основные политические, экономические и социальные достижения в формировании основных механизмов “государства благосостояния”.
С конца 40-х до 60-х годов в странах Запада сформировалось своеобразное согласие между умеренными консерваторами, либералами и социал-демократами относительно принципов государственного вмешательства. В целом в этот период социальный реформизм и кейнсианские принципы государственного вмешательства достигли своего апогея.
Государство оказывало активную помощь развитию систем здравоохранения, образования, науки. Предусматривалось обеспечить равные стартовые возможности всем гражданам путем предоставления социальных гарантий тому, кто в этом нуждался. Постоянно шло развитие важнейших социальных услуг, к которым относились система семейных пособий на детей, бесплатное образование, пенсионное обеспечение, пособие по безработице и т.д.
Возрастающая роль государства в решении многих экономических и социальных проблем в первые послевоенные годы способствовала не только решению ключевых проблем общества, но и достижению определенной социально-экономической и политической стабильности.
Глубокие качественные изменения в структуре экономики привели к изменению социальной структуры общества. Быстрый прогресс науки и техники оказал огромное влияние на человеческие факторы производства. Это повлекло значительный рост общеобразовательного и профессионального уровня трудовых ресурсов, изменения характера и содержания труда, быстрого количественного роста научно-технических работников и инженерного персонала.
Западная Европа в совершенно разной степени обеспечена важнейшими факторами производства. Природными ресурсами она довольно бедна, заметно уступая здесь ряду других регионов и стран мира. Так, если выявленные запасы минерального сырья России оцениваются в 30-40 трлн. долл., США - 8-8,5, Китая - 6-6,5, то Западной Европы - лишь 0,5 трлн. долл. Из трех "центров силы" еще меньшими запасами обладает лишь Япония (0,1 трлн. долл.).
Ограниченность собственной минерально-сырьевой базы предопределяет большую зависимость западноевропейского региона от внешнего мира в этой области. Западная Европа импортирует более 2/5 энергоносителей и около 3/4 других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.
В то же время Западная Европа в достатке или даже избытке обеспечена другими факторами производства - рабочей силой соответствующей квалификации, денежными капиталами. Явный избыток имеется прежде всего на рынке труда, ибо норма безработицы (отношение числа официально зарегистрированных безработных к численности самодеятельного населения) составляет в отдельных западноевропейских странах, как правило, 10-12%, что создает известную социальную напряженность в обществе.
Западная Европа никак не уступает США и Японии по технологическому уровню традиционных базовых отраслей (металлургия, машиностроение и металлообработка и т.д.), а в химической промышленности является явным лидером (в первую очередь Германия). Вместе с тем она все еще отстает от них в таких новейших областях, как микроэлектроника, робототехника, биотехнология, новые материалы и оптическая электроника. Региональный экспорт высокотехнологичной продукции развивается в основном за счет ФРГ.
Западная Европа предпринимает активные усилия для решения указанной проблемы путем развития более тесного сотрудничества стран региона, особенно на базе программ развития НИОКР Европейского союза. После вступления в действие в 1994 г. Маастрихтского договора эти усилия приобрели новый импульс. Поэтому можно ожидать дальнейшего сближения между тремя "центрами силы" по уровню развития НИОКР, инновационного процесса и технологий, в том числе в отмеченных выше новейших наукоемких отраслях.