Теория государства и права как наука. Общая характеристик
В познании окружающего мира особое место занимает наука – одна из сфер человеческой деятельности. Наука – это теоретическое отображение действительности; система обобщенных представлений об объективном мире, явлениях природы и общества, закономерностях их возникновения и развития.
Функции науки – выработка и теоретическая систематизация объективных данных о тех или иных сферах окружающей действительности.
Можно сказать так: наука – это система знаний о наиболее существенных признаках (свойствах) изучаемых явлений, закономерностях их существования и развития. Есть знания научные и знания ненаучные, обыденные, то есть обыкновенные, лишенные значимых общественных интересов.
Наука – это не любые знания, а знания о существенных, глубинных свойствах общественно значимых явлений, тенденциях их развития. Далее, речь идет о знаниях определенных образом систематизированных, организованных, приведенных в систему. Отметим еще одну особенность. Наука – это не только получение знаний определенного уровня но и деятельность по производству, приращению новых научных знаний, деятельность осуществляемая специалистами по теоретическому осмыслению основных тенденций развития общества, его совершенствования.
Государство и право – важнейшие факторы общественной жизни, непременные спутники современного общества. Сами по себе такие социальные явления, как государство и право, представляют собой объект повышенного интереса со стороны правоведения, т.е. юридической науки в целом. Правоведение – это отрасль социальных знаний, в пределах и посредством которых осуществляется теоретическо-прикладное значение государственно-правовой действительности.
Правоведение – система юридических наук, включает:
- общетеоретические и исторические науки (теория и история государства и права, история политических и правовых учений);
- отраслевые юридические науки (науки конституционного права, административного права, гражданского права, трудового права, семейного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права и т.д.);
- специальные юридические науки, изучающие структуру, организацию, порядок деятельности государственных органов (прокурорский надзор и т.д.);
- прикладные юридические науки (судебная статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, криминология и т.д.);
- науки, изучающие международное публичное право, международное частное право, космическое право и т.д.
Существенно то, что к юридическим наукам относится не конституционное право, а наука конституционного права; не гражданское право, а наука гражданского права; не государство и право, а теория государства и права, т.е. теоретические знания о государстве и праве.
Теория государства и права не ставит задач изучить все без исключения стороны, относящиеся к государству и праву. Такую задачу ставит правоведение – юридические науки. Следовательно, теория государства и права – составная часть правоведения, наука, изучающая государство и право в целом, т.е. не в отдельно взятой стране, не в конкретную историческую эпоху, а в общих чертах и в историческом развитии. Теория государства и права разрабатывает общетеоретические понятия, применяемые во всех отраслях юридических знаний, объясняет государство и право вообще. Соответственно, изучение теории государства и права является необходимым фундаментом, на котором в дальнейшем строится глубокое понимание юридических дисциплин и процессов. Этим объясняется то, что в юридических образовательных учреждениях в качестве вводного и основополагающего изучается основной курс по теории государства и права.
В научной литературе в теории государства и права нередко выделяют три элемента или составные части: философию права, социологию права и юридическую догматику.
Философия права рассматривается как идеальная первооснова права. Именно философия права позволяет сделать вывод о том, каково должно быть право, а не исследование права таким, каково оно есть на самом деле, показывает границы между сферой права и сферами морали, политики и экономики; философия должна способствовать более совершенному определению права, призвана выработать методологические основания правовой реальности.
Социология права - существенное направление в современной теории государства и права. Его представители выступают за то, чтобы юристы не ограничивались изучением «права в книгах» и обратились к анализу «права в действии». Соответственно, признается следующее: юридическая наука призвана показать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей.
Юридическая догматика позволяет сконцентрировать внимание на структуре государства и права, их формах, основных юридических категориях, толковании, применении права и т.п. По сути, речь идет о, так сказать «чистой теории», лишенной внешних по отношению к праву, неюридических факторов («примесей»).
Итак, теория государства и права в своем объяснительном подходе к государственно-правовым явлениям опирается на положения философии права, социологии права, раскрывающим смысл, сущность, назначение, ценность этих явлений. Она учитывает такие выводы юридической догматики, относящиеся к более конкретным аспектам познаваемых явлений.
Итак, философия – суть и идеал, социология - практика, а догматика – внутреннее содержание и соотношение правовых норм, и иных государственно-правовых явлений.
В целом можно отметить следующее: наука теории государства и права - это система знаний об основных признаках и свойствах изучаемых явлений, знания упорядоченные в определенную систему, знания взаимосвязанные и обоснованные.
9.Общество догосударственного периода: особенности, организация власти и социальные нормы.
Достаточно зрелой организационной единицей общества является родовая община. Жизнедеятельность родовой общины строилась по принципу первобытной демократии. Отсюда - коллективный труд, взаимная поддержка, распределение продукта. Власть – это управляющая инстанция группы людей, основанная на авторитете. Властные единицы: собрание взрослых членов, избираемых народным собранием, старейшими, жрецами, осуществляющими культы. Социальные нормы того периода времени - обычаи. Это правила поведения, сформированные стоически, вошедшие в привычку, обеспечиваемые силой общественного принуждения Изгнание-крайняя мера.
Мононорма - единственной нормой были обычаи - они не предусматривали прав и обязанностей. Очевидно, в числе наиболее значимых факторов, влияющих на организацию первобытного общества, были власть и социальные нормы. Общепризнанно, что власть необходима для координации отношений между людьми, для управления делами любой социальной группы , коллектива, общества. В этой связи, власть есть явление социальное. Социальная власть – это организационная структура, представленная, как правило, группой лиц, решающая управленческие задачи, использующая для этого определенные методы воздействия на людей (авторитет, убеждение, силу, например).
Власть догосударственного общества обладала реальной возможностью управлять действиями людей в существующих тогда условиях. Она являлась необходимой функцией общества того периода времени, не имела территориального характера, распространялась только на членов рода. Власть опиралась в основном на метод убеждения, на авторитет управляющих, их высокие моральные и физические качества. Социальные нормы догосударственного общества, как и любого иного общества, сформировавшегося в последующие периоды. – это, в основном, общепризнанные правила поведения людей, средство упорядочения их взаимоотношений. (они формировались постепенно, были вошедшими в привычку правилами, основанными на традициях, стабилизировали сложившиеся отношения, отражали сложившиеся закономерности жизни людей). Социальные нормы принимали в основном форму обычаев. Следует сказать, что обычаи – это правила поведения, сложившиеся в силу многократного, длительного соблюдения, вошедшие в привычку.