Теория защиты прав человека и гражданина в системе юридических наук
Сложность, многогранность, динамизм гуманитарного права приводят к тому, что отдельные его стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука обязательно включает в себя познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем больше знаний накапливает наука.
Систему юридических дисциплин можно подразделить на следующие группы:
1) историко-теоретические науки (теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений);
2) отраслевые науки (конституционное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право и др.);
3) прикладные науки (криминалистика, судебная статистика, судебная медицина и пр.); особое место занимает наука международного права.
Историко-правовые науки вплотную примыкают к гуманитарному праву, представляют ее своеобразное ответвление. Они тоже изучают государство и право в целом, историческое развитие политической и правовой мысли, но концентрируют внимание на фактической стороне, на соблюдении прав человека и гражданина. Достоянием предмета историко-правовых наук является лишь то, что осталось в прошлом. Поэтому теория государства и права использует выводы и достижения исторических наук, исторический материал как опорные, базовые. Вместе с тем обособление исторического материала, его углубленное изучение историческими науками освобождают от необходимости воспроизводить его в теории гуманитарного права.
Самая большая группа — отраслевые юридические науки, в которых происходят наиболее существенные изменения. Так, в наши дни значительно возрастает роль гражданского права и соответственно науки гражданского права. Новый Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует повседневную экономическую (имущественную) жизнь и граждан, и организаций.
В нем любой предприниматель, любой гражданин может найти ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни.
Предметная, содержательная и понятийная взаимосвязь гуманитарного права с отраслевыми науками не вызывает сомнений. По отношению к ним гуманитарное право выступает как обобщающая, синтезирующая наука. Она изучает общие закономерности функционирования и соблюдения прав человека. Предмет любой отраслевой науки задан границами определенных общественных отношений, рамками соответствующей отрасли права. Гуманитарное право исследует общие для всех отраслевых наук вопросы (учение о правоотношениях, правонарушениях, юридической ответственности, правопонимании и др.). Она играет методологическую роль в юриспруденции.
Глава 2 Источники международно-правовых средств защиты прав личности в уголовном судопроизводстве.
2.1. Международно-правовые источники прав человека, принятые в системе ООН. Международный билль о правах человека, его структура и содержание основных компонентов. Правовые механизмы реализации положений Международного билля о правах человека.
2.2. Разделение прав и основных свобод человека на частные и публичные.
2.3.Формирование системы прав и основных свобод человека и ее закрепление в документах Лиги наций и ООН.
Международно-правовые источники прав человека, принятые в системе ООН. Международный билль о правах человека, его структура и содержание основных компонентов. Правовые механизмы реализации положений Международного билля о правах человека.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.
В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники гуманитарного права.
Источниками теории защиты прав человека и гражданина являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу права человека в отношениях с государственной властью.
К источникам теории защиты прав человека и гражданина, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
Первый официальный документ, посвященный гарантиям прав человека, соответствующий международным стандартам на российской земле появился 5 сентября 1991 года (тогда была принята Декларация прав и свобод человека), а 22 ноября 1991 года подобный документ, получивший название Декларация прав и свобод человека и гражданина, был принят и законодательной властью Российской Федерации. Особенности Декларации в том, что она, во-первых, открыла новый этап становления российского законодательства в части, регулирующей права человека, во-вторых, являет собой достаточно редкий случай воспроизведения в национальном законодательстве Всеобщей декларации человека, хотя и с некоторыми уточнениями и дополнениями.
В содержании Декларации были закреплены принципы естественного права, приоритет общепризнанных международных норм перед законодательством своей страны, расширены гарантии прав и свобод граждан. Так, этот документ, по существу, впервые в российской истории отодвинул государство на второй план, признав в статье первой, что права и свободы человека принадлежат ему с самого рождения, то есть подчеркнул главенствующее положение прав личности в обществе и выдвинул концепцию (международнопризнанную) о правах, ограничивающих власть государства по отношению к личности.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, хотя и принята законодательным органом России, но не имеет юридической силы, и чтобы признать таковую, ее основные положения были включены в ныне действующую конституцию. Находят они отражение и во вновь принимаемых законах.
Конституция Российской Федерации- второй важнейший национальный документ о правах человека. Конституция РФ - значимая веха в деле становления прав человека в нашей стране, ибо зафиксировала права и свободы граждан на уровне современных международных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 ст. 17-64 Конституции РФ.
В целом положения Конституции соответствуют международным стандартам и международным обязательствам нашего государства в этой области.
Приведение внутреннего законодательства РФ в области прав и свобод человека и гражданина в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права началось до принятия ныне действующей Конституции.
Статья 4 Конституции РФ входит в главу 1 «Основы конституционного строя» и уже поэтому является одной Из отправных. Она содержит два фундаментальных понятия — «суверенитет» и «территория», которые системно связаны как с предыдущими (см. часть первую статьи 1, часть первую статьи 3), так и со многими последующими статьями Конституции, конкретизирующими ее (см. статью 5, часть вторую статьи 6, статьи 15, 65, 71, 74, 76, часть вторую статьи 77, статью 78 и др.). Иными словами, положения статьи 4 (вместе с некоторыми другими статьями главы 1) лежат в основе регулирования прав и свобод человека и гражданина (единство и равенство правового статуса личности на всей территории России), федерального устройства России (единство и целостность Федерации), распространения полномочий федеральных органов на всю ее территорию, включенности местного самоуправления в единое государство (хотя и на особых административно-автономных началах).
Для понимания верховенства и единства как сущностных свойств суверенитета Российской Федерации принципиальное значение имеют положения статьи 67 Конституции (относительно состава территории России и прежде всего включенности в нее территорий всех субъектов Федерации), а также пункта «б» статьи 71, которые относят к ведению Федерации федеративное ее устройство и территорию.
Правовым (юридическим) выражением суверенитета Российской Федерации является верховенство ее Конституции и федеральных законов на всей территории России (часть вторая статьи 4). Это верховенство особенно актуально в контексте провозглашения России не только федеративным, но и правовым государством (см. комментарий к части первой статьи 1). Это предполагает, следовательно, юридически строгое разграничение предметов ведения и полномочий Федерации, с одной стороны, и ее субъектов — с другой, столь же жесткую систему их согласования, а также наличие коллизионного законодательства, процедур преодоления юридических коллизий и органов, решающих дела о таких коллизиях.
В этом смысле наряду со статьей 4 особое значение имеет часть третья статьи 5 (государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов).
В настоящее время еще весьма значительна несогласованность федерального законодательства и законодательства (нормативных правовых актов) субъектов Федерации. Отсюда (а также по другим причинам) недостаточная определенность юридического статуса субъектов гражданского оборота, слабая защищенность прав и свобод граждан и иных физических лиц.
Положение о том, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, указывает на ее верховенство над всеми другими правовыми актами, действующими на территории России. Это положение конкретизируется в той же статье предписанием, согласно которому даже законы, а тем более иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Естественно, данное положение не распространяется на конституционные федеральные законы о внесении поправок и изменений в Конституцию (см. комментарий к статьям 136 и 137).
Верховное место Конституции Российской Федерации во всей правовой системе, действующей на территории России, подкрепляется усложненным порядком ее пересмотра, внесения в нее поправок и изменений (ст.ст.135, 136 и 137).
Положение Конституции о прямом ее действии весьма знаменательно. Такой записи в предыдущих Конституциях России не было. Оно подчеркивает, что Конституция — не пропагандистский документ, а нормативный правовой акт, статьями которого надлежит руководствоваться, в том числе при рассмотрении конкретных дел в судах, в органах исполнительной власти. Это во многих случаях не избавляет законодательные органы от необходимости конкретизации положений Конституции в текущем законодательстве, подкрепления их нормами как материального, так и процессуального права. В ряде конституционных статей содержатся отсылки к текущему законодательству. Например, в статье 6 записано, что гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Эта норма в конкретизации не нуждается. В то же время в данной статье содержится отсылочная норма о том, что такое гражданство «приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом». Закрепив неприкосновенность жилища, Конституция в статье 25 допускает, однако, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц «в случаях, установленных федеральным законом»; не заглянув в этот закон, нельзя понять точных границ действия главного принципа и нельзя определить, была ли нарушена конституционная норма в том или ином конкретном случае проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц.
Часть вторая той же статьи конкретизирует часть первую. Если в первой говорится об обязательности Конституции Российской Федерации на всей территории России, то во второй—об обязательности Конституции и законов для всех, кому они могут быть адресованы,—для всех органов государственной власти (значит, и для органов субъектов Федерации) и для органов местного самоуправления, для должностных лиц, граждан и их объединений.
Впервые в истории нашей страны в Конституцию включено положение, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации частью ее правовой системы. Тем самым открывается возможность прямого действия и применения норм международного права органами власти, включая суды. Заинтересованные физические и юридические лица могут ссылаться прямо на нормы международного права при разрешении споров между собой и с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.
Статья 15 Конституции вводит в российскую правовую систему две категории международно-правовых норм.
Во-первых, речь в ней идет об общепризнанных принципах и нормах международного права. Имеются в виду принципы и нормы, установленные и признанные международным сообществом государств, т. е. обязательные для всех его членов. В международно-правовой доктрине и практике такие нормы обычно обозначаются как нормы общего международного права. К ним относятся нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного обычного права и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.
В международном праве нет нормативного акта, который исчерпывающим образом перечислял бы общепризнанные его принципы и нормы. Правоприменительные органы, в частности суды, должны в каждом конкретном случае рассматривать различные «свидетельства» или доказательства признания международным сообществом того или иного конкретного принципа или нормы. При этом им надлежит опираться на общепризнанное определение источников общего международного права, содержащееся в статье 38 Статута Международного Суда ООН. Так, международный обычай определяется этим Статутом как «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы». Соответственно, правоохранительные органы должны исследовать имеющиеся доказательства наличия всеобщей практики и признания этой практики юридически обязательной со стороны членов международного сообщества. В рамках подобного исследования важное значение должно придаваться международно-правовой позиции России.
Во-вторых, часть четвертая статьи 15 упоминает международные договоры Российской Федерации. Хотя в данном случае не говорится о договорах, ратифицированных Российской Федерацией, речь должна идти прежде всего о таких договорах. В то же время формулировка статьи 15, в принципе, допускает применение и тех договоров, которые были заключены от имени Российской Федерации соответствующими компетентными на то ее органами без обязательства представления их Федеральному Собранию на ратификацию. Следует иметь в виду то, что часть четвертая статьи 15 не содержит требования официальной публикации международных договоров в качестве непременного условия их применимости. Можно, однако, утверждать, что международные договоры, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Это вытекает из общего принципа, установленного частью третьей статьи 15; поскольку в ней говорится о необходимости официальной публикации любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, то очевидно, что это требование относится и к нормативным актам международно-правового характера.
В настоящее время, согласно статье 3 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.
Согласно части четвертой статьи 15, правила международных договоров обладают приоритетом по отношению к противоречащим им правилам внутренних законов. Это означает, что в случае обнаружения противоречия между международным договором и законом правоприменительные органы должны руководствоваться не правилами закона, а нормами, содержащимися в договоре. Договор обладает приоритетом в отношении любых законов, как федеральных, так и законов субъектов Федерации, принятых до заключения договора или после того. В то же время из части четвертой статьи 15 вытекает, что договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции Российской Федерации.
Значение рассматриваемой конституционной новеллы выходит за рамки технико-юридической проблемы имплементации (дословно от лат. im-pleo — наполнять, исполнять) норм международного права во внутреннем праве. Согласно части четвертой статьи 15, любые международно-правовые обязательства России автоматически становятся частью ее правовой системы и соответственно могут непосредственно применяться самыми различными органами власти, в том числе судами. Это означает, что отныне принятие международных обязательств не ограничивается чисто «внешним» эффектом отношений России с зарубежными партнерами. Разработка международных норм одновременно будет иметь «внутренний» эффект, ведущий к далеко идущим последствиям во внутригосударственной правовой системе. Из сказанного следует, что нормы части четвертой статьи 15 должны оказать самое непосредственное влияние на деятельность дипломатических представителей России во время международных переговоров и на процесс ратификации российским парламентом новых международных договоров России. Все участвующие в этих процессах лица и органы должны считаться с тем, что принятие новых международных обязательств, в частности подписание и ратификация договоров, может вести к автоматическому изменению норм российской правовой системы.
В Конституции Российской Федерации перечислены основные права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в международных документах. Однако этот перечень не является тождественным. В международных соглашениях зафиксированы лишь те основные права и свободы, которые являются приемлемыми для большинства государств мира и которые должны соблюдаться государствами-участниками. Поэтому, например, в Международных пактах о правах человека не закреплено право каждого на частную собственность или право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, провозглашенное в Конституции Российской Федерации.
В то же время в нашей Конституции не зафиксировано право каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни, закрепленное в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Это, однако, не означает, что Конституция России отрицает право каждого российского гражданина на достаточный уровень жизни. Такое право вытекает как из других статей Конституции (право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на жилище и др.), так и из общепризнанных прав и свобод человека, закрепленных в Международных пактах о правах человека и иных международных соглашениях.
В тех случаях, когда международные документы фиксируют более высокий уровень прав и свобод человека, на территории России приоритет должен отдаваться общепризнанным нормам международного права. Не допускается какое-либо ограничение или умаление общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав человека, под тем предлогом, что они не перечислены в Конституции Российской Федерации.
Законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина, закрепленные как в Конституции страны, так и в международных соглашениях.
Тем самым созданы условия, исключающие произвольное изменение основных прав граждан, а также издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. Их отмена или умаление неправомерны и в связи с тем, что Конституция России признает приоритет международного права над внутренним.
Вслед за международными соглашениями Конституция Российской Федерации провозгласила в части третьей статьи 55 возможность ограничений в определенной степени федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные — человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. Для нормального функционирования демократического общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованные общества без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию.
В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что такие ограничения возможны в строго установленных случаях. Они вводятся прежде всего для защиты конституционного строя страны. Уголовное законодательство России, например, предусматривает суровые меры ответственности за действия, направленные на подрыв конституционного строя.
Наконец, права исвободы ограничиваются в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны ибезопасности государства. Закон предусматривает и ограничения права выезда за рубеж по соображениям государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах.
Ограничения некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.
Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, учреждающих конституционно-правовые нормы.
Прежде всего следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.
Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли гуманитарного права.
Эта роль Конституции России обусловлена следующим.
1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
2. Конституция характеризуется широтой содержаниясвоих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников гуманитарного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.
3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).
4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции как основного источника отрасли гуманитарного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли гуманитарного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений.
К источникам теории защиты прав человека и гражданина, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.
В правовых нормах, в том числе конституционных, предмет закона (т.е. сфера отношений, которые могут регулироваться только законом) не определен в обобщающей форме. Однако во многих статьях Конституции указывается, по каким вопросам должна применяться только форма закона.
Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
1) по юридической силе;
2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
3) по порядку принятия;
4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
К источникам теории защиты прав человека и гражданинаотносятся федеральные конституционные законы: «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (1997 г.), «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.) и др.; федеральные законы: «Об общественных объединениях» (1995 г.); «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (1998 г.); «О выборах Президента Российской Федерации» (1999 г.) и др.
К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Особое место среди источников гуманитарного права занимают Декларации:например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода Декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.
Характеризуя виды источников теории защиты прав человека и гражданина, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры.Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г. По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта. В связи с ратификацией 2 января 2000 г. Федеральным Собранием РФ Договора от 8 декабря 1999 г. о создании союзного государства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь акты органов Союзного государства, по мере их формирования, содержащие конституционно-правовые нормы, явятся источниками конституционного права.
К числу источников теории защиты прав человека и гражданина, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы. К источникам отрасли гуманитарного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).
Особого рода источниками теории защиты прав человека и гражданинасчитаются и постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
Для уяснения механизма действия в РФ норм о правах человека (международных и конституционных) важно обратить внимание на особенности правовой системы РФ, определенные Конституцией.
Согласно Конституции правовая система включает в себя акты трех уровней: федерального, субъектов Федерации и международного.
На федеральном уровнеее образуют:
1) Конституция РФ, имеющая высшую юридическую силу, которой не должны противоречить все другие законы и правовые акты, принимаемые в РФ (ч. 1 ст. 15);
2) Федеральные конституционные законы, принимаемые в особой процедуре в предусмотренных Конституцией случаях и имеющие большую юридическую силу, чем другие законы (ч. 3 ст. 76, ст. 108);
3) федеральные законы;
4) Указы Президента, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ст. 90);
5) постановления и распоряжения Правительства, которые принимаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (ст. 115);
6) нормативные акты министерств и ведомств, которые могут приниматься только в случаях, предусмотренных законом.
На уровне субъектов федерации правовую систему образуют:
1) Конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения;
2) законы, принимаемые законодательными (высшими представительными) органами государственной власти субъектов Федерации;
3) иные нормативные акты.
Особенности взаимоотношений между этими уровнями правовой системы определены в ст. 76 Конституции:
- Федеральное правовое регулирование осуществляется по предметам исключительного ведения РФ, перечисленным в ст. 71 Конституции, и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72) -здесь федеральные законы и иные правовые акты имеют верховенство над актами субъектов РФ;
- правовое регулирование субъектов РФ осуществляется:
а) по предметам совместного с РФ ведения, но в соответствии с ее правовыми актами, и
б) самостоятельно - вне пределов исключительного ведения РФ и совместного с ней ведения; в последнем случае нормативные акты субъектов РФ имеют верховенство над актами РФ.
Эти особенности надо учитывать при разрешении коллизиймежду законами и другими нормативными актами, принимаемыми как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ; каждый раз для правильного преодоления коллизий надо в первую очередь обращаться к правилам, установленным Конституцией.
Особое значение в Конституции придается международно-правовым актам. В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ указано:
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Таким образом, все международные договоры РФ (это относится и к международным договорам СССР в области прав человека, поскольку Россия является его правопреемником) имеют верховенство над внутренним законодательством и должны учитываться судами. Тем самым положения международных актов о правах человека имеют не только познавательное, но и очень важное практическое значение для судов и других правоприменителей.