Особая компетенция Палаты аудиторов
Европейская счетная палата (палата аудиторов) - самый «молодой» институт Европейских сообществ и Союза. Она была создана в 1977 году, а в 1993 году признана пятым независимым институтом Европейского Союза. В 1999 году, в соответствии с Амстердамским договором, полномочия счетной палаты были расширены.
Основная функция Счетной палаты - контроль за исполнением «общего бюджета Европейского Союза», за законностью и регулярностью доходов Союза и его расходов посредством аудиторских проверок, заключений и инспекций. Счетная палата осуществляет проверки как по собственной инициативе, так и по запросам от других институтов Союза.
Палата ежегодно представляет Европейскому парламенту и Совету министров свое мнение о годовом финансовом отчете Европейской Комиссии. Опираясь на мнение палаты, Парламент принимает решение о выполнении Комиссией бюджета.
Счетная палата также представляет Совету и Парламенту утвержденные гарантии надлежащего использования денег европейских налогоплательщиков.
Палата может также привлекать внимание Комиссии и государств-членов к любым проблемам, выявленным аудиторами при исследовании финансовых документов или ревизии деятельности организаций, которые управляют расходами или доходами от имени Союза.
Счетная палата независима и вольна сама выбирать формы и методы своей работы, планировать и проводить ревизии, контролировать любой структуры Союза, предавать гласности результаты своей деятельности и высказывать особое мнение.
Отчеты Счетной палаты содержат все детали выполненных ревизий, сообщают о любых обнаруженных слабостях, содержат описание всех ошибок, неточностей или мошенничеств, которые были обнаружены. Аудиторы также предлагают список мер для устранения выявленных ими недостатков. Аудиторы не имеют никаких собственных юридических полномочий на устранение выявленных ими в работе структур ЕС недостатков, ошибок или финансовых преступлений. Когда аудиторы обнаруживают мошенничества или ошибки, информация об этом передается настолько быстро, насколько это возможно, ответственным учреждениям Союза, чтобы те предприняли соответствующие меры.
Счетная палата информирует граждан Европы, государства-члены и европейские учреждения о результатах своей работы в открытой форме - посредством публикации отчетов. В первую очередь это касается:
1) годового отчета о выполнении бюджета Европейского Союза за предыдущий финансовый год;
2) подтверждения надежности счетов и правильности основных сделок за предыдущий финансовый год;
3) проверки годовых отчетов различных структур Союза (особенно в области профессионального обучения, улучшения условий жизни и труда и охраны окружающей среды);
4) специальных отчетов, касающихся особенно важных тем (например, финансовое воздействие реформы Единой Сельскохозяйственной Политики или финансовая помощь третьим странам).
9. Общая характеристика решений, принимаемых в рамках общего рынка – регламентов, директив, решений и рекомендаций, а также в сферах межгосударственного сотрудничества
Общий рынок (Common market) – концепция экономической интеграции государств-членов Европейского Союза в рамках Европейского сообщества (до 1992 г. Европейского экономического сообщества – ЕЭС). Основные положения концепции общего рынка отражаются в Римском договоре о Европейском Сообществе 1957 г.
Общий рынок включает три основных элемента.
Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.
Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.
Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной, антимонопольной, торговой и т.д.
Характеристика актов принимаемых в рамках общего рынка:
1) Единый европейский акт (ЕЕА). ЕЕА - это учредительный договор, содержащий изменения и поправки, вносившиеся в действующие акты европейских сообществ;
2) В сфере экономического и социального развития основная задача, которая определяется МД - это задача создания экономического и валютного союза (ЭВС). В экономической сфере - это возрастание экономического единения, сотрудничества и сплоченности. В валютной сфере - это создание единого валютного союза. Валютный союз надлежало создать не позднее 1 января 1999 года с введением единой валюты (евро) и включением в союз государств, отвечающих требованиям ЕС (Греция этим требованиям не отвечала; Англия, Ирландия и Дания сразу выразили не совсем позитивное отношение к единому валютному рынку, они позднее и не вошли в него);
3) В 1996 году созванная конференция подготовила учредительный документ, который был подписан в июле 1997 года в Амстердаме и получил название «Амстердамский договор». Амстердамский договор в настоящее время находится в процессе ратификации. Он должен быть подписан всеми членами союза.
4) Римский договор 1957 года стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества. Кроме того, 25 марта 1957 года теми же государствами был подписан еще один Римский договор, заложивший основу функционирования Европейского сообщества по атомной энергии.
Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 году.