Субъекты и уровни социального управления. Организационные структуры социального управления в России на федеральном и региональном уровнях
При анализе социального управления особое внимание уделяется субъектам (или акторам) социального управления, т.е. тем, кто его формирует и реализует, поскольку именно от них в значительной степени зависит качество социального управления, его конечный эффект. Группа субъектов достаточно велика, к ней относятся: 1) государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов федерального и регионального уровней; 2) органы местного самоуправления; 3) государственные и негосударственные учреждения, организации и предприятия социальной сферы; 4) работодатели – социальные группы, занимающие командные места в хозяйственном управлении предприятиями, создающие рабочие места и проводящие социальную политику по отношению к своим работникам и к территории, где расположено предприятие; 5) профессиональные организации (профсоюзы) и другие объединения наемных работников, политические партии и движения и другие общественные организации (общество по защите прав потребителей, женские, молодежные, благотворительные организации и др.); 6) религиозные организации; 7) международные правительственные и общественные организации и фонды (ООН, МОТ, МВФ и др.); 8) посреднические организации (Сбербанк РФ, различные коммерческие банки и др.); 9) временно организующиеся граждане (различные гражданские инициативы, например, группы самопомощи) и т.д. Таким образом, в широком смысле к субъектам социальной политики и социального управления относятся все социальные группы и их организации, активно взаимодействующие в социальной сфере, т.е. формирующие, предъявляющие и отстаивающие интересы общества, отдельных социальных групп, индивидов в рассматриваемой сфере, а также формируемые на этой основе социальные институты.
К структурно-функциональным особенностям социального управления относится многоуровневость ее формирования и реализации. Обычно используются территориальный и социально-структурный подход в выделении уровней формирования и реализации социального управления. В территориальном разрезе общепринятым является выделение: 1) федерального уровня (уровня центра); 2) регионального (как правило, уровня субъекта Федерации); 3) уровня местного самоуправления. Кроме того, в социальной политике необходимо также учитывать и наднациональный, межгосударственный уровень (политика Европейского Союза, ШОС, БРИКС и др.), а также глобальный уровень, уровень всего человечества (ООН), что важно при анализе процессов глобализации, регулирования устойчивого развития международного сообщества.
Критерии значимости акторов и уровней социальной политики в развитии социальной сферы – институциональные и инструментальные возможности регулирования социальной сферы. Особенности изменения значимости субъектов политики и уровней реализации социального управления в годы реформ: 1) сохранение ведущей роли государства в процессах развития социальной сферы; 2) повышение значимости международного уровня социального управления (глобализация) и общества в целом (российского социума); 3) усиление регионализации в социальном управлении в России в 1990-х гг. и повышение роли Центра с конца 1990-х; 4) декларирование усиления муниципализации социального управления (закон №131-ФЗ); 5) рост значимости работодателей (бизнес-структур) как самостоятельного субъекта социального управления (в сфере формирования условий и оплаты труда, политике занятости); 6) неоднозначность в оценке изменения роли общественного сектора (профсоюзов, политических партий и других общественных организаций) вследствие кардинального изменения их состава и функций; 7) сокращение значимости трудовых коллективов как объектов и субъектов социального управления; 8) декларирование укрепления социальной политики в отношении отдельного человека и семьи.
В рамках социоструктурного подхода выделяются четыре уровня реализации социальной политики: 1) уровень общества в целом (социальная политика призвана решать проблемы воспроизводства и развития социальной сферы, социальной структуры, в т.ч. расширения среднего класса и устойчивости его развития, социального здоровья и безопасности нации и др.); 2) уровень социальных групп и их организаций: поддержка инновационных процессов экономической активности персонала предприятий, трудоспособной части населения в целом; 3) уровень семьи как малой социальной группы: обеспечение достойной жизни ближайшего окружения человека – семьи, близких людей; 4) уровень отдельного человека: обеспечение условий и средств обустройства жизни каждого человека.
Оргструктуры социального управления на федеральном уровне: 1) при Президенте РФ: координационные комитеты и комиссии (по правам человека, по вопросам семьи, материнства и детства, по делам инвалидов и др.), аналитические центры при Администрации Президента по социальной политике, по специальным программам, Совет по социальной политике и др.; 2) законодательная власть: в ГД РФ Комитеты по труду и социальной политике, по охране здоровья, по образованию, по делам молодежи, по делам ветеранов, по вопросам семьи, женщин и детей, по физкультуре и спорту и др.; Комитеты Совета Федерации; 3) исполнительная власть: Минздрасоцразвития (головной исполнительный орган по социальной политике), Минобрнауки, Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Министерство культуры, Минсвязи и др., их структурные подразделения и др. Оргструктуры социального управления на региональном уровне: 1) законодательная власть: в АКЗС Комитеты по социальной политике, по здравоохранению и науке; 2) исполнительная власть: при Администрации Алтайского края ГлавАлтайсоцзащиты, Управления по образованию и делам молодежи, по труду и занятости, по физкультутре и спорту, развитием туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, по культуре и архивному делу и др.