Основные черты политико-правовых учений XVII - XVIII вв. (Германия, Италия, Франция, США).

ПЛАН.

1. Естественно-правовые теории в Германии.

2. Правовая теория Ч. Беккариа.

3. Политико-правовые учения во Франции.

4. Политико-правовые учения в США.

Литература:

• Бэррес Ричард Т. Документы американской революции. Тверь-Москва, 1994.

• Дворцов А.Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

• Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

• Осадная башня штурмующих небо. Избранные тексты из Великой французской энциклопедии ХУШ в. - Л., 1980.

• Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

1. Значительные отличия социально-политических условий Германии и Италии от обстановки в Нидерландах или Англии предопределили существенные отличия в толковании и оценке учения о естественном праве, выводах из него немецких и итальянских мыслителей. Отсутствие реальной исторической почвы для революционной трактовки идей естественного права обусловило коллизии между общечеловеческими началами, заложенными в этой теории, и классовых их истолкованием. Так, немецким просветителям были присущи лишь идеи разрыва с религиозным мировоззрением, противопоставления последнему разумного начала.

Самуил Туфендорф (1632-1694) - юрист, историк. Его книги были переведены на многие европейские языки; при Петре I - и в России. Наиболее известные труды: «Право естественное и право народов». «О должностях человека и гражданина». Автор подчеркивал, «что право должно согласовываться с законами разума независимо от религиозных догм и даже действующего законодательства». Одновременно обосновывал необходимость крепостничества и княжеского абсолютизма.

Следуя Туфендорфу, естественное состояние характеризуется свободой и независимостью индивидов. Но человеческая природа противоречива. Она не порождает «войну всех против всех» (как считал Гоббс), но достаточно эгоистично. Именно последнее (а не естественное стремление к общежитию, как считал Гроций) в условиях, когда не обеспечены естественные права, порождает стремление людей единиться ради собственной пользы и безопасности. В результате возникает политическое общежитие и государство. В основе возникновения государства лежат два договора: первый - между людьми об объединении и выборе формы правления, второй — между людьми и избранным или правителем об обязанности подданных подчиняться власти и обязанности правителя заботиться о подданных в целях их пользы и безопасности. Второй договор предполагает сохранение у людей некоторых естественных прав (свободы вероисповеданий ...), но не допускает сопротивление власти. Лучшей же формой правления является монархия, возможно с неким представительным органом (ландтаг…).

Последователем учения можно считать профессора Христиана Томазия (1655 -1728) - ректора университета в Галле, который первым в Германии начал читать лекции по естественному праву не на латыни, а на немецком языке. Будучи весьма религиознымТомазий, тем не менее, провозгласил (одним из первых), что философии пора перестать быть служанкой богословия. Он подчеркивал, что основа естественного права - мораль, которая предписывает делать то, что соответствует разумной природе людей. Но поскольку среди людей есть разделение на мудрых и глупых, то рассчитывать на добровольное следование требованиям морали нельзя. Поэтому необходима принудительная власть. Государство - «естественное общество, которое заключает в себе верховную власть ради довольства всех и гражданского благополучия». Также Томазий разделял точку зрения о двух общественных договорах.

Различие между правом и моралью состоит в том, что единственным источником морали является внутреннее убеждение человека, независимое от приказов власти. Право в государстве имеет императивный и запретительный характер, оно определяет только внешние обязанности, и только в правовой сфере действует приказ государства. В моральной сфере единственной средство воздействия - совет. Отсюда свобода совести. Иноверцы не должны подвергаться уголовному преследованию; еретиков, в крайнем случае, можно выслать из государства.

Лучшей формой государства Томазий считал монархию: утверждал, что предпосылкой власти монарха является согласие народа повиноваться ему, и что народ даже имеет право на пассивный протест против монарха.

Наиболее консервативное истолкование естественно-правовых идей, попытка использовать их для апологии полицейского государства прослеживается в учении Христиана Вольфа (1679 - 1754) - профессора естественного и международного права университета в Галле. В целом разделяя представления о свободе личности, он делал практические выводы в оправдание полицейского государства, в какой-то мере видя в нем государство просвещенного абсолютизма.

«Нет права без нравственности обязательства, которое ему предшествует, в котором оно коренится и из которого оно проистекает. Есть врожденные человеческие права, потому что есть врожденные человеческие обязанности». Все дальнейшие рассуждения Вольфа исходят из этой посылки - право проистекает из обязанности, нравственной, но обязанности человека.

Семьи решили объединиться в государство, так как не имели достаточно средств для совершенствования. Цель государства - «общее благосостояние и общая безопасность», обеспечивающие совершенствование людей. Лучшая форма государства - монархия, так как только монарх представляет весь народ. Законы государства -практическая реализация естественного закона. Они дают свободу, необходимую для исполнения нравственных обязанностей.

2. Особенности политической истории Италии обусловили и определенную «умеренность» ее правовых теорий. Наиболее ярким представителем был Чезаре Беккариа (1738 - 1794). Его основная работа «О преступлениях и наказаниях» была опубликована в 1764 году; резко критиковалась священнослужителями, но поддерживалась многими просвещенными людьми, включая императрицу Марию-Терезию.

Трактовка естественного состояния и причин, побудивших людей перейти от него к политическому общежитию у Беккария мало чем отличается от трактовок Гоббса. Для общего блага люди объединились и пожертвовали частью своей свободы во имя безопасности и обеспечения оставшейся у них части свободы (приближение к Гроцию). Из пожертвованной людьми частью свободы и образовалась по общественному договору верховная власть государства.

Беккариа различал справедливость божественную, естественную и человеческую. Первые две - основаны на божественных и естественных законах. Человеческая справедливость базируется на общественном договоре, устанавливающем пределы власти государства. Она изменчива. Ее критерием должно быть общее благо. К сожалению, невежественные представления о справедливости привели к тому, что законы государства являются оружием в руках незначительного меньшинства. Они несправедливы, закрепляют сословные привилегии, неравенство перед уголовным законом, право сильного...

Беккариа резко критиковал современную ему юриспруденцию, при которой законами считаются изречения римских и средневековых юристов, а уголовное право опирается на вековые предрассудки. «Существующие законы служат только для прикрытия насилия, помогают приносить народ в жертву ненасытному идолу деспотизма». Причину этого Беккариа видел в утверждении частной собственности, дающей одним власть и благополучие, а другим - нищету и бесправие. Надежды на лучшее связывались с просвещенным монархом, который может издавать справедливые и мудрые законы. В то же время суверен не может судить за нарушение законов.

Считается, что идеи Беккариа лежат в основах «классической теории» уголовного права. Он утверждал, что причина преступности лежит в социальных условиях. Цель наказания - предупреждение новых преступлений и исправление преступников. Соответственно наказание должно быть публичным и наименьшим из возможных в каждом конкретном случае. Недопустимы пытки, мучительные наказания; следует максимально ограничить применение смертной казни. «Смертная казнь - война нации с гражданином». (Угроза казни не остановит преступника, эффективнее – пожизненное заключение). То обстоятельство, что смертная казнь веками существовала почти у всех народов, не оправдывает смертную казнь, как не могут быть оправданы существовавшие когда то человеческие жертвоприношения. Позже Беккариа доказал, что и юридической точки зрения смертная казнь неоправданна, так как может быть результатом ошибки судей.

Беккариа не принял приглашение Екатерины II приехать в Россию, но императрица много заимствовала из его работ (в «Наказе» для Уложенной комиссии примерно половина статей по уголовному праву взята у Беккариа, плюс глава Х «Об образовании криминального суда»).

3. Считается, что идейная борьба во Франции ХVII века служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии.

Лидером французского Просвещения был выдающийся писатель и философ Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозного фанатизма и мракобесия. Несколько лет проведя в изгнании в Англии, Вольтер написал (по возвращении) знаменитые «философские письма», где пропагандировал передовые английские учения и либеральные порядки Англии. Вольтер был сторонником деизма. «Христианство и разум не могут существовать одновременно». Вольтер считал, что веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным («черни» и неразумным правителям) нравственный образ поведения. «Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать». Против католической церкви Вольтер выдвинул лозунг:«Раздавите гадину!».

Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права - право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести... Под свободой Вольтер понимал устранение феодальных пережитков, сковывавших творческую инициативу человека, его частнопредпринимательскую деятельность: сводил свободу к независимости граждан от произвола: «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

«В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой - бедных, которые служат».

Образцом государственной организации Вольтер считал парламентские учреждения в Англии. Возлагал надежды на постепенные реформы сверху: «Когда чернь примется философствовать, - все погибло».

Вольтер не создал собственной политической теории, но подготовил почву для последующего развития политико-правовых учений.

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Свои воззрения он изложил в романе «Персидские письма», историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян», в книге - «О духе законов» (1748) и др.

Он первым создал развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства: был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, а действием соответствующих закономерностей. «Я ' установил общие начала, и увидел, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей».

Эмпирические методы исследования у Монтескье используются наравне с методологией рационализма (поэтому вступают в противоречие друг с другом). Возникновение политически организованного общества он рассматривает как исторический процесс: считает, что государство и законы появляются вследствие войн. В целом, Монтескье - один из основоположников историко-сравнительного изучения общества и государства эмпирического правоведения. Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации, на который воздействует множество причин, делящихся на две группы: физические и моральные. Ведущую роль среди первых Монтескье отводил географическим факторам. Моральные причины вступают в действие позднее. Это - принципы политического строя, религиозные верования, обычаи... Цель его главного труда «О духе законов» - показать «триумф морали над климатом».

Далее - текст. Хрестоматия. С. 124-126.

Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебные власти. Самым последовательным воплощением этих принципов он считает Англию, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - королю, судебная — присяжным. Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей.

Монтескье - родоначальник географической школы в социологии.

В начале XX века последователи социологической юриспруденции взяли на вооружение определение Монтескье: «... законы суть необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Кроме того Монтескье считается классиком конституционализма.

Социально-политические воззрения Жан-Жака Руссо (1712-1778) положили начало новому направлению общественной мысли - политическому радикализму. Литературную известность Руссо принесла работа «Рассуждения о науках и искусствах», в которой было поставлено под сомнение положение о том, что распространение знаний способно усовершенствовать нравы общества. Выпады против развития знаний стали называть «парадоксами Руссо». В последующих трудах Руссо приступает к созданию целостной социально-политической доктрины. Наиболее полное обоснование она получила в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762) и в историческом очерке «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Руссо считал естественное состояние человеческой жизни земным раем. Этот золотой век общественного равенства был разрушен коварством верхушки родовой общины, которая обманула рядовых общинников. Она присвоила себе материальные блага. Экономическое неравенство было дополнено политическим: богатые склонили бедных кобразованию государства, которое охраняет интересы частных собственников. Вместо подобного ложного договора Руссо предлагает подлинный общественный договор, основанный на идее «народного суверенитета (то есть верховенство народа)». «Государство разума» представляет собой ассоциацию, которая возникает в результате передачи каждым индивидом своих прав и свобод в пользу целого. Индивид превращается в часть этого целого, которое воплощает «общую волю», «общественный интерес» всех граждан государства. Общая воля граждан выражается в прямой демократии и, прежде всего в голосовании народа. Исполнительная же власть лишь осуществляет на практике общую волю.

Хрестоматия. С. 127-137 (комментарии). (134-137)

Во Франции ХУШ века появляются теории, которые позже были названы коммунистическими. Например, Морелли (примерно 1715-?) .В его главной книге «Кодекс природы, или истинный дух ее законов» (1775) содержится теоретическое обоснование строя, обоснованного на общественной собственности. В концепции Морелли заметно влияние идей Платона и некоторых положений теории естественного права. Морелли изображает естественное состояние как золотой век. конец которому положил процесснагромождение ошибок, главная из которых - «чудовищный раздел произведений природы». Возникла «всеобщая чума - частный интерес - эта изнурительная болезнь всякого общества».

Первый «основной и священный» закон общества гласит: «В обществе ничего не будет принадлежать отдельно или в собственность кому бы то ни было, кроме тех вещей, которыми он будет действительно пользоваться для своих нужд и удовольствий или для своего повседневного труда». Всего в «Кодексе» 118 законов. Морелли считал, что все стороны жизни граждан должны детально регламентироваться правом. С пятилетнего возраста все дети помещаются в предназначенные для этого дома. «Их пища, одежда и первоначальное обучение будут везде совершенно одинаковыми, без всяких отличий... От 10 до 30 лет молодые люди каждой профессии будут носить форменное платье из одной и той же материи, чистое, но обыкновенное и подходящее дляих занятий».

Строгая цензура и государственный надзор, тотальная регламентация жизни оправдывались тем, что интересы общества стоят выше интересов личности. Основная задача государства - охранять законы, не допуская повторения ошибок, уже породивших когда-то возникновение частной собственности и связанные с ней бедствия. Тем не менее, правительственный механизм может быть устроен по-разному: демократия отцов семейств, правительства мудрецов (аристократия), монархия.

Морелли предполагает сохранение в будущем уголовных законов. Наиболее тяжкими преступлениями признаются убийства и попытка «посредством интриги либо иным путем уничтожить священные законы с целью ввести проклятую собственность». Виновный заключается «на всю жизнь как буйный помешанный и враг человечества, в построенную на кладбище пещеру». В числе иных наказаний - тюремное заключение, лишнее права занимать определенные должности и т.д.

Ряд идей Морелли развивал Габриэль Бонно де Мабли (1709-1785). Он резко порицал имущественное неравенство и частную собственность. В книге «О правах и обязанностях гражданина» (1758) прославляет «счастливую общность имуществ». Однако позже Мабли приходит к выводу об утопичности идеи создать общество без частной собственности. Тем не менее, в своем труде «О законодательстве или принципы законов» (1776), Мабли еще резче порицает пороки, проистекающие из частной собственности. «Чем беднее нация, тем меньше склонна она к честолюбивым замыслам к тирании...» Мабли приветствовал законы против роскоши: «Они должны распространяться на все: на мебель, жилища, стол, слуг, одежду; если вы что-нибудь оставите без внимания, вы откроете путь для злоупотреблений, которые распространятся на все. Чем суровее будут законы, тем менее опасным будет неравенство имуществ».

Во Франции XVIII века возникли и развивались теории общинного безгосударственного коммунизма. Одна из них изложена в произведении сельского священника Жана Мелье (1664-1729). вошедшем в историю под названием «Завещание». Его центральная идея - права трудящегося народа. Резкой критике подвергнуты высшие сословия и правовой строй абсолютистской Франции.

Мелье призывал к народной революции. Об управлении в будущем обществе писал кратко: «Все это должно происходить не под руководством лиц, желающих властно-тиранически повелевать другими, а исключительно под руководством самых мудрых и благонамеренных лиц, стремящихся к развитию и поддержанию народного благосостояния». Мелье считал, что при таком обществе отпадут причины войн, мятежей, не будет судебных процессов по поводу собственности, не будет воровства...

Отличается оригинальностью и концепция Леже-Мари Дешана (1716-1774) -бенедиктинского монаха, написавшего сочинение «Истина, или Истинная система». История человечества делится им на три этапа: «состояние дикости», «состояние законов» и «состояние нравов, равенства, или истинного естественного закона», в котором исчезнут частная собственность, законы, короли, сословия. Жизнь приблизится к природе. Исчезнут все произведения искусства, включая архитектурные; все книги будут сожжены. В отличие от Морелли (за тотальное государственное руководство всей жизнью) Дешан - против какой-либо власти человека над человеком.

Идеи безгосударственного коммунизма обосновывал и Сильвен Марешаль (1750-1803). Возвращение человечества к первоначальной свободе он мыслил как отделение от современного общества маленьких ассоциаций, или семей (по 100 человек), поселяющихся на пустующих землях. Не будет законов, кодексов, конституций.

Политико-правовые доктрины представителей Просвещения нашли практическое воплощение в ходе французской революции (1789-1794). На первом этапе (1789-1792) власть захватили сторонники крупной буржуазии — конституционалисты. На втором этапе (1792-1793) государственная власть переходит к жирондистам - представителям республикански настроенной буржуазии. На третьем этапе (1793-1794) была установлена революционная диктатура якобинцев, выражавших интересы мелкой буржуазии, крестьянства и городских низов. Крупнейшими идеологами конституционалистов были Оноре де Мирабо. Эмманюэль Слейес и Антуан Барнав. Они призывали к объединению против аристократии и абсолютизма за всеобщее равенство и свободу. 26 августа 1789 года Учредительным собранием была принята Декларация прав человека и гражданина (текст).

Однако уже в конце 1789 года был принят декрет, который устанавливал деление граждан на активных и пассивных по цензовому признаку. Конституция 1791 года установила в стране ограниченную монархию. В результате народного восстания в 1792 году к власти пришли жирондисты (департамент Жиронда). Лидеры - Жак Бриссо и Жан Ролан. Они защищали республиканский строй. Их законодательные акты отменили монархию, цензовое деление граждан. Впервые в мировой практике было установлено республиканское представительное правление в унитарном государстве. Восстание в Париже 31 мая - 2 июня 1793 года передало власть в руки якобинцев. Лидеры — Максимилиан Робеспьер и Жан Поль Марат. «Революция - это война свободы против ее врагов; Конституция - это режим победоносной и мирной свободы».

Противоречивость законов якобинцев (см. уч.О.Э.Лейста.с.345-346) исчерпали диктатуру и привели к термидорианскому перевороту 1794 г. Гракх Бабеф (1760-1797) , Марешаль и др. создали «Тайную директорию общественного спасения» для продолжения революции. В мае заговор был раскрыт. Бабеф и Дарте - казнены.

В истории политико-правовых учений запомнилась их идея о создании Большой национальной общины, организованной на коммунистических началах. Ей передается все конфискованное у врагов имущество плюс имущество вступающих в нее граждан. Сильвен Марешаль составил непринятый «Манифест равных», где призывал: «Пусть погибнут, если это необходимо, все искусства, только бы для нас осталось подлинное равенство» и «пусть исчезнет, наконец, возмутительное деление на управляющих и управляемых». В «Манифесте плебеев» Бабефа, опубликованном в его газете «Народная трибуна» (1795) отмечалось: «Превосходство талантов и предприимчивости является лишь химерой и благовидным обманом, который всегда служил заговорщикам в их кознях против равенства и счастья людей».

Полезным бабувисты признавали лишь физический труд.

Идеи Бабефа, процесс бабувистов, а затем издание Буонаротти книги «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа» (1828) оказали большое воздействие на развитие идеологии коллективизма.

4. Как независимое государство США возникли в ходе освободительной войны 1775-1783 гг. Одним из наиболее радикальных представителей политико-правовой идеологии периода войны за независимость был Томас Пейн (1737-1809). Его идеи были отражены в Декларации независимости: им предложено название «США». Находясь во Франции, Пейн в 1792 году стал на сторону жирондистов, с приходом якобинцев былприговорен к смертной казни, но сумел спастись. Пейн различает естественные права (право на счастье, свободу совести, свободу мысли) и гражданские - возникают с образованием государства. К последним принадлежит и право собственности.

Еще в 1775 году Пейн выступил против рабовладения.

Верховная власть в государстве должна принадлежать народу. Есть «старые» (монархические) и «новые» (республиканские) формы государства, Республиканское правление должно быть основано на принципе народного представительства. С этих позиций Пейн критиковал Конституцию США 1787 года (см. Хрестоматия с. 235-244 - комментарии).

К взглядам Пейна близки воззрения третьего президента США Томаса Джефферсона (1743-1826). Его идеалом была демократическая республика свободных и равноправных фермеров. Он - основной автор проекта Декларации независимости, (см Хрестоматия с.245-281) В Декларации - 27 пунктов обвинения против английского короля и - не принятый 28-й пункт - осуждение рабства негров в южных колониях.

Более умеренные взгляды были у Александра Гамильтона (1757-1804) - одного из авторов Конституции 1787 года. Он считал, что должно преобладать не конфедеративное устройство («Статьи конфедерации» 1781), а федеративное. В крайнем случае - пожизненный президент, двухпалатный парламент с высоким имущественным цензом. Гамильтон и его сторонники излагали свои взгляды в сборниках «Федералист». Хрестоматия с.258 - конст.

Близок к федералистам и Бенджамин Франклин (1706-1790). Именно он выдвинул идею самоуправляющихся колоний, которые в 1769 году предложил назвать штатами, призвал к вооруженной борьбе с Англией.

Оценивая взгляды американских представителей политико-правовой мысли, следует учитывать, что впервые в истории идеи естественно-правовой доктрины были закреплены в конституционных документах.


Тема 8

Наши рекомендации