Понятие политического процесса, его основные составляющие.

Усложнение коммуникативной деятельности в обществе на различных уровнях и в различных областях жизни, динамичность современной политической жизни обусловили активное использование в политической науке категории "политический процесс". Данное понятие употребляется в политологической литературе в основном в двух контекстах.

В первом контексте в содержании политического процесса включается рациональный субъект, стремящийся к достижению определенной цели. Таким образом, участники такого процесса соперничают и сотрудничают как бы на равных друг с другом: грань между политической властью, правительством и различными группами давления если не стирается, то перестает быть непреодолимой. Это своеобразный горизонтально организованный политический процесс.

Во втором контексте политический процесс трактуется как некая стихия, которой противостоят государственная власть, организованная система и политическая наука. В данном случае политическое действие, имеющее как бы вертикальную направленность, будет заключаться в его рационализации, исходя из принципов нормальной интеллектуальной деятельности, навязывании гражданам определенной политической культуры, стремлении интегрировать в политическую программу (правительства, движения и т.п.) людей, организации или сообщества, чьи поведение, интересы, образ мыслей выглядят рациональными, предсказуемыми и конструктивными.

Таким образом, мы можем сказать, что политический процесс – это последовательная, внутренне связанная цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.

Можно выделить следующие подходы к изучению политического процесса.

Сторонникиинституционального подхода (С.Хантинггон, Р. Михельс) связывают политический процесс по преимуществу с трансформацией институтов власти. Этот метод эффективен лишь в тех случаях, когда мы имеем дело с устойчивыми политическими системами, в которых политические институты не утратили свое функциональное предназначение,

Бихевиористский подход (Ч.Мерриам, Г.Лассуалл) отличается тем, что логика политических изменений предстает своего рода "результирующим вектором" политической воли субъектов политического события, их интересов, ценностных ориентации. Здесь отдастся приоритет не функционированию и эволюции органов власти и управления, а политическому поведению социальных групп, трансформации статусов и влиянию отдельных группировок политической элиты. Этот метод эффективен при изучении политических предпочтений в аппарате государственной власти или общественной организации, при исследовании политических процессов в нестабильных обществах.

Одним из подходов в исследовании политического процесса является структурный функционализм (Г.Алмонд, Д.Аптер). Данный подход даст возможность описать политические процессы в сложных обществах с эффективными каналами представительства заинтересованных групп в политической сфере в условиях, когда элита приобрела устойчивые формы политическою участия и механизмы обновления. Если же мы анализируем политические процессы, обусловленные традициями, самобытностью политического повеления социальных и этнических групп, то надежность этого метода низка.

Системный подход во многом восполняет недостатки других. Политический процесс в данном случае трактуется как совокупность реакций политической системы на воздействие окружающей ее среды в целях формирования решений, приемлемых для ведущих групп интересов (Д.Истон). Этот метод позволяет преодолеть представления о самодостаточности политических институтов как таковых для развертывания

Функционирование в политическом процессе субъектов различного уровня позволяют выделить основныеструктурные элементы политического процесса

Прежде всего, это политические субъекты. Среди них наиболее действенными являются политические институты. В ходе политического процесса политические институты могут трансформироваться, заключать договоры, создавать ассоциации, решая и перспективные задачи,

Кроме того, существуют неинституциональные субъекты. Часть из них быстро организуется в партии, союзы, движения, другая часть не подвержена политизации, воздействует на политический процесс косвенным образом.

К важному элементу политического процесса относятся политико-правовые нормы и принципы, т.е. требования, которые общество предъявляет к субъектам политики. Политические нормы и принципы создают политико-культурную основу активности субъектов.

Такой структурный элемент, как политическое поведение, заключается в особом отношении субъектов политического процесса к политической системе, к самому процессу и друг к другу.

И, наконец, еще одним элементом политического процесса являются политические отношения, т.е. отношения между субъектами политики по поводу завоевания, распределения, совершенствования и использования власти.

Политический процесс развивается постепенно, проходя различные стадии. К основным из них относятся:

1) представление политических интересов граждан институтам власти;

2) выработка и формулирование политических решений, в которых концентрируется межгрупповая, государственная политическая воля;

3) реализация принятых решений, воплощение волевых устремлений институтов власти в жизнь.

Выделение стадий позволяет отразить динамику политической жизни, изменение ролевых функций субъектов политики. В зависимости от характера и условий прохождения указанных стадий политический процесс может осуществляться в режиме развития, выражающем прогрессивные изменения его качественных параметров; в режиме функционирования, оставляющем без изменения его основные свойства и качества; в режиме упадка, характеризующем постепенный или стремительный распад данной политической целостности.

Одной из ведущих характеристик политического процесса является его стабильность, которая положительно влияет на общую динамику политического процесса. Желаемые изменения достигаются с помощью постоянной экспертной оценки хода событий, адекватности действий субъекта политического и гонения его целям, коррекции в тактике, последовательности принимаемых политических решений.

Стабильность политического процесса обеспечивается различными факторами: разделением властей, совокупностью противовесов политической системы, высоким уровнем политической культуры общества; лояльным политическим повелением социальных групп, интересы и ценностные ориентации которых контрастируют с моделью планируемого политического изменения, четкой политикой в отношении сторонников преобразований; учетом и использованием внешних по отношению к данному политическому изменению обстоятельств и др.

Стабильность политического процесса обеспечивает эволюционный характер преобразований в обществе и указывает на то, что перемены в общественных структурах происходят в условиях оптимального взаимодействия политических субъектов и внешней среды.

Таким образом, по своей сути политический процесс является функциональной характеристикой политической системы, выражающей всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере жизни общества.

Более глубокая оценка содержания политического процесса связана с характеристикой его типов. Типологизация дает возможность конкретизировать общеметодологический уровень рассмотрения этого феномена, учесть его особенности для прикладного исследования политических систем, институтов и механизмов. Исходяиз того, какую цель ставит перед собой исследователь, можно выделить ряд типов политического процесса по различным основаниям.

1. Поскольку политика как общественное явление имеет два направления (внешняя и внутренняя), выделяютсявнешне - и внутриполитические процессы.

2. Исходя из характера протекания, можно определить такие политические процессы, какоткрытые и скрытые, революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные.

3. По критерию масштабности политические процессы подразделяются на: глобальные, региональные и локальные.

4. Характер функционирования общества (стадии общецивилизационного процесса конкретного государства) позволяет выделить политический процесс в традиционном обществе и обществе, вставшем на путьмодернизации.

5. Учитывая то, что политические отношения являются производными от социально-метрических характеристик обществ, основанием типологизации выступает социокультурный контекст политического процесса, задающий способ политизации общества. Согласно этому критерию выделяются следующие типы политического процесса: технократический, идеократический и харизматический.

Технократический политический процесс характерен для стран с многовековым опытом политической жизни. В данном случае "технократический" означает приоритет технологического подхода к осуществлению власти в качестве единственно возможного легитимного способа политического изменения. Для этого типа процесса не характерны структурная ломка политических институтов и сложившейся веками политической системы, коренное изменение законодательной и другой нормативной базы.

Для традиционных стран и государств, переживающих начальную стадию модернизации, характерен политический процессидеократического типа. Приоритетом выступает идея (идеология), в отношении которой имеется или декларируется общенациональный консенсус.

Идеократический тип политического процесса оптимален на начальном этапе структурной перестройки политической системы, кода отсутствие легитимности новых политических институтов и механизмов компенсируется их приверженностью идее, разделяемой большинством населения. Опасность идеократии заключается прежде всего в тяготении к фундаментализму.

Политический процессхаризматического типа характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и институты общества, политическое поведение и политическая деятельность. Велик удельный вес харизматической составляющей в политическом процессе России.

Наши рекомендации