Определяющая роль информации о политике и политических организациях
В современной политологии все больше появляется литературы, посвященной изучению роли информации в политике. В числе наиболее серьезных работ на эту тему хотелось бы выделить труды Т. Гиллигана и К. Кребила (Gilligan, Krehbiel, 1990; Krehbiel, 1991)20. Хотя большинство этих новых исследований проводилось в контексте американских политических институтов, их возможное применение распространяется не только на законодательную власть развитых стран, но и на все институты развивающихся государств.
Несмотря на то, что технически создание такого рода моделей достаточно сложно, их интуитивные основы можно понять довольно легко. Гиллиган и Кребил начинают свою работу с проблемы неопределенности, присущей отношениям политики и ее результатов, что обусловлено неизбежными расхождениями между намерениями и реальными результатами политики. Пойдя на определенные затраты, законодатели могут больше узнать об этом соотношении и за счет этого уменьшить расхождения между ожидаемыми и реальными результатами.
Однако приобретение такого рода опыта требует от представителей законодательной власти определенного напряжения сил. Опыт показывает, что лишь немногие из них идут на усилия и затраты, чтобы стать экспертами в этой области и больше узнать о возможных результатах той или иной политической стратегии. Тем не менее приобретенные знания дают им возможность
20 Banks. 1989; Banks, 1991; Calvert, 1986; Austin-Smith, Riker, 1987; Epstein, 0' Halloran, 1994; Matthews, 1989.
корректировать результаты в свою пользу. Сложность заключается в том, что некоторым законодателям необходимы достаточно сильные стимулы для осуществления немалых затрат на получение необходимого опыта и информации, в то время как им бывает трудно уяснить для себя ценность полученной информации. Гиллиган и Кребил показывают, что при определенных обстоятельствах законодатели могут создавать институты, которые поставляют информацию экспертам без искажения.
Все другие исследования показывают, что проблемы информации буквально пронизывают политику. В частности, Д. Остин-Смит и У. Райкер используют аналогичные модели для изучения применяемых законодателями риторики и методов убеждения. Модели финансирования избирательных кампаний свидетельствуют о том, что деньги могут быть использованы совсем по другому назначению, нежели, например, «покупка» влияния, а в частности, для выяснения наиболее уязвимых позиций того или иного кандидата21.
Расширение применения
Ученые, использующие инструментарий теории рационального выбора, создавали свои модели по преимуществу на материалах американской политики. Такое сосредоточение на ограниченном пространстве способствовало разработке разнообразных технических средств, эффективность использования которых можно легко сравнивать. К сожалению, этот же акцент на американской политике сужал возможности данного подхода, затрудняя выявление общих закономерностей в отличие от местной специфики.
Многообещающим в этой связи представляется распространение такого подхода за рамки американских политических реалий. Во-первых, новым быстро развивающимся направлением являются сравнительные исследования различных типов электоральных систем22. Изучение электоральных систем свидетельствует о том, что различия в правилах проведения выборов оказывают постоянное воздействие на число политических партий, наличие партийного большинства в законодательных органах, а также на результаты того или иного политического курса. Проведенные недавно исследования также показали, как создатели новой электоральной системы часто пытаются приспособить избирательные институты к собственным интересам. Во-вторых, в ряде исследований модели изучения органов законодательной власти были распространены на другие парламентские системы стран Западной Европы и Японии23. В-третьих, применение такого рода моделей было расширено за счет сравнительного анализа бюрократических структур и эффективности их деятельности в разных странах24. И наконец, в последнее время исследовательские модели, построенные на теории рационального выбора стали применяться в изучении проблем международных отношений, в частности, проблемы воздействия институтов международного масштаба (Keohane, Martin, 1994); кроме того, выходит все большее число работ о влиянии внутринациональных институтов на принятие решений в области внешней политики (Виепо de Mesquita, Lalman, 1992; О' Halloran, 1994).
21 Список литературы см. прим. 3 наст. гл.
22 Brady, Jongryn. 1990; Bown, 1993; Cox, Rosenbluth, 1993; Kousser, 1974; Rogowski, 1989.
23 coot, Ferejohn, Fiorina, 1981; Cowhey, McCubbins, 1996; Cox, 1986; Laver, Shepsle, 1995;
Laver, Schofield, 1990; Lohmam, 1994; Ramseyer, Rosenbluth, 1995; Strom, 1990; Tsebelis, 1990.
24 Cowhte, McCubbins, 1996.
Во всех перечисленных выше работах представлен анализ институтов развитых стран. Столь же многообещающе выглядит применение теории рационального выбора в институциональном анализе развивающихся государств, хотя этот процесс еще находится в самом начале25.