Основные этапы электорального процесса
1. Назначение даты выборов. Дата выборов назначается уполномоченным органом (например, президентом, парламентом) в соответствии с законодательством страны. В некоторых странах дата выборов прямо указывается в Конституции (выборы президентс СШа согласно конституции проходя в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года).
Дату выборов ПрезидентаРФ назначает Совет Федерации (второе воскресенье марта месяца, в котором проходили предыдущие выборы , 11 марта 2012 г.), дата выборов в гос. Думу назначается президентом.Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва (декабрь).
Регистрация избирателей.
В современной практике используется несколько форм регистрации:
- обязательная форма (Россия), что означает, что государство само составляет списки избирателей на основании сведений об их проживании на определенной территории;
- добровольная форма (США), предполагающая, что избиратель должен сам зарегистрироваться на избирательном участке. Политологи полагают, что подобная практика негативно влияет на электоральною активность. Например, не все американцы регистрируются и не все зарегистрированные избиратели принимают затем участие в выборах
3. Установление избирательных округов и избирательных участков.
Округ -территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо.
- единый избирательный округ — образуется на всей территории, от которого избирается должностное лицо либо на которой проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов
- округа, от которых избирается только один депутат называется одномандатный округ.
- Округа, от которых избираются несколько депутатов, называются многомандатными.
- Создание избирательных органов. Для организационного руководства избирательным процессом обычно создают центральный избирательный орган (Центраьная избирательная комиссия - 15 человек, возглавляет Вит. Чуров), избирательная комиссия субъекта федерации, территориальные (районные гордские) избирательные органы, участковые комиссии.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов.Существуют различные способы выдвижения кандидатов:
-самовыдвижение
-выдвижение инициативной группой Обычно кандидатов выдвигают трудовые коллективы, жители какого-либо населенного пункта, территории. Они проводят собрание, на котором ведется протокол и ставят подписи в поддержку кандидата;
-выдвижение полит. партией
Выдвижение кандидатов заканчивается регистрацией. Для регистрации необходимо:
· Сбор подписей в поддержку кандидата или партии.
(кандидат в президенты- 2 млн. подписей, партии – 200 т. подписей)
· Предоставление избирательного залога (т.е. заплатить определённую сумму, для партии на выборах в Госдуму – 60 млн.р)
· Автоматическая регистрация (если кандидат выдвигается на второй срок)
Только зарегистрированный кандидат может принимать участие в следующем этапе.
2. Агитационная кампания.Это деятельность, направленная на побуждение избирателя голосовать за определенную партию или кандидата.Для ведения агитационной кампании создаётся избирательный штаб. Привлекаются различные специалисты: социологи (для изучения общественного мнения), специалисты по политической рекламе и политическому имиджу, юристы, агитаторы, расклейщики плакатов и т.д. Изучается политическая ситуация, разрабатывается план действий, продумывается политическая реклама (реклама на ТВ, плакаты, листовки, лозунги и т.д.). Для убеждения избирателей в достоинствах кандидатов и преимуществах их программ используются разнообразные средства:
- реклама в СМИ, главное внимание отводится телевидению (политологи считают, что 70% имиджа создается именно с помощью TV): телеролики, участие в дебатах, передачах, различных шоу;
- агитационная кампания "от двери к двери", которая предполагает непосредственную работу активистов кандидата с электоратом по месту жительства;
- встречи кандидата с избирателями;
- адресная рассылка писем от имени кандидата избирателям;
- листовочная и плакатная агитация, (рис.),
- проведение различных акций (митинги, шоу, массовые праздники, раздача партийной символики и т.п.)
Стратегии:
диагностика округа, обследование общественного мнения, анализ структуры электората и выделение целевых групп, своих слабых и сильных сторон, изучение соперников, выявление полного перечня ресурсов которыми обладает избирательное объединение, разработка имиджа избирательного объединения (кандидата
Крейсерская стратегия. Больше всего используется теми кандидатами, которые однозначно лидируют с самого начала кампании, и которым необходимо сохранить свои позиции на протяжении всей кампании. Эта стратегия предполагает, что избирательная кампания будет поводиться планово, ровно, в одном темпе в течение всего времени.
Стратегия рывка.Этот прием используется теми кандидатами, которые не пользуются широкой известностью в начале избирательной кампании. Стратегия заключается в том, чтобы сделать рывок на ранней стадии, за несколько месяцев до выборов. Для этого на одну – две недели закупается большое количество рекламного времени в центральных и региональных теле – радиокомпаниях, заказывается множество газетных публикаций, распространяется большое количество агитационной продукции. Проводятся:
Агитация должна завершаться за несколько дней до дня голосования. ( В России за сутки). Это должно дать возможность гражданам подумать, сделать свой выбор без давления агитаторов.
- Голосование и подведение итогов.Днём голосования, как правило, является выходной. В России голосование проходит с 8.00 утра до 20.00 вечера. В США уже с полуночи в некоторых штатах начинается голосование. Выборы проводят по